![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причины, предпосылки, основные этапы развития английской буржуазной революции.Стр 1 из 18Следующая ⇒
1. Королевская власть в Англии уже к началу XVII в. стала оплотом отживавших феодально-абсолютистских порядков, а экономически и социально усилившиеся буржуазия и новое дворянство стремились самостоятельно направлять политику правительства в своих интересах. В нижней палате парламента они нашли готовое политическое орудие для осуществлений своих целей. Борьба между короной и парламентом, начавшаяся еще при Елизавете I, привела при Карле I к роспуску парламента (1629 г.), а в 1640 г. - к буржуазной революции, получившей название " Великий мятеж". Историю английской буржуазной революции принято делить на четыре этапа: 1) конституционный этап (1640-1642гг.); 2) первая гражданская война (1642 - 1646 гг.); 3) борьба за углубление демократического содержания революции и вторая гражданская война (1646 - 1649 гг.); 4) индепендентская республика (1649- 1653гг.). Начало революции ускорилось поражением Англии в англо-шотландской войне 1639 г. Вспыхнувшие крестьянские и городские восстания, отсутствие денег, недовольство не только в народных низах, но и среди финансистов и купечества сделали положение монархии безвыходным и заставили Карла I созвать новый парламент. С момента созыва этого парламента, названного Долгим и работавшего с 3 ноября 1640 года до 20 апреля 1653 года, начинается конституционный этап революции. Принятые Долгим парламентом документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии. Однако просвитериане (лендлорды и крупная буржуазия), занявшие господствующее положение в парламенте, опасались углубления революции, и к осени 1642 г. политический конфликт перерос в вооруженный. В конце лета 1642 г- король объявил войну парламенту. Началась первая гражданская война - между роялистами (" кавалерами") и сторонниками парламента (" круглоголовыми"). Были созданы регулярные армии. Нерешительная политика пресвитериан привела к тому, что парламентская армия потерпела поражение в первом же сражении. После этого военное руководство перешло в руки индепендентов во главе с Кромвелем. Зимой 1645 г. в соответствии с " Ордонансом о новой модели", принятым парламентом, была создана новая парламентская армия, которая должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников. Офицерские должности замещались по способностям вне зависимости от происхождения. Летом 1645 г. реорганизованная парламентская армия разгромила королевские войска. К концу 1646 г. первая гражданская война завершилась победой парламента. Для пресвитерианского парламента революция была завершена. Их устраивала идея политического строя по типу конституционной монархии - верховенство парламента, осуществляющего власть в стране вместе с королем. Джентри и буржуазия после победы над королевскими войсками сочли революцию в основном законченной. Их главные цели были достигнуты Ордонансом от 24 февраля 1646 года: уничтожено рыцарское держание и все вытекавшие из него повинности в пользу короны; с уничтожением монопольных прав в торговле и промышленности частично возобладал принцип свободной конкуренции; было приостановлено действие законодательства против огораживаний. Индепенденты и выделившиеся из их партии левеллеры (" уравнители") стремились к более радикальным реформам. Борьба между индепендентами и пресвитерианами привела в 1648 г. ко второй гражданской войне, развязанной королем и пресвитерианским парламентом. Поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии. В конце 1648 г. армия снова заняла Лондон и окончательно очистила Долгий парламент от пресвитерианского большинства. После казни короля в 1649 г. Англия была объявлена республикой, верховная власть в которой принадлежала однопалатному парламенту (палата лордов была упразднена). Конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено актом 19 мая 1649 года. Распродав за бесценок конфискованные земли короля, епископов и " кавалеров", новая республика, оказавшаяся индепендентской олигархией, обогатила буржуазию и новое дворянство. После учреждения республики социальная борьба не ослабела, так как для левеллеров это было лишь начальным этапом борьбы за углубление преобразований. 53.Конституционная монархия в Англии – формирование, сущность. Государственный строй. В конституционном развитии Англии в XVIII в. можно выделить два основных направления: возвышение парламента и становление кабинета министров. Парламент является двухпалатным: верхняя (Палата лордов) состоит из лиц, занимающих места либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля; нижняя (Палата общин) формируется на основе избирательного права. Политическое господство аристократии в парламенте обеспечивалось путем ограничения круга избирателей узким социальным слоем. При этом виги отстаивали высокий имущественный ценз, а тори — земельный. По загону 1710 г. избранными в парламент могли быть лица, имеющие доход от недвижимости в размере 500 фунтов стерлингов в городах. С 1707 г. королевская власть перестала пользоваться правом вето, передав тем самым всю полноту законодательной власти в руки парламента. В 1716 г, принят закон, увеличивший срок полномочий нижней палаты с трех до семи лет, что обеспечивало известную независимость парламента от избирателей. Парламентские заседания проходили тайно. Лица, разглашающие информацию о прениях, подвергались преследованию. В XVIII в. а Англии начал оформляться кабинет министров. Лишив короля законодательной власти, парламент стремился также ограничить его деятельность в области исполнительной власти, поставив деятельность министров под свой контроль. Этому способствовал ряд неписаных конституционных правил: а) с середины 20-х гг. XVIII в. король не посещал заседания кабинета министров, что освобождало его членов от непосредственного королевского давления и способствовало формированию должности премьер-министра; б) принцип неответственности монарха. Начало этому было положено правилом контрассигнатуры (Акт об устроении 1701 г.) и Положением 1711 г, о том, что за подписанный документ ответственность несет министр. Перенос ответственности на членов кабинета привел к контролю над ним парламента. Это выражалось в отставке члена кабинета, не устраивавшего Палату общин; в) ограничении королевского права назначения и увольнения высших государственных должностных лиц; г) в первой половине XVIII в. формируется принцип, по которому кабинет министров пребывает у власти, только пока он имеет поддержку большинства Палаты общин. (В 1782 г. кабинет.Норса целиком вышел в отставку вследствие политического расхождения с Палатой общин.) Таким образом, в течение XVIII в. английский кабинет министров стал обособленным от короля высшим органом государственного управления. Он состоял из основных должностных лиц государства и нес коллективную ответственность перед палатой общин. Ответственное правительство — отличительный признак парламентской системы, которая и сложилась в Англии к концу XVIII в,
|