Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть I. Концептуальные основы стратегии устойчивого развития 7 страница
Важной законодательно определенной обязанностью федеральных и территориальных экспертных органов Госкомэкологии России является предоставление для ознакомления общественным организациям (объединениям), осуществляющим общественную экологическую экспертизу, нормативно-технических документов, которые устанавливают требования к проведению государственной экологической экспертизы, а также предоставление средствам массовой информации по их запросам сведений о результатах проведения государственной экологической экспертизы. Общественность в лице отдельных своих представителей может принимать участие в работе государственной экологической экспертизы в том случае, если органы субъектов Российской Федерации или местного самоуправления делегируют их как экспертов для участия в работе госэкоэкспертизы в качестве наблюдателей (ст. 6 и 9). Отметим, что Федеральный закон «Об экологической экспертизе» явно ограничивает права общественности на участие в работе госэкоэкспертизы по сравнению с Законом «Об охране окружающей природной среды», в соответствии с которым право рекомендовать своих представителей для участия в госэкоэкспертизе имеют «экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции» (ст.13). При этом Закон не ограничивает права общественных организаций необходимостью их регистрации в качестве организаций, проводящих общественную экологическую экспертизу. Помимо возможности участия в государственной экологической экспертизе, общественность имеет право участвовать и в ряде других государственных экспертиз, имеющих отношение к окружающей среде и здоровью населения. В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» (ст.20), по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления организуется и проводится общественная экологическая экспертиза. Однако при этом уточняется: «общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Отметим, что в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» только при официальном проведении общественной экологической экспертизы у общественности появляются законодательно обоснованные серьезные возможности как по ознакомлению с экспертируемыми материалами (их в этом случае обязан предоставить разработчик документации), так и по участию в работе государственной экологической экспертизы. Для государственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ должны быть выполнены три необходимых условия: а) должно существовать общественное объединение, которое это заявление будет подавать; б) данное общественное объединение должно быть зарегистрировано в установленном законодательством порядке; в) в уставе подающего заявление общественного объединения должно быть четко написано, что охрана окружающей природной среды является основным направлением деятельности данного объединения и что оно может организовывать и проводить экологическую экспертизу. Напомним, что в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» (ст. 18 и 20), общественное объединение вправе осуществлять свою уставную деятельность без государственной регистрации, не приобретая в данном случае прав юридического лица. Однако, лишь общественные объединения с правом юридического лица могут проводить ОЭЭ (ст.20). В случае государственной регистрации ОЭЭ должна проводиться до государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. При этом очень важным является то, что в соответствии со статьей 22 Федерального закона «Об экологической экспертизе», общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу, имеют право получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в том же объеме, что и органы государственной экологической экспертизы. Как уже отмечалось ранее, есть опасность отказа в представлении материалов на ОЭЭ на том основании, что эти материалы представляют собой коммерческую тайну. Однако как уже отмечалось в соответствии с рядом нормативных актов Российской Федерации, экологическая информация не может быть ни государственной, ни коммерческой тайной. Поэтому даже, если обоснование инвестиций, технико-экономическое обоснование или любая другая документация, подаваемая на государственную экологическую экспертизу, является коммерческой тайной, то экологическая часть этой документации (объем и содержание выбросов и сбросов, количество и номенклатура образующихся отходов, способ их утилизации, зона влияния проекта на окружающую среду и т.д.) не может считаться закрытой и должна быть представлена на общественную экологическую экспертизу. В соответствии со статьей 45 Закона «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) в случаях, предусмотренных уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов), вправе проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг). Отметим здесь два обстоятельства. Во-первых, экспертиза безопасности услуг, как это было показано ранее, может быть экологической (например, экспертиза таких услуг, как обеспечение граждан электроэнергией, топливом, транспортом и т.д.). Во-вторых, как и в случае проведения ОЭЭ, необходимо наличие в уставе соответствующих положений, предусматривающих возможность проведения экспертиз. Напомним, что Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» при регламентировании ОЭЭ (ст.39) не требует, чтобы в уставе организаций, проводящих ОЭЭ, были положения, связанные с общественной экологической экспертизой. В одном из первых российских природоохранительных правовых актах - Законе «Об охране окружающей природной среды» указано, что «общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами Российской Федерации и иными общественными объединениями, трудовыми коллективами, гражданами и ставит своей задачей проверку выполнения требований настоящего Закона министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм их собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами» (ст.72). В этой же статье отмечается, что «порядок проведения общественного экологического контроля регулируется настоящим Законом, законодательством о профессиональных союзах Российской Федерации, трудовых коллективах, общественных объединениях». Российские законы о профессиональных союзах и об общественных объединениях появились спустя несколько лет после выхода Закона «Об охране окружающей природной среды», и в них, действительно, появились положения об общественном экологическом контроле (ОЭК). Так, в статье 20 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», посвященной правам профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды, отмечено, что «профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством. В Законе «Об общественных объединениях» ничего конкретного о проведении ОЭК не сказано, однако, кроме вышеуказанных законов возможность проведения ОЭК предусмотрена законами, посвященными санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и радиационной безопасности. В первом из этих законов указано, что «общественные объединения граждан в соответствии с их уставами и другими нормативными актами, регулирующими их деятельность, вправе осуществлять общественный контроль за выполнением установленных санитарных правил и о его результатах информировать учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР» (ст.35). Если вспомнить весьма всеобъемлющее толкование данным Законом понятия «санитарно-эпидемиологическое благополучие населения» как состояния общественного здоровья и среды обитания людей, «при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности», а также определение санитарных правил (ст. 1 и 3), то следует признать, что в случае выполнения упомянутых положений Закона, он может дать весьма широкие возможности для проведения ОЭК. В статье 12 Закона «О радиационной безопасности населения» указано, что «общественные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять общественный контроль за выполнением норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности». При этом «представители общественных объединений имеют право доступа в организацию, осуществляющую деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации». Следует подчеркнуть, что в Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» также отмечено, что общественные объединения могут осуществлять общественный контроль «в соответствии с их уставами». Таким образом, как и в случае общественной экологической экспертизы, для осуществления общественного экологического контроля экологические объединения должны иметь в своих уставах соответствующие пункты или внести их в свои уставы. Наиболее эффективным является не прекращение экологически опасной деятельности, а ее не допущение. Такая возможность предусмотрена Законом «Об охране окружающей природной среды». В соответствии со статьей 12 этого Закона «граждане имеют право требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека». Тринадцатая статья этого Закона дает и экологическим и иным общественным объединениям, «выполняющим экологические функции», право «требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности». Предприятия, организации и граждане, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, зданий и сооружений, в случае несоблюдения санитарных правил или невозможности их выполнения, обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение этих работ и их финансирование, что предусмотрено статьей 11 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Некоторые основания для прекращения экологически опасной деятельности теоретически может дать и Закон «О защите прав потребителей». В статье 7 Закона отмечается: «если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей). Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности снятие товара (работы, услуги) с производства, изъятие из оборота и отзыв от потребителей производятся по предписанию соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)». Многие виды деятельности, как уже отмечалось можно считать обеспечением потребителей товарами и услугами и отнести отношения, возникающие при этом, к отношениям, регулируемым Законом «О защите прав потребителей». В этом случае потребители (граждане, общественные объединения) вправе требовать прекращения деятельности по производству определенных товаров или оказанию некоторых услуг, если эта деятельность признана экологически опасной. Формально право требовать прекращения деятельности, опасной для человека и окружающей среды, следует из описания прав общественных объединений потребителей, приведенных в статье 45 рассматриваемого Закона, в соответствии с которым «общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) в случаях, предусмотренных уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов), вправе «...» вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о мерах по «...» снятию с производства, изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды». Право требовать временного прекращения опасной для здоровья человека деятельности указано в Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в соответствии с которым «при невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспектора по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо обязаны незамедлительно выполнить такое требование» (ст.20). Обратим внимание на то, что, как это видно из приведенных выдержек из Закона «О защите прав потребителей», требовать прекращения деятельности, опасной для человека и окружающей среды, могут лишь те общественные объединения потребителей, у которых эта возможность отражена в уставе. 2.3.6. Ответственность и обеспечение доступа к правосудию Нарушение законодательства России об охране окружающей природной среды влечет установленную действующим российским законодательством дисциплинарную, административную, либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а для предприятий, учреждений, организаций – административную и гражданско-правовую ответственность. Эта ответственность предусматривает, что нарушитель должен претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные экологическим правонарушением. Ответственность за экологические правонарушения выполняет функции: стимулирования норм права; компенсации ущерба, причиненного природной среде и здоровью человека; обеспечения профилактических мер по предупреждению новых правонарушений. Существуют три наиболее распространенных классификации эколого-правовой ответственности: – по видам природных объектов, охраняемых законом; – по способам причинения вреда: загрязнение, истощение, порча, повреждение, уничтожение; – по применяемым санкциям. Административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации несут должностные лица и граждане, виновные в несоблюдении стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды, в загрязнении природной среды и причинении вследствие этого ущерба здоровью человека, растительному и животному миру, в порче, повреждении и уничтожении природных объектов; невыполнении обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в ее заключении, невыполнении обязательных мер по восстановлению нарушенной природной среды и др. Административная ответственность проявляется в виде предупреждения, штрафа, изъятия орудий нарушения или незаконно добытой продукции, обязанности устранить нанесенный вред, приостановления или прекращения деятельности. Уголовную ответственность несут должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, т.е. действий, посягающих на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека. Согласно законодательству Российской Федерации все предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред природе, здоровью и имуществу граждан загрязнением природной среды, или порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экосистем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме. Должностные лица и специалисты, виновные в нарушении требований по охране окружающей природной среды и использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, по представлению государственных природоохранных органов лишаются премий по основным результатам хозяйственной деятельности полностью или частично. В законодательстве предусмотрена ответственность властей за ограничение экологических прав граждан, в частности, права на доступ к экологической информации и права на участие в подготовке и принятии экологически значимых решений. Ограничение этих прав может привести к административной, материальной, гражданско-правовой и даже уголовной ответственности и повлечь за собой лишение свободы на несколько лет. В соответствии со статьей 14 Закона «Об охране окружающей природной среды», посвященной государственным гарантиям экологических прав граждан и общественных объединений, государство гарантирует экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, гражданам возможность реализации предоставленных им прав в области охраны окружающей природной среды в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Далее отмечается, что должностные лица и граждане, препятствующие выполнению общественными объединениями и гражданами их экологических прав и обязанностей, вытекающих из Конституции Российской Федерации и настоящего Закона, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Закон «Об обжаловании в суд действий, нарушающих права и свободы граждан» с последующими внесениями изменений и дополнений позволяет гражданам обратиться с жалобой в суд, если они считают, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц и государственных служащих нарушены их права и свободы. Граждане Российской Федерации и их объединения (Градостроительный кодекс Российской Федерации, ст. 18) в случаях, если градостроительная деятельность затрагивает их интересы, имеют право: – требовать в административном или судебном порядке отмены решения о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции или вводе в эксплуатацию объектов в случае нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительстве; – требовать в административном или судебном порядке ограничения, приостановления или прекращения деятельности предприятий и других объектов, эксплуатация которых осуществляется с нарушением законодательства Российской Федерации о градостроительстве; – обжаловать в суд заключения органов государственной экспертизы градостроительной и проектной документации; – предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о градостроительстве; – требовать в порядке, предусмотренном действующим законодательством, привлечения к ответственности граждан, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о градостроительстве. Хотя Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» формально не относится к экологическим законам, к нарушениям прав граждан на благоприятную среду обитания можно отнести и санитарные правонарушения, предусматривающие различные виды ответственности за их совершение. По данному в обсуждаемом Законе определению санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства России, в том числе действующих санитарных правил, невыполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы России. Должностные лица и граждане России, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности (ст.27). При этом в соответствии со статьей 30 этого же Закона, за совершение санитарных правонарушений, повлекших или могущих повлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений и смерть людей, должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством России. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» (ст.24), «руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях». В соответствии с российским законодательством экологическая информация не должна признаваться секретной или информацией с ограниченным доступом. Следовательно, любое ограничение доступа к экологической информации является незаконным. Закон «О государственной тайне» также указывает, что должностные лица, принявшие решения о засекречивании экологических сведении (сведении о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии) либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба (ст. 7). Ответственность за сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрена и статьей 6 Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В новом Уголовном кодексе Российской Федерации указываются конкретные меры ответственности за сокрытие экологической информации (ст. 237): «1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей, либо для окружающей среды совершенные лицом, обязанным обеспечивать население такой информацией, наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового». Многие ограничения права общественности на участие в принятии экологически значимых решений являются нарушением Федерального закона «Об экологической экспертизе» и могут повлечь за собой уголовную (ст.31), административную (ст.32), материальную (ст.33) и гражданско-правовую (ст.34) ответственность. В статье 30 данного Закона рассматриваются подобные нарушения, совершаемые: заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами; руководителями специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы и руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы; экспертами экологической экспертизы; должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления. Основными нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются среди прочих: создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы; уклонение от представления специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы и общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных. Среди нарушений законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы и руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы отмечены: необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединении), граждан аргументированных предложении по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе. У руководителей экспертной комиссии экологической экспертизы и экспертов экологической экспертизы одним из основных видов нарушений является «сокрытие от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы или от общественной организации (объединения), организующих проведение экологической экспертизы, сведений, указанных в пункте 2 статьи 16 настоящего Федерального закона». Данный пункт говорит о том, что «экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях». Среди нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления в Федеральном законе «Об экологической экспертизе» отмечаются (ст.30): – организация и (или) проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными организациями (объединениями)»; – прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влияния на ход и результаты проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы»; – незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы». В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» (ст.31), «лица, виновные в совершении нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР». Если же нарушения, которые указаны в статье 30 Закона не влекут за собой уголовную ответственность, то лица, виновные в этих нарушениях, привлекаются к административной ответственности (ст.32). Таким образом, можно заключить, что в соответствии с российским законодательством, нарушение экологических прав граждан, в частности, права на доступ к экологической информации и права на участие в подготовке и в принятии экологически значимых решений, может привести к ответственности вплоть до уголовной и повлечь за собой лишение свободы на несколько лет. Действующее экологическое законодательство предусматривает возможность предъявления в суд исковых требований о прекращении экологически вредной деятельности. Это весьма интересное законоположение даёт гражданам беспрецедентное основание требовать в судебном порядке прекращения деятельности, которая, по их мнению, является экологически вредной. Понятие «экологической вредной деятельности» действующим законодательством конкретно не раскрывается, и нормативные параметры такой деятельности не установлены. Теоретически эта статья даёт возможность обращаться в суд с требованием о прекращении любой хозяйственной деятельности, оказывающей хотя бы малейшее негативное воздействие на окружающую среду. Можно утверждать, что практически всякая хозяйственная деятельность является в определенной степени экологически вредной. Если нет достаточных доказательств считать её причиняющей вред здоровью и имуществу граждан или «народному хозяйству», то уж всегда можно пытаться доказать, что причиняется определенный вред окружающей природной среде в целом.
|