Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экологические требования к рекультивации нарушенных территорий в процессе строительства
В процессе строительства возникает необходимость организации подъездных дорог, подкрановых путей, размещения бытовок для строителей, складирования строительных материалов. При строительных работах неизбежно образуется строительный мусор. После окончания строительства подкрановые пути должны быть разобраны, бытовки убраны, мусор вывезен, территория спланирована, благоустроена и озеленена. Территории за пределами участка строительства, нарушенные в результате прокладки подъездных путей и инженерных сетей, должны быть благоустроены и озеленены. Если эта территория до начала строительства была благоустроена, то необходимо восстановить нарушенное, а в случае невозможности – уровень благоустройства нарушенных территорий не должен быть ниже уровня благоустройства до начала строительства. ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ РАЗРАБОТКИ И СОСТАВУ РАЗДЕЛА «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА Раздел «Охрана окружающей среды» выполняется на предпроектных стадиях – эскизный проект, ТЭО, а также на стадиях проектирования – проект (рабочий проект), если на этих стадиях внесены технологические, планировочные или архитектурно-строительные изменения, влияющие на экологическую характеристику объекта. В состав раздела «Охрана окружающей среды» должны быть включены подразделы по охране отдельных природных сред. В каждом из указанных подразделов должна быть произведена экономическая оценка экологического ущерба, наносимого природной среде. Каждый из подразделов должен быть, как правило, оформлен в виде отдельного тома (книги). Для технически несложных и небольших объектов все подразделы или часть их могут быть представлены в одном томе (книге). При оформлении материалов раздела в виде отдельных томов (книг) в каждый том включают титульный лист, список исполнителей, содержание, введение и общие сведения о предприятии. При оформлении материалов в виде одного тома (книги) указанные выше сведения представляются в общей части тома. 2.1. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения Оценка состояния воздушного бассейна прежде всего включает определение потенциальной опасности его загрязнения в зависимости от природно-климатических факторов конкретной территории города или района, определяющих способность атмосферы рассеивать и адсорбировать вредные примеси. Это зависит от характера турбулентного обмена и скорости ветра, наличия туманов, рельефа местности и других факторов. Неблагоприятный характер рассеивания вредных веществ наблюдается, в частности, при наступлении температурных инверсий. Инверсии представляют собой такое состояние атмосферы, при котором температура в приземном слое воздуха растет, а не падает, как это бывает в обычных условиях. При этом нижняя, менее нагретая поверхность инверсионного слоя вследствие большей плотности, играет роль экрана, от которого факел загрязняющих веществ отражается к земле и распространяется на большие расстояния. Значительное повышение уровня загрязнения воздушного бассейна, как правило, наблюдается при застоях воздуха (сочетание слабых ветров с приземными инверсиями температуры) и штилях (низкие скорости ветра в градации от 0 до 1 м/с). Такие метеорологические условия характерны, например, для районов горных долин, где имеет место скопление более плотного и холодного воздуха в приземном слое, часто наблюдается высокая устойчивость состояния воздушных масс. В случае расположения в долинах промышленных предприятий с вредными выбросами, создаются опасные условия загрязнения атмосферы. Положительную роль в очищении атмосферы играют интенсивное перемешивание воздушных масс, которое может складываться на фоне повышенных скоростей ветра и других факторов, а также осадки, обеспечивающие вымывание примесей из атмосферы. В процессе оценки загрязнения воздушного бассейна города определяются: основные источники вредных выбросов в воздушный бассейн (промышленные и энергетические объекты, автотранспорт) и их характеристики; районы города с уровнем загрязнения атмосферного воздуха сверх нормативного; социально-экономическая оценка уровня загрязнения атмосферы. Для характеристики основных источников вредных выбросов в воздушный бассейн по данным инвентаризации (формы статистической отчетности «2ТП-воздух») определяется количественный и качественный состав вредных выбросов, рассчитывается годовой валовый выброс всех вредных веществ промышленными, энергетическими и транспортными источниками в целом по городу, дается ретроспективный анализ выбросов за 5–10 лет. Оценка загрязнения атмосферного воздуха города и его отдельных районов базируется на расчетных методах определения концентрации вредных веществ и их соединений в приземном слое атмосферного воздуха и установлении ареалов их распространения на территории, прилегающей к источникам выбросов. При оценке загрязнения атмосферы на расчетный срок учитываются не только количество выбрасываемых вредных веществ при существующих объемах промышленного производства, но и предполагаемый рост его мощностей и объемов, возможные варианты очистки, данные об изменении социально-экономических показателей и инфраструктуры города или района. В последние годы широко используются унифицированные программы расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА), например программы типа «экология», которые позволяют описать вклад в загрязнение до 1000 и более источников загрязнения. Результаты расчета загрязнения воздушного бассейна, полученным на ЭВМ, представляют собой изолинии равных концентраций отдельных веществ или их групп. Путем графического совмещения схем распределения концентраций отдельных веществ (или их групп) на территории города составляется итоговая карта районирования городской территории по загрязнению воздушного бассейна. Такие карты выполняются на опорной схеме города в масштабе 1: 25 000. На карте выделяются территории со сверхнормативным уровнем загрязнения, а также показывают места расположения основных источников вредных выбросов. Уровни загрязнения воздушного бассейна в ходе проведения расчетов могут быть описаны либо в натуральных показателях (концентрациях вредных веществ (мг/м3), либо в нормированных показателях, характеризующих кратность повышения ПДК. Поскольку на отдельных участках территории города концентрации вредных веществ могут в несколько раз превышать нормативы ПДК, вводят дополнительную оценку загрязнения по степеням опасности для здоровья населения (используется условный индекс «Р», характеризующий степень опасности загрязнения для одного компонента или для суммы вредных веществ с учетом кратности превышения ПДК и класса опасности вещества). Результатом оценки может явиться выделение на территории города зон с «допустимым», «слабым», «умеренным» и «сильным» уровнем загрязнения. При определении факторов, обуславливающих то или иное состояние атмосферного воздуха, принимаются во внимание особенности планировки и застройки города, в целом и его отдельных элементов (ориентация и профили улиц, формирующие аэрационный режим на городской территории, влияние открытых, застроенных и озелененных пространств на характер движения и турбулентный режим воздушных потоков и др.). Оценивая комплексно воздействие хозяйственной деятельности на состояние атмосферного воздуха, приходится в совокупности рассматривать природные, социальные и экономические явления. Поступая в окружающую среду, многие загрязняющие вещества становятся причиной изменения важнейших свойств природных систем и приводят к серьезным негативным социально-экономическим последствиям, увеличению заболеваемости населения, воздействию на основные фонды жилищно-коммунального хозяйства, на растительный и животный мир, памятники истории и архитектуры и др. Поэтому необходимо представлять масштабы социально-экономического ущерба, связанного с рассматриваемым воздействием. При разработке подраздела «Охрана атмосферного воздуха отзагрязнения» необходимо руководствоваться нормативно-методическими документами по охране атмосферного воздуха: строительными нормами и правилами (СНиП), санитарными нормами и правилами (СанПиН), гигиеническими нормами проектирования производственных объектов (ГНП) и стандартами, регламентирующими требования по охране атмосферного воздуха от загрязнения при строительстве и эксплуатации проектируемых объектов. Подраздел разрабатывается на стадии предпроектной проработки (ТЭО) и на стадии проект (рабочий проект). На стадии проект (рабочий проект) подраздел разрабатывается в случае, если в эти стадии внесены технологические, архитектурно-строительные и другие решения, отличающиеся от заложенных в ТЭО и приводящие к увеличению выбросов вредных веществ в атмосферу.
|