Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Третья республика. Государственный строй Франции по Конституции 1875 г.






Третья республика. Основной политической проблемой первых лет после подавления революции был вопрос о бу­дущем государственного строя Франции. Выработка новой конституции была поручена Национальному собранию, из­бранному еще в годы войны с Германией с единственной це­лью — санкционировать заключение мирного договора. Его состав был крайне консервативным, монархисты составляли подавляющее большинство. Однако во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии. Национальное собрание приняло три основных закона, известных как Кон­ституционные законы 1875 г., которые в совокупности и со­ставили новую конституцию: это Конституционный закон об организации государственных властей, Закон об организации Сената и Закон об отношениях государственных властей. В целом эти законы устанавливали республиканский строй с Президентом во главе, парламентом как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством. Однако нужно отметить, что статья о Президенте Респуб­лики была принята большинством всего в один голос.

Президент избирался на семь лет абсолютным большин­ством голосов Сената и Палаты депутатов, объединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Президенту было предоставлено право законодательной инициативы, опубли­кования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог от­срочить заседание палат, потребовать нового обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Се­ната он распускал Палату депутатов до истечения законно­го срока ее полномочий. Президент являлся главой вооружен­ных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие гражданские должности, право помилования. Ины­ми словами, Конституция наделила Президента всеми атри­бутами конституционного монарха, кроме наследственного характера его власти.

Законодательная власть должна была осуществляться Па­латой депутатов и Сенатом. Сенат должен был нейтрали­зовать Палату депутатов, которая комплектовалась на основе прямых выборов и потому зависела от мнения избирателей. Роль же и правомочия Сената были скопированы с правомо­чий Палаты пэров времен реставрации Бурбонов, что, преж­де всего, означало независимость Сената от рядовых изби­рателей. Сенату предоставлялись равные права с Палатой депутатов в области законодательства. Более того, Сенат по­лучил ряд преимуществ: с его согласия Президент мог рас­пустить Палату депутатов, Сенат же роспуску не подлежал; Сенат мог быть превращен в верховный судебный орган для суда над Президентом и министрами. Конституция зафикси­ровала солидарную ответственность министров перед пала­тами за общую политику правительства.

Упрочение республики привело к некоторому изменению конституционного режима. В 1884 г. были приняты важные поправки и дополнения к Конституции 1875 г. В соответствии с ними: запрещалось пересматривать республиканскую фор­му правления; члены династий, правивших во Франции, ли­шались права избираться на пост Президента; был изменен порядок комплектования Сената (упразднялась категория несменяемых сенаторов, теперь их всех избирали выборщи­ки от коммун).

Кроме того, Конституция 1875 г. претерпела следующие важные изменения: Палата депутатов и Сенат превратились в основное звено государственной власти. Они получили не­ограниченные полномочия в области законодательства, их влияние в исполнительно-распорядительной области было расширено. Ограничены полномочия и функции Президен­та. Выявилась относительная слабость правительства: оно подконтрольно обеим палатам и должно быть обеспечено их доверием. Вотум недоверия, вынесенный хотя бы одной из палат парламента, обязывал правительство выйти в отстав­ку. Особенно примечательна здесь роль Государственного совета. Этот орган, учрежденный еще при Наполеоне I, со­стоял из представителей высшей бюрократии, назначенных декретом Президента. Государственный совет консультиро­вал правительство по вопросам управления и оказывал ог­ромное влияние на характер правительственных отношений. Одновременно Государственный совет был высшим органом административной юстиции.

Палата депутатов избиралась на основе прямого изби­рательного права по мажоритарной системе в два тура. Стра­на делилась на избирательные округа, от каждого округа — один депутат. Избранным в первом туре считался кандидат, собравший абсолютное большинство голосов (более 50% всех голосовавших). Если никто не получал требуемого ко­личества, проводился второй тур, в котором достаточно было относительного большинства.

Сенаторы избирались путем непрямого всеобщего голо­сования. Каждая коммуна выбирала по одному «выборщику», которые в свою очередь избирали сенаторов. Избирательны­ми округами для них были департаменты. Выборы проводи­лись в главном городе каждого департамента. Для избрания в сенаторы требовалось абсолютное большинство голосов в первых двух турах, в третьем туре достаточно было относи­тельного большинства.

Местное управление. Республика сохранила прежнее ад­министративно-территориальное деление, унаследованное от Первой империи. Всей полнотой власти в департаменте об­ладал префект. Он назначался директором-президентом по представлению министра внутренних дел. Во главе округа находился супрефект, назначаемый министром внутренних дел и подчиненный префекту. Выборные местные органы: департаментские генеральные советы, окружные советы, муниципалитеты в коммунах ведали вопросами местного благоустройства, раскладки налогов и т.п. Незначительность их роли усугублялась еще и тем, что префект всегда мог при­остановить и опротестовать их решение.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал