Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вторая республика во Франции. Конституция 1848 г. Вторая империя.
Зимой 1848 г.население Парижа, прежде всего рабочие, подняло-сь на вооруж/восстание.Непосредственным толчком к нему послу-жил расстрел в феврале этого года мирной безоружной демонстра-ции парижан, требовавших демократизации полит/строя и приня-тия конкретных мер по улучшению тяжелого экономич положения народа.На следующий день восставшие овладели основными стра-тегическими пунктами столицы.Луи-Филипп отрекся от престола. Сформировалось Временное правительство из представителей ли-берально-демократич оппозиции.Была провозглашена республика. Правительство обязалось ввести всеобщее прямое избирательное право.Декретом о труде провозглашалось право на труд и обязан-ность гос-ва обеспечить всех работой, сократить продолжительно-сть рабочего дня в Париже до 10 часов и в провинции до 11.Было обещано провести и др демократические меры.Одновременно пра-вительство укрепляло вооруженные силы.Весной 1848г. состоя-лись выборы в Учредительное собрание, к-рое должно было при-нять конституцию республики.Подавляющее большинство Собра-ния составили крупные буржуа и земельные собственники, генера-лы, представители высшего духовенства.После выборов новые правящие круги отменили все нормативные акты, предусматрива-вшие некоторое улучшение положения трудящихся.Не исключено, что буржуазное правительство, ободренное результатами выборов, умышленно провоцировало рабочих на выступление.Восстание началось 22июня 1848г.Четыре дня рабочие героически сражались на баррикадах, но, не имея союзников, были разбиты регулярной ар-мией-мобилями(мобильной гвардией).Конституция 1848года. Основными принципами установленного Конституцией гос/строя стали республиканская форма правления, разделение властей, представительное правление.Высшим органом законод-ной власти объявлялось Национальное собрание.Ему предоставлялось исклю-чительное право принятия законов, включая формирование бюд-жета, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых дого-воров и некоторые др вопросы.Депутаты Собрания избирались сроком на 3 года.Главой исполнит власти становился президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и др высших должн лиц. Учредительное собрание поставило президента во многом в неза-висимое от парламента положение: президент выбирался избирате-лями от департаментов, а не Собранием.В качестве совещатель-ного органа, рассматривающего законопроекты правительства, уч-реждался Гос совет.В его компетенцию входил также надзор за применением законов.Члены Гос совета назначались Националь-ным собранием сроком на 6 лет.Органы центрального и местного управления не претерпевали сколько-нибудь существенных из-менений.Сохранялось прежнее административно-территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны.Неизменной ос-тавалась власть префекта в департаменте.Вводилось всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании.Избирате-лями могли быть все французы в возрасте от 21 года, по-льзующиеся гражданскими и политич правами.Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста.Специальная глава Конституции была посвящена демократическим правам и свободам граждан.Фиксированные в Конституции демократич- институты, равно как и последовательно проведенное разделение властей, могли быть успешно реализованы лишь при условии от-носительно стабильной внутриполитической обстановки, чего не было тогда во Франции.М/у тем Конституция не содержала долж-ных правовых средств стабилизации общества.Более того, она не предусматривала необходимых «противовесов» в случае возмож-ного конфликта конституционных властей.Либерально-демокра-тические положения Конституции оказались недолговечными. Сначала был введен 6-месячный ценз оседлости для избирателей, потом его увеличили до 3 лет.Определение срока проживания ра-бочих было поставлено в зависимость от показаний работода-телей.В результате из списков избирателей вычеркнули свыше 3 млн. граждан.Вторая империя. Первым избранным президентом республики стал Луи-Наполеон, племянник Наполеона Бонапарта. Луи-Наполеон был избран главным образом благодаря голосам крестьян, наивно поверивших бонапартистским агитаторам, уверя-вшим, что «племянник своего дяди»уменьшит бремя налогов, обес-печит дешевые кредиты ит.д.Эти обещания не были выполнены. Что касается банкиров и крупных предпринимателей, то канди-датура Луи-Наполеона устраивала их главным образом постольку, поскольку они связывали с его первоначальной популярностью и честолюбием планы установления в стране сильной власти, спо-собной предотвратить новые революционные выступления и обес-печить им полную свободу для спекуляций внутри страны и коло-ниальных захватов за ее пределами.Всем этим воспользовался Луи-Наполеон.Его желание остаться у власти наталкивалось на твердый срок президентства, установленный Конституцией(4г), и запрещение переизбрания.В дек1851г., грубо нарушив Конститу-цию, Луи-Наполеон, опираясь на худшие элементы войска, разог-
нал Национальное собрание.Наиболее активные антибонапар-тисты были арестованы, Конституция 1848 г. упразднена.Военно-полицейскими мерами были разгромлены или загнаны в подполье еще оставшиеся к тому времени республиканско-демократические группы и организации. Многие республиканцы были вынуждены эмигрировать.В нояб1852г.специальным законом империя была восстановлена де-юре, а Луи-Наполеон стал императором францу-зов под именем Наполеона III.В стране установилась военно-полицейская диктатура Луи-Наполеона. Новому режиму были свойственны некоторые специфические черты. Играя на противоречиях, лавируя между интересами буржуазии и пролетариата, империя пыталась играть роль посредника между ними, надклассового арбитра, стараясь внушить мысль о возможности ликвидации межсоциальных противоречий мирным путем при содействии властей. Вместе с тем монархия преследовала демократические организации.
17. Третья республика во Франции. Конституционные законы 1875 года. Политическая проблема первых послевоенных лет была связана с будущим государственным строем страны. Принятие Конституции должно было стать делом Учредительного собрания. Однако по настоянию правительства функции такого органа были вручены Национальному собранию. Его состав был крайне консервативным. Подавляющее большинство составляли монархисты. Но во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии. Это вынудило монархическое большинство в Собрании временно отказаться от восстановления монархии. Собрание несколько изменило свою политику, суть которой создать строй максимально приближенный к монархии, чтобы затем вернутся к ней. Конституционные законы 1875 г. Было принято три основных закона, которые в совокупности и составили новую Конституцию страны: Конституционный закон об организации государственных властей, Закон об организации сената и Закон об отношениях государственных властей. Конституционные акты определяли структуру и компетенцию отдельных высших органов государственной власти. Ни одна статья прямо не утверждала республику. Лишь наличие президентской власти свидетельствовало о немонархической форме правления да в самом Законе употреблялся термин «президент республики». В Конституции не были упомянуты демократические права и свободы граждан. Но в целом три конституционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством. Президент избирался на семь лет абсолютным большинством голосов сената и палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия сената он распускал палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности. Он имел право помилования. Законодательная власть должна была осуществляться палатой депутатов и сенатом. Констатирование парламентских учреждений преследовало прежде всего цель нейтрализовать палату депутатов — по существу единственный орган в системе государственного механизма, комплектуемый на основе прямых выборов, поэтому в какой-то мере зависящий от мнения избирателей. В качестве противовеса нижней палате учреждался сенат. Сенат был независим от рядовых избирателей. Вместе с тем сенату предоставлялись равные с палатой депутатов права в области законодательства. Устанавливалось только, что палата депутатов первой рассматривает финансовые законопроекты. Фактически создавалось положение, когда без согласия сената ни один законопроект не мог получить силу закона. Более того, сенат имел ряд преимуществ по сравнению с палатой депутатов. С его согласия президент мог распустить палату депутатов, сенат же роспуску не подлежал. Сенат мог быть превращен в верховный судебный орган для суда над президентом и министрами. В Конституции не было специального раздела, посвященного высшим органам государственного управления. Законы содержали отдельные фрагментарные положения, касающиеся деятельности министров. Так, говорилось о солидарной ответственности министров перед палатами за общую политику правительства, о праве министров иметь доступ в обе палаты и т. д. Всем этим по существу и ограничивалось содержание конституционных законов.
Борьба между монархистами и республиканцами продолжалась и после 1875 г. Содержание борьбы во многом определялось стремлением отдельных групп монархически настроенных банкиров, крупных предпринимателей и землевладельцев занять особо привилегированное положение в государстве. Против претендентов на «монополию власти» выступала вся остальная Франция. Это и обусловило конечную победу республиканцев. Упрочение республики привело к важному изменению фактического конституционного режима. Это касалось прежде всего президентской власти. Широкие полномочия президента стали предметом резкой критики. В то же время в конституционных полномочиях главы государства новые правящие круги видели важную гарантию на случай внутриполитических осложнений. Выход был найден в фактическом ограничении роли и функций президента. Стали выбирать малозначительных деятелей, не способных к проведению самостоятельной политической линии. Большая часть правомочий президента фактически перешла парламенту и правительству. При фактическом сужении его полномочий ему отводилась роль своеобразного резерва власти на случай возможного кризиса парламентских и правительственных структур. В 1884 г. в обстановке оживления демократического движения в стране были приняты некоторые важные поправки и дополнения к Конституции 1875 г. В частности, запрещалось пересматривать республиканскую форму правления; представители династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента; был изменен порядок комплектования сената (упразднялась категория несменяемых сенаторов — теперь их всех избирали выборщики от коммун; причем коммуны с большей численностью населения избирали большее количество выборщиков). В итоге фактический конституционный строй претерпел важные изменения. В конце XIX в. в стране утвердилась парламентская республика. Парламент занял доминирующее положение в государственном механизме. Это прежде всего неограниченные полномочия в области законодательства и расширение влияния на деятельность правительства. Совет министров формируется из представителей партий, получивших большинство на выборах и составивших парламентское большинство. Правительство ответственно перед парламентом (вотум недоверия, вынесенный хотя бы одной из палат парламента, обязывал правительство выйти в отставку). Произошло умаление власти президента. Наделенный конституционными законами значительными полномочиями, он на практике не оказывал существенного влияния на государственную работу. Важным элементом механизма власти, утвердившейся в стране, стали политические партии. К концу XIX в. исчезло прежнее деление партий на монархические и республиканские. Бывшие крайние монархисты составили небольшую, пользующуюся незначительным влиянием консервативную партию. Не выступая открыто против республики, она пыталась помешать всем мероприятиям, способствующим демократизации государственного строя. Республиканцы разделились на несколько политических группировок, основными из которых были левые республиканцы, левые демократы, республиканско-демократический союз. Они не представляли сколько-нибудь устойчивых объединений. Непрерывно следовавшие одно за другим социально-политические потрясения препятствовали консолидации политических сил. В конце XIX в. возникли рабочие партии. Парламент оставался основным звеном государственных властей. В этой связи особое значение имел порядок выборов депутатов. Палата депутатов избиралась на основе прямого избирательного права по мажоритарной системе в два тура. Страна делилась на избирательные округа. От каждого округа мог быть избран один депутат. В первом туре избранным считался кандидат, собравший абсолютное большинство голосов В выборах могли участвовать лица, имевшие французское гражданство, достигшие 21 года и проживавшие в одном месте не менее шести месяцев. Избирательных прав были лишены женщины, военнослужащие и коренные жители колоний. Сенаторы избирались путем непрямого всеобщего голосования. Каждая коммуна выбирала одного выборщика. Выборщики избирали сенаторов. Избирательными округами для них были департаменты. Для избрания в сенаторы требовалось абсолютное большинство голосов в первых двух турах. В третьем туре достаточно было относительного большинства. Правительство. Многопартийный состав парламента приводил к частой смене кабинетов министров. Срок функционирования правительства в период с 1875 по 1918 г. не превышал в среднем одного года. Местное управление. Республика в основном сохранила прежнее административно-территориальное деление, унаследованное от Первой империи. Отдельные министерства имели департаменты, а в ряде случаев в более мелких административных единицах свои территориальные управления. Полномочным представителем центральной власти в департаменте, концентрировавшим почти всю полноту власти на местах, являлся префект, назначавшийся на пост декретом президента. Во главе округа находился супрефект, назначавшийся министром внутренних дел и подчиненный префекту. Выборные местные органы. Департаментские генеральные советы, окружные советы, муниципалитеты в коммунах ведали вопросами местного благоустройства, раскладки налогов и т. д.
|