Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Установление Четвертой республики во Франции. Конституция 1946 года. Переход к пятой республике.
С первых дней оккупации страны франц патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками.Летом 1944г.англо-американские войска высадились во Франции.К концу 1944 г.Франция была в основном освобождена.Важнейшим вопросом внутриполитической жизни страны после ее освобождения являлись будущее гос/строя, разработка новой конституции.В августе 1945 г.временное правительство Франции утвердило положения, согласно к-рым од-новременно с проведением выборов в Учредительное собрание, призванное составить новую конституцию, должен был состояться референдум.Избирателям предлагалось ответить на 2 вопроса: 1) хотят ли они, чтобы была принята новая конституция или остались в силе конституционные законы 1875 г.? 2) будет ли проект конс-титуции, принятый Учредительным собранием, окончательным или он должен быть утвержден последующим референдумом? В ходе референдума 96, 4% голосовавших высказались за принятие новой конституции, 66, 3%-за последующее утверждение конституции народным голосованием.В апр 1946 г.Учредительное собрание за-вершило составление проекта конституции, согласно к-рому пре-дполагалось создание однопалатного суверенного парламента, президент лишался ряда своих прерогатив; закреплялась национа-лизация отдельных отраслей промышленности.Результаты рефе-рендума потребовали выборов нового состава Учредительного со-брания.Был составлен новый проект конституции, к-рый в октябре 1946г. был утвержден референдумом.Конституция 1946 г.В преа-мбуле Конституции торжественно подтверждались права и сво-боды человека и гражданина, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г.Кроме того, провозглашались ра-вные права всех граждан независимо от пола; право политического убежища для лиц, борющихся за свободу; обязанность работать и право на получение должности независимо от происхождения, взглядов, вероисповедания; право на организацию профсоюзов и проведение стачек, но «в рамках законов, к-рые регламентируют эти вопросы»; право на заключение коллективных договоров. Дек-ларировалась социальная помощь детям, матерям, «престарелым труженикам», инвалидам; обязательство республики не вести завое-вательных войн: «...Не употреблять силы против свободы какого-либо народа».Объявлялось, что «всякое предприятие, эксплуатация к-рого имеет или приобретает национальное или общественное значение или хар-р фактической монополии, должно стать собст-венностью общества».Конституция предусматривала учреждение парламентской республики.Парламент должен был состоять из 2 палат: Национального собрания и Совета республики.Нац собра-ние избирается на 5 лет на основе всеобщего и прямого избирате-льного права.Только Нац собрание имело право принятия законов. Законодательной инициативой наделялись члены парламента и председатель Совета министров.Совет республики избирался ком-мунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного из-бирательного права.В соответствии со ст.20 Конституции Совет республики получил право рассматривать законопроекты, при-нятые Нац собранием.Свое заключение по законопроектам Совет республики должен представлять в 2месячный срок.Если заключе-ние не соответствует тексту законопроекта, принятого Нац собранием, последнее рассматривает проект или предложение закона во втором чтении и выносит окончательное решение только по по-воду предложенных Советом республики поправок, принимая или отклоняя их полностью или частично.В случае полного или час-тичного отклонения поправок голосование закона во втором чте-нии происходит открытой подачей голосов, причем для его принятия требуется абсолютное большинство голосов состава депута-тов Нацсобрания, но при условии, что в Совете республики голосо-вание закона в целом было проведено при этих же условиях. Высшим представителем гос власти Конституция объявила прези-дента республики.Он избирается парламентом сроком на 7 лет и может быть переизбран еще на 1 срок.Президент информируется относительно междун переговоров, подписывает и ратифицирует договоры с иностр гос-вами, осуществляет обнародование законов. Вместе с тем президент может потребовать от обеих палат нового обсуждения принятого парламентом закона (но повторное реше-ние парламента является окончательным).Он утверждает также важнейшие правительственные декреты.Но каждый из актов президента должен быть скреплен подписью председателя Совета министров и одним из министров, по ведомству к-рого должен осу-ществляться соответствующий нормативный акт.Органом, возг-лавляющим непосредственное гос управление страной, явл Совет министров во главе с председателем.Последний выдвигается пре-зидентом после консультаций с лидерами политических фракций в парламенте.Кандидат на пост председателя представляет на расс-мотрение Нац собрания программу будущего кабинета.Если он получает вотум доверия при открытом голосовании абсолютным большинством голосов, то декретом президента проводится наз-начение его и министров.Председатель Совета министров обеспе-чивает исполнение законов, непосредственно руководит всем гос аппаратом, осуществляет общее руководство вооруж/силами.Кон-ституция возлагает на министров коллективную ответств-ть перед Нац собранием за общую политику кабинета и индивидуальную ответственность за их личную деятельность.Правительством в ли-це председателя Совета министров может быть поставлен вопрос о доверии перед Нац собранием.Отказать кабинету в доверии может только абсолютное большинство депутатов Нац/собрания.Такой отказ влечет за собой коллективную отставку кабинета.Принятие Нац/собранием резолюции порицания кабинета также влечет его коллективную отставку.Вместе с тем Конституция предусматри-вает систему противодействия возможному злоупотреблению пра-вом порицания со стороны Нац собрания: если в теч 18 мес произойдет 2 министерских кризиса, Совет министров может принять решение о роспуске Нац собрания.В соответствии с этим реше-нием роспуск объявляется декретом президента.Не ранее 20 и не позднее 30 дней после этого должны быть проведены новые выбо-ры в Нац собрание.Конституция фактически сохранила прежнюю систему местного управления, как и прежний порядок контроля правительства за деятельностью органов МСУ.Глава 8 Конс-титуции посвящалась Французскому союзу.Провозглашалось ра-венство всех частей француз колониальной империи, к-рые вместе с метрополией отныне составляли Французский союз.Вопросы, общие.для всего Союза, должны рассматриваться в учреждаемой Ассамблее Французского союза.Специфические черты: 1.Была сохранена 2хпалатная система парламента.Это придавало стабильность законодательству: законопроект, подвергшийся 2кратному обсуждению в независимых др от др палатах, должен быть более совершенным. Вместе с тем Конституция, учитывая опыт Сената 3-й республики, тормозившего принятие демократ законодательства, существенно ограничила права верхней палаты. 2.Право принимать законы было предоставлено только одной палате-Нац собранию, к-рому Конст-ция запрещала его делеги-рование. 3.Конст-ция не предусматривала сильную и независимую от парламента президентскую власть. 4.Вводился режим с зависимой от Нац собрания правительственной властью. Развитие 5-ой республики.В 1962 г.был изменен порядок вы-боров президента.Он стал избираться не выборщиками, а непо-средственно избирателями.Эта конституционная реформа имела принципиальное значение: еще более укреплялась независимость президента, ставшего непосредственным избранником народа, от остальных конституционных учреждений.В 2000 г.Сенат подт-вердил сокращение срока избрания президента с 7 до 5 лет.Среди др преобразований наиболее важным явилось усиление ответстве-нности правительства перед главой гос-ва.Вместе с тем фактиче-ски перестали действовать разделы 12и13 Конст-ции, посвященные сообществу автономных госв- бывших французс колоний(они стали юридически независимыми).В последующие годы правящим кругам удалось обеспечить преемственность власти, особенно в критический момент ухода де Голля с поста президента(апрель 1969г.).Режим, к-рый вначале многими воспринимался как времен-ный, созданный под определенную личность, оказался достаточно устойчивым, способным адаптироваться к новым, современным ус-ловиям.С его помощью были в той или иной мере решены многие острые проблемы, стоявшие перед страной: структурная перестро-йка экономики в соответствии с требованиями общего рынка
|