![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Создание единой Германии. Северогерманский союз. Провозглашение империи. Конституция 1871 г
К началу XIX в. Германия все еще оставалась, хотя и номинально, «Священной Римской империей германской нации», числившей в своем составе более 300 государств. Большинство из них было и малоземельным и малочисленным по населению.Французская ре-волюция, «точно громовая стрела, ударила в этот хаос, называемый Германией».Наполеон не оставил камня на камне от «Священной Римской империи германской нации».Наполеон перекроил карту Германии: из 51 вольного города он оставил всего пять, остальные передал десятку наиболее сильных государств, положив начало дальнейшим тер-риальным переделам, произведенным уже после поражения Франции и отречения Наполеона (1815 г.).Победа над Наполеоном, в войне с к-рым (хотя и на вторых ролях) принимали участие Австрия и Пруссия, дала Германии новый шанс создать единое гос-во, тем более вероятный, что«Священная Римская импе-рия германской нации» была ликвидирована французским завое-вателем. Германский союз.Поражение Франции не восстановило архаической Германской империи.Вместо нее Парижским тракта-том 1814 г. был образован так называемый Германский союз, сос-тоявший из 34 гос-тв-королевств, княжеств, герцогств и 4-х воль-ных городов-Франкфурта, Гамбурга, Бремена и Любека.Каждое из вошедших в Союз гос-в сохраняло свою независимость. Главенст-во в Союзе принадлежало Австрии.Германский союз не был ни унитарным ни федеративным государством.Единственным связу-ющим органом Союза был Союзный сейм, но уполномоченные строго придерживались инструкций своих правительств, тогда как для решения вопросов, касавшихся Герман союза, требовалось еди-ногласие членов Сейма.Он заседал (редко) в полном составе (на так называемом пленуме- 69 голосов) или в узком (17 голосов). Все действительно важные вопросы решались, узким составом. Председательствовала в Сейме Австрия- в то время самое крупное гос-во Герман союза.Каждое из вошедших в Союз гос-в было суверенным и управлялось по-разному.В одних удерживалось самодержавие, в других были созданы подобия парламентов (зем-ские собрания) и лишь в немногих писаные конституции фик-сируют приближение к ограниченной монархии (Баден, Бавария, Вюртемберг и др.).Победа над Австрией выдвинула Пруссию на роль объединяющей Германию силы.К осознанию этой роли Пру-ссия пришла еще в царствование Фридриха II (1712-1786 гг., кор-оль с 1730 г.).Пруссия была единственным немецким гос-вом, вве-дшим у себя всеобщую воинскую повинность и всеобщее обязате-льное обучение.Последнее позволило Пруссии иметь грамотных рекрутов Новое гос-во в 1867 г. получило и новую Конституцию, отдававшую управление Союзом прусскому королю («президенту»), канцлеру и двум палатам.Нижняя из них, как мы уже знаем, избиралась на основе всеобщего избирательного права.В Союз не вошли южногерманские гос-ва Бавария, Саксония, Вюртемберг и др.Их насильственному объединению в новую империю препятст-вовала Франция, не без тревоги наблюдавшая за образованием «великой империи» на своих восточных границах.В 1870 г. Прус-сия спровоцировала войну с Францией (не без воинственных, впрочем, намерений правительства Наполеона III).В этой войне Франция была разгромлена.Северо-Германский союз смог осу-ществить давно задуманный Пруссией план присоединения южно-германских государств. Присоединение было оформлено дого-ворами, ратифицированными парламентами соответствующих стран.Прусский король был коронован императором объединенной Германии.Таким образом, в центре Европы возникло новое государство — Германская империя.Конституция Германии 1871 г. Согласно новой германской Конституции в состав новообразованной империи вошли 22 монархии (среди них Пруссия, Бавария и Саксония) и несколько вольных городов, включая Гамбург. Конституция наделила эти государства незначительной самостоятельностью, постепенно сокращавше-йся.Главой империи был прусский король.Королю присваивался титул императора.Он был главой вооруж/сил, назначал чиновников империи, включая главу правительства- имперского канцлера. Им-ператору предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии.Конституция дозволяла ему непо-средственное руководство министрами империи и, конечно, самой Пруссии.Члены верхней палаты- Союзного совета (бундесрата) назначались правительствами союзных гос-в.Нормы представите-льства от каждой земли были установлены в Конституции.При этом Пруссию представляли 17 депутатов из 58, остальные гос-ва имели от одного до шести депутатов.По Конституции Союзному совету вручалась законодательная власть-наряду и вместе с рейхс-тагом- и значительная исполнит власть (ст. 6).Бундесрат располаг-ал своим аппаратом- комиссиями, специализированными по раз-личным областям общественной и гос жизни.Самое важное заклю-чалось в том, что бундесрату, помимо нижней палаты и даже наперекор ей (ст.7), было предоставлено право издания указов, имев-ших ту же силу, что и закон.Пруссия осуществляла свою власть ч/з верхнюю палату империи.Председателем палаты был по положе-нию канцлер империи- прусский министр, назначаемый по воле прусского короля.Это давало Пруссии преобладание в бундесрате. Для отклонения законопроекта об изменении Конституции требо-валось всего 14 голосов, между тем Пруссия была представлена в верхней палате первоначально 17 депутатами, затем их стало 22. От Пруссии зависело отклонение любого законопроекта, касающе-гося перемен в армии и флоте, а также налогов и сборов. Неудиви-тельно, что депутаты мелких гос-в нередко отказывались присутст-вовать на заседаниях бундесрата.Депутаты нижней палаты парла-мента (рейхстага) избирались сначала на 3 года, а с 1887 г.- на 5 лет.Конст-ция отводила рейхстагу важное место в законодатель-ном процессе, но фактическая его власть была сравнительно небо-льшой.В тех случаях, когда рейхстаг отклонял внесенный прави-тельством законопроект, его, чуть отредактировав, утверждал бун-десрат в качестве указа.Неоднократные попытки рейхстага устано-вить хотя бы минимальный контроль над исполнит властью неиз-менно завершались поражением: бундесрат и правительство блоки-ровали все, что носило признаки либерализма в отношениях м/у законодат-ой и исполнит-й властями.Таким образом, разделение властей на законод-ю и исполнит-ю в той или иной степени признавалось Бисмарком и его окружением, но системы сдержек и противовесов, направленной на демократизацию власти, так и не было создано вплоть до Веймарской конституции 1919 г. Статья 20 Конституции декретировала введение всеобщего мужского избирательного права. Бисмарк, вынужденный ввести этот институт в Конституцию, считал всеобщее голосование вредным и опасным. Эта опасность компенсировалась установлением открытого голосования, обеспечивающего, по словам Бисмарка, наибольшее влияние людей просвещенных, благоразумие которых диктуется стремлением к надежной «охране собственности».досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением верхней палаты (бундесрата), и это происходило не один раз. Имперское правительство было представлено единственным лицом — канцлером. Кабинета министров не существовало. Министры, ведавшие определенным кругом вопросов, находились в подчинении канцлера, были практически его заместителями по тому или иному ведомству. Функции имперского правительства были весьма широкими. Помимо вопросов внутренней и внешней политики, руководства вооруженными силами, средствами сообщения и связи оно ведало также банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной службой и т. п. (ст. 4). На долю местных правительств приходилось главным образом исполнение имперских законов, имевших преимущества перед законами областей. Конституция 1871 г. была полна юридических нелепостей и несообразностей. Так, император был связан контрассигнатурой канцлера, которого он же был волен назначать и смещать по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король он мог приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный ему закон, касающийся Конституции, финансов и военного дела.
|