Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть I. Концептуальные основы стратегии устойчивого развития 3 страница
Данные обследований свидетельствуют, что загрязнение почв остаточными количествами пестицидов в целом не снижается, что связано с ростом нарушений санитарных и природоохранных требований при применении, транспортировке и хранении пестицидов. Загрязнение почв тяжелыми металлами и мышьяком выявлено в республиках Бурятия, Дагестан, Мордовия и Тыва, краях Красноярском и Приморском, в Иркутской, Сахалинской, Самарской, Костромской, Читинской, Мурманской, Оренбургской, Ивановской и Кемеровской областях и др. Города изменяют экологическую ситуацию не только внутри собственных границ, но и далеко за их пределами. Техногенные выбросы от промышленных источников и транспорта распространяются на прилегающую территорию, являясь причиной загрязнения сельскохозяйственной продукции, ухудшения состояния древостоя и снижения его фитоцидной роли. При этом зоны влияния городов простираются на десятки километров, а крупных промышленных агломераций – на сотни километров, например, Московской – 200 км, Тульской – 120 км, Среднеуральской – 300 км, Кемеровской – 200 км и др. Большие зоны загрязняющего воздействия свойственны и многим отдельным городам: Норильск, Абакан, Новосибирск, Магнитогорск, Омск, Красноярск, Вятка и др. Загрязнение земель нефтью и нефтепродуктами становится одной из крупных экологических проблем России, особенно острой для Западно-Сибирского и Северо-Кавказского регионов, республик Коми, Башкортостан, Татарстан, а также районов Среднего и Нижнего Поволжья. Абсолютное большинство (89–96%) аварийных разливов нефти вызывают сильные и во многом необратимые повреждения природных комплексов. На территории Российской Федерации в настоящее время эксплуатируется более 200 тыс. км магистральных и 350 тыс. км промысловых трубопроводов. Физический и моральный износ технического оборудования, отсутствие надлежащего ведомственного контроля за его состоянием приводят к росту числа аварий. Наибольшее количество нарушений, связанных с загрязнением земель, приходится на регионы размещения нефтегазовой и химической промышленности, черной и цветной металлургии (Ханты-Мансийский автономный округ, Башкортостан, Татарстан, Свердловская обл.). Растет количество нарушений, связанных с захламлением земель. Из учтенных мест организованного захоронения отходов общей площадью 1, 5 тыс. км2 только 80% отвечают действующим нормам. Объем ежегодно образующихся токсичных отходов на предприятиях страны в 1, 6 раза превышает объем используемых и обезвреживаемых отходов. На санкционированные свалки и полигоны твердых бытовых отходов в 1998 г. поступило более 1 млн. тпромышленных отходов. В связи с недостаточным количеством полигонов для складирования и захоронения промышленных отходов широко распространена практика вывоза отходов в места неорганизованного складирования (несанкционированные свалки), что представляет особую опасность для окружающей среды. На основании анализа предварительных данных инвентаризации, общая площадь, занятая местами размещения отходов, в целом по Российской Федерации превышает 200 тыс. га. Более 60 тыс. га занято шламонакопителями и хвостохранилищами, более 100 тыс. га – отвалами, терриконами, шлакозолоотвалами. Площадь под полигонами по обезвреживанию и захоронению отходов составляет около 6, 5 тыс. га, под санкционированными свалками – около 35 тыс. га. Анализ проведения на сельскохозяйственных угодьях в Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, агротехнических, агрохимических мероприятий и коренного улучшения сенокосов и пастбищ, как основы получения продукции растениеводства и животноводства с содержанием радиоактивных веществ в пределах допустимых уровней, а также создания безопасных условий проживания и работы сельского населения на загрязненных территориях, показал, что они явно недостаточны. Недра и минеральные ресурсы. Состояние горных отраслей остается кризисным. В 1996 г. была прекращена добыча на 22 угольных шахтах и одном разрезе. На 74 шахтах и одном разрезе велись работы по их ликвидации. Всего подлежит закрытию 145 шахт и 4 разреза. Если на погашение горных выработок средства выделяются, то природоохранные мероприятия практически не финансируются, что создает предпосылки для крупномасштабных экологических катастроф. Серьезной проблемой охраны недр и окружающей среды является состояние фонда ликвидированных глубоких нефтяных и газовых скважин. На территории Тюменской, Архангельской, Астраханской областей, Республики Коми находится более 15 тыс. разведочных скважин. Эффективный контроль за состоянием этого фонда не ведется. Вместе с тем, частью скважин вскрыты пласты с высоким содержанием токсичных и агрессивных компонентов, и эти объекты потенциально опасны. Крупной проблемой остается погашение пустот, образовавшихся в толще пород при разработке Верхнекамского месторождения калийных солей (Пермская обл.), и, что особенно опасно, для городов Березники и Соликамск. На нефтяных месторождениях Российской Федерации действуют более 248 тыс. км промысловых трубопроводов различного назначения, по которым транспортируются высокоагрессивные продукты – нефть, пластовая вода, попутный нефтяной газ, сероводород. Это приводит к интенсивной коррозии нефтепроводов и авариям. Существует тенденция к снижению надежности и росту аварийности трубопроводных систем, и через 3–4 года эти процессы могут приобрести обвальный характер. Особенно тяжелая ситуация сложилась на месторождениях с падающей добычей – в АО «Татнефть», «Башнефть», «Нижневолжскнефть», «Саратовнефтегаз», которые расположены в наиболее заселенных районах. Тяжелое экономическое положение предприятий, отсутствие эффективных законодательных и экономических механизмов природопользования и охраны природных ресурсов, регулирующих недропользование, ведет к усилению вредного влияния горных работ на окружающую среду. В целом не меняется к лучшему и уровень комплексного использования минерального сырья. Практика применения некомплексной переработки минерального сырья приводит к увеличению содержания вредных примесей в отходах обогатительных фабрик, вызывает загрязнение окружающей природной среды. Несмотря на значительное сокращение объемов добычи и переработки руд горнодобывающими организациями (предприятиями) и уменьшение числа аварий на 39, 3%, противоаварийная устойчивость потенциально опасных объектов горнорудной отрасли остается на низком уровне. По-прежнему не решаются проблемы сверхнормативного износа эксплуатируемого технологического оборудования, несвоевременного обновления изношенных основных фондов, низкого уровня инженерного обеспечения содержания производственных сооружений. Леса, растительный и животный мир. Согласно данным последнего государственного учета лесного фонда, проведенного в 1998 г., общая площадь земель лесного фонда России и лесов, не входящих в лесной фонд составила почти 1181 млн. га, из них 1110, 6 млн. га находилось в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России. Расчетная лесосека по главному пользованию в целом по России в 1997 г. находилась в пределах 542 млн. м3. В 1996 г. использование расчетной лесосеки по главному пользованию составило 19, 1%, в том числе по хвойному хозяйству – 24, 0% (в 1995 г. – 24, 6% и 29, 3%, соответственно). В 1998 г. площадь лесных земель, пройденных пожарами, возросла по сравнению с 1995 г. почти в 12 раз, причем порядка 90% всех лесных пожаров были антропогенного происхождения. Объем сгоревшей на корню древесины в 1998 г. превысил 140 млн. м3, что в 6, 6 раза выше уровеня 1995 г. Общая площадь очагов вредителей и болезней леса в 1998 г. составила 3894 тыс. га, в том числе очагов болезней леса – 955 тыс. га. Особенно остро стоит проблема сохранения природной растительности. Растительный мир Российской Федерации представляет огромную ценность и является базой естественных возобновляемых ресурсов для осуществления перехода страны и ее отдельных регионов к устойчивому, экологически обоснованному развитию. Растительный мир – одновременно и один из основных компонентов природной среды, и важнейшее первичное звено трофических связей, существенным образом влияющее на состояние других элементов экосистемы, в том числе животного мира и человека, 1600 млн. га земельного фонда России в той или иной степени покрыты разнообразной растительностью. Итогами широкомасштабной хозяйственной деятельности стали существенное сокращение запасов естественных растительных ресурсов, обеднение гено- и ценозофонда, упрощение и нивелирование фитоценотической структуры, снижение стабильности природных экосистем, ослабление или утрата средообразующей и средозащитной функции растительного покрова. Однако отсутствие законодательной базы не позволяет организовать полномасштабный учет объектов растительного мира и обеспечить надлежащую систему охраны и рационального использования растительных ресурсов. Сведения о состоянии растительного мира фрагментарны, полная картина по данному природному ресурсу и компоненту природной среды отсутствует. Ресурсный потенциал растительного мира из-за отсутствия надлежащего учета используется зачастую стихийно и нерационально. Например, остается нерешенной проблема учета, оценки, охраны и рационального использования недревесных ресурсов растительного мира на территории лесного фонда, что относится в первую очередь к компетенции органов лесного хозяйства. Значительный потенциал недревесных растительных ресурсов в лесах России используется в размере не более 1% от имеющихся запасов. В Прикаспийском регионе сохраняется реальная угроза распространения процесса опустынивания, особенно на территории Республики Калмыкия, в Ставропольском крае и Ростовской области. Не решаются проблемы сохранения растительности тундры, занимающей около трети территории Российской Федерации. Существует еще одна серьезная региональная проблема, связанная с растительным миром, которая по совокупности требуемых для ее решения мероприятий соответствует федеральному уровню. Озеленение городов и населенных пунктов по-прежнему проводится достаточно стихийно, без надлежащей правовой и экономической базы, в результате, в этой сфере очень мало положительных опыта и примеров. Уровень обеспеченности зелеными насаждениями на душу населения крайне низок и уступает принятым нормам. Сохранение биоразнообразия животного мира, в том числе рыбных ресурсов – приоритетная проблема, решение которой связано с охраной, контролем и регулированием использования объектов животного мира и среды их обитания. Большинству видов беспозвоночных еще не грозит полное исчезновение, в то же время ухудшаются местообитания, и главными причинами является уничтожение, трансформация и разобщение природных сообществ. Данные о численности основных видов охотничьих животных в России свидетельствуют о том, что популяции многих ценных видов охотничьих животных находятся в состоянии депрессии. Особенно проявилось снижение численности диких копытных животных в Центральном и Северо-Западном регионах, где ее спад был обусловлен климатическими причинами и усилен антропогенным воздействием: возросшим браконьерством, отсутствием или недостатком биотехнических мероприятий, снижением уровня технической оснащенности природоохранной деятельности, уменьшением гнездопригодных площадей. Основной объем вылова рыбы (до 60%) в пресноводных водоемах Российской Федерации приходится на бассейны крупных рек, озер и водохранилищ – Обь-Иртышский бассейн, р. Енисей, озера Ладожское, Онежское, Псковско-Чудское, Ильмень, Байкал; водохранилища Рыбинское, Куйбышевское, Саратовское, Волгоградское, Цимлянское. Во многих регионах России эффективность воспроизводства ценных промысловых видов рыб снижается из-за ухудшающейся экологической обстановки водоемов. 1.3. Региональные экологические проблемы По степени изменения природной среды, выражающейся сочетанием и пространственным соотношением экологической ситуации разной степени остроты, выделяются семь рангов (ступеней) экологической напряженности – от очень низкой до очень высокой. В районах первого, второго и третьего рангов преобладают площади, на которых экологические проблемы в традиционном их понимании не имеют места. В районах четвертого и пятого рангов преобладают площади с умеренно острыми экологическими ситуациями, хотя для районов пятого ранга уже существенно возрастает доля территорий с острыми экологическими ситуациями. Для районов, относящихся к шестому рангу, характерно почти равное соотношение территорий с острыми и умеренно острыми экологическими ситуациями. В районах седьмого ранга абсолютно преобладают площади с острыми и очень острыми ситуациями. С учетом указанного ранжирования на территории России выделяются 56 районов, характеризующихся различным уровнем экологической напряженности. Районы с очень низкой экологической напряженностью (1 ранг): Лено-Оленекский, Яно-Индигирский, Хатанго-Анабарский, Горноалтайский, Горносаянский, Северо-Таймырский, Джунгарский, Нижне-Колымский, Корякско-Омолонский. Районы с низкой экологической напряженностью (2 ранг): Новоземельский, Восточно-Кольский, Средне-Сибирский, Витимский, Верхне-Колымский, Охотский, Камчатский. Районы с относительно низкой экологической напряженностью (3 ранг): Полярно-Уральский, Пинежский, Северо-Уральский, Ямало-Тазовский, Олекминский, Сихоте-Алинский, Чукотский. Районы со средней экологической напряженностью (4 ранг): Онего-Кубенский, Мезеньско-Печорский, Унженский, Тувинский, Северо-Байкальский, Южно-Якутский, Приамурский, Сахалинский. Районы с относительно высокой экологической напряженностью (5 ранг): Карельский, Северо-Двинский, Вычегодский, Вятский, Прииртышский, Центрально-Алтайский, Средне-Обский, Средне-Ангарский, Центрально-Якутский, Забайкальский, Калининградский. Районы с высокой экологической напряженностью (6 ранг): Западно-Кольский, Приладожский, Северо-Кавказский, Прикаспийский, Прибайкальский, Хабаровско-Комсомольский. Районы с очень высокой экологической напряженностью (7 ранг): Средне-Русский, Поволжский, Нижне-Донской, Западно-Уральский, Средне-Уральский, Южно-Уральский, Предсаянский, Норильский. Среди районов с очень высокой экологической напряженностью особо выделяется Средне-Русский, где чрезвычайно напряженная экологическая обстановка связана с высоким уровнем экономической освоенности, сильным воздействием мощных промышленных узлов на окружающую среду (особенно в Московском и Тульском промышленных районах), интенсивным сельскохозяйственным производством. Экологические проблемы обусловлены здесь активным загрязнением (например, загрязнение поверхностных вод фосфором достигает 5–10 мг/л) и истощением вод суши, загрязнением почв, деградацией лесных массивов. Многие реки заилены, русла рек Оки, Москвы, Клязьмы сильно изменены. Снижение почвенного плодородия сельскохозяйственных земель за счет эрозии составляет 5–10%, что порождает высокий коэффициент дополнительных затрат – от 2, 0 до 14, 0. Среди населения крайне высок уровень заболеваемости органов пищеварения (Владимирская, Смоленская, Воронежская, Липецкая, Белгородская области). Заболеваемость органов дыхания достигает среднего уровня. В Поволжском районе, протянувшемся через несколько природных зон (от широколиственных лесов до полупустынь), очень высокая экологическая напряженность наблюдается на более 80% площади. В районе, имеющем весьма развитую промышленность и сельское хозяйство (т.ч. на орошаемых землях), образовался сложный комплекс экологических проблем с негативной динамикой истощения и загрязнения вод суши, загрязнения атмосферного воздуха, деградации земель, уменьшения лесистости. В северной части эта динамика связана с интенсивным воздействием промышленного производства, в южной – с химизацией сельского хозяйства и неправильной мелиорацией. Высокая смытость почв приводит к значительному снижению почвенного плодородия и большим затратам на его восстановление (коэффициент дополнительных затрат от 2, 0 до 14, 0). В южной части района все реки заилены, многие пересыхают, поймы распаханы. Овражная эрозия сильная и значительная. Высокие показатели заболеваемости органов дыхания отмечены в Чувашии и Ульяновской области, органов пищеварения – в Ульяновской, Самарской. Волгоградской областях. В Нижне-Донском районе экологические проблемы связаны с загрязнением почв и поверхностных вод в результате высокой химизации земледелия. В частности, содержание фосфора в поверхностных водах колеблется от среднего (5–10 мг/л) на востоке до очень высокого (10–20 мг/л) на юго-западе. Снижение плодородия от смыости почв достигает 5–10%, при коэффициенте дополнительных затрат до 2, 0. Все реки зарегулированы, заилены, пересыхают. На Нижнем Дону из-за сильного снижения уровней воды в межень произошло иссушение поймы. Напряженная экологическая обстановка в районе усугубляется критическим состоянием экосистемы Азовского моря вследствие уменьшения стока рек Дона и Кубани и повышения сброса загрязняющих веществ. В Западно-Уральском, Средне-Уральском и Южно-Уральском районах очень высокая экологическая напряженность связана с преобладанием на территории острых ситуаций, обусловленных высокой концентрацией производств с массированным воздействием на окружающую среду. Следствие этого – высокий уровень деградации земель (в т.ч. от горных разработок), смытости почв, загрязнения и истощения поверхностных и подземных вод, деградации лесных массивов. Снижение плодородия почв достигает 10–20% (коэффициент дополнительных затрат 6, 0–14, 0). Наличие каскада ГЭС на Каме является причиной разрушения берегов водохранилищ, подтопления близлежащих территорий, ухудшения микроклимата и санитарного состояния. Высокий уровень заболеваемости органов дыхания и пищеварения выявлен в Удмуртии, пищеварения – в Пермской и Свердловской областях, органов дыхания – в Башкирии. В Предсаянский район входят такие экономически освоенные территории как Кузбасс, промузлы Красноярского края. Они в первую очередь определяют деградацию земель, загрязнение атмосферного воздуха и почв, истощение и загрязнение поверхностных вод. Здесь характерны деградация лесных массивов и обезлесение, а в южной части района – эрозия и дефляция почв. Высок уровень заболеваний с преобладанием болезней органов дыхания, которые особенно прогрессируют в Кемеровской области, Красноярском крае и Томской области. Указанные обстоятельства обусловливают необходимость учитывать обоснованно допустимый уровень дополнительного антропогенного воздействия. Но это допустимое воздействие зависит как от современного состояния экологической напряженности на территориях, так и от устойчивости их экосистем. Соотношение этих факторов в конкретных регионах страны должно быть выявлено в рамках предстоящих исследовании, а на данном этапе можно принять, что в наибольшей степени допустимое воздействие должно зависеть от уровня современной экологической напряженности. В регионах с очень высокой экологической напряженностью на значительной части их территорий уже превышены возможные пределы хозяйственной емкости экосистем, а в регионах с высокой экологической напряженностью эти пределы пока лишь исчерпаны. Дальнейшее наращивание производства здесь при существующем уровне технологий и существующей структуре хозяйства приведет к окончательной деградации природных комплексов, полному истощению ресурсной базы, формированию стойких очагов заболеваний населения. В регионах с относительно высокой экологической напряженностью хозяйственная емкость экосистем исчерпана в значительной степени. Здесь необходимо частичное изменение структуры хозяйства с учетом внедрения новых технологий, строительство очистных сооружений, восстановление и рекультивация ландшафтов. В регионах со средней степенью экологической напряженности хозяйственная емкость экосистем относительно сохранена. Здесь возможно сохранение существующей структуры хозяйства при внедрении новых технологий и создании очистных сооружений. В регионах с относительно низкой степенью экологической напряженности возможно дальнейшее наращивание производства, частичное хозяйственное освоение новых территорий вне системы особо охраняемых природных территорий. В регионах с низкой или очень низкой степенью экологической напряженности хозяйственная емкость экосистем практически сохранена полностью и согласно Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию хозяйственное освоение новых территорий здесь нецелесообразно, поскольку сохранившиеся на них экологические ресурсы представляют собой бесценный резерв для восстановления биосферы. ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 2.1. Перспективы устойчивого развития России Термин «устойчивое развитие» имеет достаточно длительную историю, восходящую к Декларации первой Конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972) и работам Римского клуба начала семидесятых годов, когда была осознана связь между проблемами окружающей среды, экономическим и социальным развитием. В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440, использовано определение: «устойчивое развитие – это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы». Далее оно развивается: «...Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям. Лишь выполнение этих условий гарантирует сохранение нормальной окружающей среды и возможность существования будущих поколений людей». Однако, в указанном определении основное внимание сконцентрировано на проблеме выживания человечества в связи с наступлением глобального экологического кризиса и в недостаточной мере отражена социальная сущность человека, его постоянное стремление к прогрессу во всех сферах деятельности. Учитывая сказанное, в настоящее время предпринимаются попытки дополнить вышеназванное определение, введя в его содержание моменты, ориентирующие на дальнейший прогресс общества в рамках, определяемых законами развития биосферы. Таким образом, под устойчивым развитием следует понимать такое развитие цивилизации, когда с одной стороны обеспечивается непрерывный прогресс в жизни общества, с другой – развитие общества должно происходить в пределах воспроизводственных возможностей биосферы, которые определены законами ее собственной эволюции. Другими словами устойчивое развитие – это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс общества. Переход на стратегию устойчивого развития означает постепенное обеспечение целенаправленной самоорганизации общества в экономической, социальной и экологической сферах. В этом смысле устойчивое развитие характеризуется экономической эффективностью, экологической безопасностью и социальной справедливостью. Формирование экономики, не разрушающей биосферу – одна из центральных задач становления устойчивого развития. Биосфера, с этой точки зрения, должна рассматриваться не как источник ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого является обязательным условием развития общества. Становление такой системы должно быть сопряжено с обеспечением безопасности в любой сфере деятельности общества и государства. Тем более это относится к экологической безопасности в строительном комплексе. Наряду с этим, устойчивое развитие подразумевает целенаправленные экономические трансформации, ориентированные на достижение оптимальных объемов производства при минимизации затрат, прежде всего природных ресурсов. И учитывая, что формирование спроса зависит от распространенных в обществе потребительских интересов и моделей поведения, на первый план выдвигаются проблемы опережающего развития духовно-нравственных и морально-этических сторон развития личности, во многом определяющих поведенческие стереотипы. Фактор духовности и высокой нравственности развития человеческой культуры во всех ее проявлениях становится одним из определяющих при формировании механизмов перехода России к устойчивому развитию. Эти требования должны реализовываться в рамках достижения сформулированных целей устойчивого развития. Стратегической целью устойчивого развития России является повышение уровня и качества жизни населения на основе научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли. Основными источниками устойчивого развития России являются: биологическое разнообразие, человеческий потенциал, экономические ресурсы. В процессе достижения стратегической цели устойчивого развития его императивом станет сохранение первого источника развития, максимальное использование потенциала второго источника и направление ресурсов третьего источника на развитие человеческого потенциала. Исходные позиции и условия эволюционного процесса устойчивого развития в разных странах имеют свои особенности и предопределяют необходимость при движении к стратегической цели выделения соответствующих этапов с характерными для них целями и задачами. На первом этапе (в краткосрочной перспективе) целью устойчивого развития России является преодоление длительно развивавшегося социально-экономического, экологического и структурного кризиса, охватившего также период перехода страны к рыночной экономике и демократическому гражданскому обществу. В рамках этого процесса важно обеспечить не только общую стабилизацию экологической ситуации в стране, но и ее улучшение в наиболее неблагополучных регионах. Задачи этого этапа стратегии непосредственно связаны с планами действий Правительства по преодолению социально-экономического кризиса и обеспечению условий для перехода страны к стабильной, социально ориентированной рыночной экономике на базе использования преимущественно ее внутренних ресурсов. На этом этапе должны быть заложены основы формирования новой модели российской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство и обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста, позволяющей решать задачи повышения уровня жизни, модернизации производственного аппарата, сохранения целостности и безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства, связанной с необходимой корректировкой рыночных регуляторов и механизмов. Укрепление российской экономики, осуществление структурных преобразований, повышение ее эффективности должно производиться на базе современных экологически безопасных технологий, с использованием современного мирового опыта. Следует оказывать государственную поддержку развитию высокоэффективных производств, малого и среднего предпринимательства, отказаться от реализации проектов, наносящих ущерб окружающей среде. На втором этапе (в среднесрочной перспективе) целью устойчивого развития является обеспечение динамичного социально-экономического развития страны на базе эффективного использования ее экономических ресурсов (включая достижения научно-технического прогресса) и преимуществ международного разделения труда, при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса. Достижение указанной цели потребует решения следующих основных задач. В экономической сфере основной задачей будет продолжение развития эффективной социально и экологически ориентированной рыночной экономики, обеспечивающей достойный уровень жизни людей, экологическую чистоту и конкурентоспособность продукции, адаптацию производственного потенциала к изменениям рыночной конъюнктуры. Важной задачей останется модернизация производственного аппарата, как условия предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. В экологической сфере основной задачей станет сохранение и восстановление естественных экосистем, стабилизация и улучшение качества окружающей среды, снижение сбросов и выбросов вредных веществ в водные объекты и атмосферу, сокращение образуемой массы отходов, особенно токсичных, организация их переработки и утилизации. В социальной сфере основной задачей будет повышение качества жизни, увеличение средней продолжительности жизни населения, улучшение среды обитания человека, развитие его социальной активности, рационализация масштабов и структуры личного потребления, обеспечение равных возможностей в получении образования, медицинской помощи и восстановлении здоровья, социальная защита престарелых, инвалидов и других социально уязвимых групп населения. В сфере развития федерализма и регионального развития задачей устойчивого развития явится сочетание (непротиворечивость) локальных, региональных (на уровне субъектов Федерации) и федеральных действий, координация и сотрудничество в решении экономических, социальных, экологических и других проблем (включая трансграничные), вовлечение населения в реализацию региональных программ развития, особенно на локальном уровне. В сфере науки и технологий главной задачей будет последовательное развитие фундаментальных исследований в сочетании с научно-прикладными разработками, создание и внедрение в практику новых технологий для решения производственных, экономических, социальных и экологических задач. В процессе организации фундаментальных исследований (как основы научно-технического прогресса) приоритетное развитие получит комплекс наук о биосфере и о взаимодействии общества и природы. В сфере воспитания и образования задачей устойчивого развития станет формирование у населения экологически ориентированного мировоззрения, продвижение идей устойчивого развития в массы населения, подготовка инженерного корпуса и кадров менеджмента с учетом необходимости насыщения их профессионального багажа экологическими знаниями, пропаганда идеологии устойчивого развития в средствах массовой информации, обеспечение доступа к экологической информации и к информации о решении проблем устойчивого развития. В этой связи особую актуальность приобретает задача формирования системы всеобщего непрерывного экологического образования.
|