Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первая республика во Франции. Конвент. Якобинская диктатура. (Революционный порядок управления). Ликвидация феодальных прав.






 

В 1792 г. на политическую борьбу в стране начинает все более ощутимо оказывать влияние внешне­политическая обстановка, складывавшаяся вокруг революционной Франции. Оформилась антифранцузская военная коалиция круп­нейших европейских монархий. Ее целями провозглашались воен­ный разгром революционной Франции и восстановление в ней старого порядка.
В народе усилились антимонархические настрое­ния, которые особенно возросли после неудачной попытки бегства короля с целью возглавить иностранную интервенцию.

В это время повысилось значение Парижской коммуны — ор­гана самоуправления столицы. Она состояла из представителей секций (административных единиц — органов местного управления отдельных районов столицы) Парижа. Каждая секция посылала в Коммуну трех выборных делегатов. Секции возникли еще в пе­риод выборов в Генеральные штаты (тогда это были районные со­брания, выборщиков в Генеральные штаты). Первоначально в Коммуне преобладало влияние фельянов, затем жирондистов, но неуклонно росло число сторонников якобинцев.

В ночь на 10 августа 1792 г. образовалась так называемая повстанческая Парижская коммуна (большинство в ней составля­ли якобинцы). К ней присоединилась значительная часть прежней Коммуны (около 80 человек).

10 августа 1792 г. был взят штурмом королевский дворец, правление фельянов свергнуто. Коммуна, у которой оказалась вся власть в столице, арестовала Людовика XVI и заставила Законода­тельное собрание принять ряд важных решений. Декреты от 10 августа отстраняли короля от обязанностей главы исполнительной власти, наделяли Законодательное собрание правом (временным) назначать министров «путем индивидуального выбора, но они не могут быть намечены из его среды»; объявляли о созыве нового органа государственной власти — Национального конвента.

Декрет от 11 августа 1792 г. устанавливал новый порядок вы­боров в Конвент: «Первичные собрания изберут такое же количе­ство выборщиков, какое они избирали во время последних выбо­ров. Разделение французов на граждан активных и пассивных уничтожается. Для того чтобы быть допущенным к выборам, дос­таточно быть французом, иметь от роду 21 год, иметь оседлость в данной местности в течение одного года, жить на доходы или трудовой заработок и не являться прислугой... Для того чтобы иметь право быть избранным в качестве депутата или выборщика, достаточно иметь от роду 25 лет и удовлетворять условиям, тре­буемым предыдущей статьей. Выборы будут произведены по тому же способу, как и выборы в Законодательное собрание». Было принято решение о новых выборах во все муниципалитеты и суды на основе нового избирательного права.

В последующие дни Парижская коммуна арестовала значи­тельное число контрреволюционеров. Для суда над ними учреж­дался Чрезвычайный уголовный трибунал (декрет Национально­го собрания от 17 августа 1792 г.).

Взамен смещенного правительства Законодательное собрание сформировало Временный исполнительный совет, в основном из жирондистов.

В сентябре завершились выборы в Конвент. Конвент начал свою работу в дни победы над интервентами при Вальми. В обстановке всеобщего ликования и энтузиазма намети­лось даже подобие временного примирения сторон. Практически единодушно Конвент утвердил упразднение монархии во Франции и отмену Конституции 1791 г., а вместе с ней и деление граждан на активных и пассивных (декрет от 21—22 сентября 1792 г.).

Франция объявлялась республи­кой единой и неделимой (декрет от 25 сентября 1792 г.).

Вместе с тем оставался нерешенным важнейший во­прос — окончательная и полная ликвидация феодальных отноше­ний в деревне. В 1792—1793 гг. крестьянские волнения вновь усилились.

Не менее острой оставалась продовольственная проблема.

В марте 1793 г. вспыхнул роялистский мятеж в Вандее. В то же время резко ухудшилось положение на фронте.

2 июня 1793 г. воору­женные граждане и национальные гвардейцы, руководимые яко­бинцами во главе с повстанческим комитетом Парижской комму­ны, свергли правительство жирондистов.

3 июня Конвент, где теперь доминировали якобинцы, принял декрет о льготной продаже крестьянам конфискованных у контр­революционеров земель. Был разрешен раздел общинных земель между жителями общины (декрет от 10—11 июня 1793 г.).

Особое значение имел декрет от 17 июня 1793 г., ликвидиро­вавший все оставшиеся и наиболее защищаемые реакцией фео­дальные права.

Принятые решения начали немедленно претворяться в жизнь. В результате значительная часть крестьян превратилась в свобод­ных мелких земельных собственников. Это не означало, что ис­чезло крупное землевладение (были конфискованы земли эмигран­тов, церкви, контрреволюционеров, а не всех помещиков; много земель скупила городская и сельская буржуазия). Сохранилось и безземельное крестьянство.

Одновременно с этим и столь же быстро (в течение первых трех недель) проводились важные преобразования в государствен­ном строе. Была принята новая Конституция.

Введение в действие новой Конституции откладывалось до полного разгрома контрреволюции. На время борьбы с ней создавалась система правления, наделен­ного исключительными правомочиями. Основу революционного правительства (правления) составили учреждения, возникшие еще при жирондистах, но только в якобинской республике начавшие играть активную роль.

Конвент считался высшим органом государственной власти. Ему принадлежало право издания законов и их толкования. Яко­бинцы, доминировавшие в Конвенте, оставили, однако, всех депу­татов центра — «равнина» сохранилась.

Непосредственное управление страной возлагалось на специ­альные комитеты и комиссии Конвента, прежде всего Комитет об­щественного спасения и Комитет общественной безопасности.

Комитет общественного спасения стал центром революци­онной власти. Насчитывая 14—15 членов, переизбираемый каждый месяц, он тем не менее почти не менял своего состава в течение всего времени нахождения якобинцев у власти. Комитет общественного спасения получил от Конвента исключительные полномочия на руководство обороной страны, те­кущее управление, включая внешнюю политику. Под его началом и контролем находились все министерства, ведомства, в том числе исполнительный совет.

Непосредственная борьба с внутренней контрреволюцией была возложена на Комитет общественной безопасности. Он вел расследование всех дел, связанных с контрреволюционной и иной деятельностью, угрожавшей безопасности республики. Лица, ули­ченные им в преступлении, предавались суду революционного три­бунала. В ведении Комитета находилась полиция. Он наблюдал за тюрьмами.

Не менее важную роль играли комиссары Конвента, наде­ленные чрезвычайными полномочиями и посылаемые туда, где ре­волюции угрожала наибольшая опасность (в армию, ведомства, департаменты и т. п.). Под их руководством были проведены важ­нейшие мероприятия по повышению боеспособности армии, лик­видации мятежей, обеспечению страны продовольствием. Нередко комиссары отстраняли от должности генералов, брали на себя фактическое командование войсками. Невыполнение распоряже­ний комиссаров рассматривалось как тягчайшее преступление и нередко каралось смертной казнью. Комиссары Конвента подчи­нялись Комитету общественного спасения и были обязаны каждые десять дней посылать ему отчеты.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал