Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первая Конституция Франции 1791 г.
Учредительное собрание приступило к выработке Конституции почти одновременно с составлением Декларации.Уже к концу 1798 г. оно обсудило и утвердило основные конституционные принципы, определяющие статус высшего органа законодательной власти, короля, правительства, суда, избирательной системы.Но ост-рая полит/борьба в стране постоянно переключала внимание Соб-рания на решение др неотложных дел.Отдельные положения Кон-ституции принимались в виде законов, не всегда согласованных др с др.Это побудило Собрание создать особую комиссию по отбору и систематизации конституционных актов.Составленный комисси-ей свод конституционных законов лег в основу конституционного проекта, к-рый 3 сентября 1791 г.был утвержден Собранием. Вско-ре его подписал король.Конституция устанавливала гос/строй, ос-нованный на принципах разделения властей, ограничения монар-хии, утверждения национального суверенитета представительного правления.Провозглашалось унитарное гос устройство.Соответст-венно четко формулировалось единство гос/власти, тер-рии и пра-вового пространства.Высшим органом законодательной власти становилось однопалатное Национальное собрание, к-рое избира-лось на 2 года и не могло быть распущено королем.Депутаты на-делялись правом неприкосновенности. Главным назначением На-ционального собрания являлось принятие законов.Законопроект, принятый Собранием, подлежал утверждению королем.Но если от-вергнутый королем законопроект был вновь принят следующими двумя новыми составами Национального собрания, то он приобре-тал силу закона.Компетенции Национального собрания подлежали следующие основные вопросы: в области военных дел- издание ежегодных постановлений о численности и составе вооруженных сил, определение их денежного содержания, объявление войны; в области финансов-ежегодное составление и утверждение бюд-жета, установление налогов, контроль за расходованием гос/средс-тв; в области административного управления-учреждение и упра-зднение гос/должностей; в области юстиции-привлечение к угол ответств-сти перед Верховным судом министров и др высших должн лиц, возбуждение уголов преследования лиц, подозреваемых в заговоре против безопасности гос-ва; в области внешних отно-шений-ратификация договоров с иностр гос-вами.Устанавливался порядок, в соответствии с к-рым сессии Собрания должны были созываться непосредственно в силу закона, а не по усмотрению ко-роля.Исполн власть вручалась королю, к-рому предстояло осуще-ствлять ее с помощью назначаемых им министров.Король воз-главлял вооруж/силы, назначал часть командного состава, утверж-дал назначение высших чиновников, осуществлял общее руководс-тво внутренним управлением и внешними отношениями.Исполн власть короля значительно ограничивалась.Он мог действовать то-лько в рамках законов, принятых Собранием.Вводилась контрасиг-натура- распоряжения короля приобретали законную силу лишь после подписания их соответствующим министром, к-рый и нес ответств-сть за принятое решение.Министры назначались коро-лем, но могли быть преданы суду Национальным собранием за не-правомерные действия по своему ведомству.Управление на местах возлагалось на выборные органы, к-рые действовали под руково-дством и контролем соответствующих министров.Король мог от-менить решения местных властей, если они противоречили зако-нам и постановлениям правительства, а в случае неповиновения отстранить их от долж-ти, поставив об этом в известность Собра-ние.Последнее отвергало или утверждало принятое решение, могло предать виновных суду.Судебная власть осуществлялась выбран-ными на срок судьями.Для рассмотрения угол дел учреждался суд присяжных.Создавался кассационный суд.Он должен был при-нимать решения по жалобам на приговоры, вынесенные судами в последней инстанции, и некоторым др заявлениям.Предусматрива-лось создание Верховного суда, призванного разбирать правонару-шения министров, а также преступления, угрожающие безопас-ти гос-ва.Особое значение имели разделы Конституции, посвященные избирательной системе.Депутаты Нац собрания должны были из-бираться на основе двухстепенных выборов, в к-рых могли участ-вовать только активные граждане.Ими признавались лица, имею-щие франц гражд-во, 25 лет от роду, проживающие в определенном месте в течение установленного законом времени, уплачивающие прямой налог в размере оплаты не менее 3х рабочих дней, не находящиеся в услужении, внесенные в список национальной гвар-дии.Право быть выборщиками получили те активные граждане, ра-змеры дохода к-рых в зависимости от места их проживания равнялись оплате труда за 100-200 раб дней, те, к-рые нанимали или арендовали имущество стоимостью, эквивалентной оплате труда за 400 рабочих дней.В Конституции нашли воплощение при-нципы национального суверенитета и представительного правле-ния.Конституция гласила: «Суверенитет принадлежит нации: он не-делим, неотчуждаем и неотъемлем.Ни одна часть народа, никакое лицо не может присвоить себе его осуществление».Король не был более королем по праву преемства.Он утверждался по воле нации и подчинялся конституционному закону.Конституционное вопло-щение национального суверенитета использовалось для обоснова-ния цензового избирательного права.Бытие нации не зависит от отдельных «воль» составляющих ее индивидов.Нация может по своему усмотрению установить условия и порядок избрания определенного круга лиц, а также назначения определенного лица, к-рому вверяется национальное представительство.Нация как бы уполномочивает его реализовывать принадлежащую ей власть. Вводя понятие представительного правления, Конституция неразрывно связывала его с цензовым избирательным правом.Однако представительное правление не было исключительно выборным: король наряду с Национальным собранием объявлялся уполномоченным нации.Конституция категорически отвергала возмо-жность деления законодательной власти м/у отдельными депутатами Нац собрания.Их законодательная деятельность счита-лась выражением не суммы отдельных волеизъявлений, а объекти-визацией некой общей публичной воли, формирование к-рой не обязательно связывалось с учетом мнений всех граждан. Пред-полагалось, что власть, к-рую осуществляет депутат, есть власть не его избирателей, а всей нации.Депутаты юридически не являются ответственными перед избирателями и независимы от них.Они Не связаны обещаниями, данными в ходе избирательной кампании. Соответственно «избиратели не могут давать им никаких нака-зов».Деление страны на избирательные округа рассматривалось как чисто техническая операция, ни в коей мере не устанавлива-ющая какой-либо юрид связи м/у избирателями и уже выбранным ими депутатом.Таким образом, единственным средством воздейст-вия на него была угроза его возможного неизбрания на следую-щий срок.Крупные предприниматели(банкиры, собственники ма-нуфактур и др.)ч/з своих депутатов овладели законодательной вла-стью, а дворянство во главе с королем-исполнительной.Большин-ство депутатов были настроены консервативно-они считали ре-волюцию законченной.По-иному ситуацию в стране оценивал на-род.Крестьянство, не удовлетворенное аграрным законодательс-твом, усиливало борьбу за землю, полное упразднение сеньори-альных повинностей.Трудящиеся горожане требовали принятия действенных мер против безработицы, роста цен.Конституция продемонстрировала свою нежизнеспособность.Объективно пред-назначенная для функционирования в рамках сравнительно ста-бильного общественно-политического строя, она не могла быть реализована в обстановке нарастающих социально-политических противоречий.
|