Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственный строй КНР по Конституции 1982 г.
Новая конституция КНР была подготовлена специальной партийной комиссией и опубликована в апреле 1982 г. для обсуждения. 5-я сессия ВСНП утвердила 4 декабря 1982 г. Конституцию КНР. Она в значительной степени восстановила государственную и политическую систему 1950-х гг. Конституция 1982 г. в полной мере утвердила социалистический право-государственныи уклад КНР. Однако, в соответствии с программой, изложенной Дэн Сяопином на XII съезде КПК (1982), это был «социализм с китайской спецификой». «Специфика» в программе модернизации понималась как сотрудничество с иными социальными укладами в общеобщественных интересах. Конституция утвердила только общественную и коллективную собственность (ст. 6). Вместе с тем разрешалось вести трудовое индивидуальное хозяйство, вкладывать личные капиталы в производство (ст. 18). Поправками в Конституции, внесенными в 1988 г., были узаконены частное хозяйство и аренда земли. Актами, принятыми в развитие Конституции, были расширены права государственных предприятий, (По Временному положению 1983 г. предприятия получили право использовать и своих нуждах доходы от взятого па себя дополнительного плана.) В аграрном секторе господствующей стала особая «трехступенчатая система собственности», где главное место отводилось т.н. большой производственной бригаде. Земля считалась изъятой из гражданского оборота. (Гражданского кодекса в КНР не разрабатывалось, существовали «Общие положения гражданского права* 1986 г.) Социалистическая форма организации производства, государственное регулирование в виде планирования были сохранены как определяющие принципы народного хозяйства (ст. 8), хотя в 1993 г. поправками к Конституции (в связи с дальнейшей реформистской программой) было допущено существование рыночного хозяйства как вспомогательного средства развития экономики. Негосударственная собственность в финансовой сфере и промышленности допускалась только в виде подконтрольных государству совместных предприятий и, как правило, в особых экономических зонах. Конституция восстановила прежнее значение Единого фронта и НПКС. Однако оно еще и большей мерс стало чисто идеологическим, поскольку за период «культурной революции» численность некоммунистических партий стала ничтожной (всех вместе - не более 100 тыс.) и несопоставимой с влиянием КПК (свыше 57 млн. членов). Никакие другие партии, кроме КПК, не располагают сетерриториальных организаций, производственных ячеек, административными комитетами (кроме центральных органов). Согласно новому Уставу НПКС. его деятельность охватила и единые государственные профсоюзы. В развитие положений Конституции об упрочении национальной автономии были восстановлены в правах прежние национальные образования. Согласно Закону 1984 г. о районах национальной автономии, в Китае организовано уже до 140 таких районов, в ведение местного самоуправления перешли вопросы образования, науки, культуры. Конституция восстановила прежнее значение декларации гражданских прап (ст. 33 — 56) на уровне 1954 г. В связи с демографической ситуацией в Китае закон регулировал теперь и брачно-семейные права: с 1979 г. устанавливалось правило «одна семья — один ребенок», разрешение на второго зависит от властей. Нарушители караются значительными штрафами. Сохранилось лишение политических прав по законным основаниям, по приговору суда. В 1980 г. был принят новый Закон о гражданстве (прежний, еще гоминьдановский закон 1929 г. не действовал с 1949 г., и многие правовые ситуации оставались неурегулированными). По новому закону не признавалось двойное гражданство, а выход из гражданства был только разрешительным (и то не всем категориям граждан). Ч Высшим органом государственной власти провозглашено вновь в полной мере Всекитайское собрание народных представителей,, Нормы представительства населения практически не изменили (1 депутат на 1 млн. жителей), поэтому ВСНП насчитывало до тыс. депутатов, в т.ч. сохранены особые квоты представительсте КПК, армии, национальных районов, общественных организаций! ВСНИ избирается гражданами старше 18 лет, не подверженными! ограничениям прав на 5 лет. Права его расширены: оно имеет исключителыше право изменения конституции, принятия кодексов, избрания Председателя КНР, утверждения премьера Госсовета, председателя Центрального военного совета. Полномочия главы государства по-прежнему поделены Постоянным комитетом ВСНП (и составе примерно 150 делегате] от ВСНП) и Председателем КНР. Новая конституция повысил требования к гражданскому качеству председателя (старше 45 лет)д избирается он на 5 лет. По-прежнему Председатель КНР устранялся от командования вооруженными силами, которое возлагалось на особый Центральный военный совет. Его председатель и являлся главнокомандующим. Полномочия правительства традиционно возлагались на Государственный совет, который формировался ВСНП и был ответственен перед ним. При реформе 1982 г. количество министерств было значительно сокращено (со 100 до 52), сократился и состав Госсовета. Конституционный строй КНР, традиционно для социалистической государственности, игнорировал разделение властей. Вместе с тем Конституция 1982 г. последовательно стремилась разделить статус и полномочия разных государственных высших должностей и учреждений и передать важнейшие государственные функции -(прежде всего военные) только коллективным органам. Это был один из важнейших способов сохранить прямой контроль Коммунистической партии за государственно-политической системой. Несмотря на ярко выраженные социалистические начала, тоталитарные порядки, связанные с политической диктатурой одной, коммунистической партии, государственный строй КНР сохранил и воспроизвел некоторые важные особенности всей исторической государственной культуры Китая, восходящие, как минимум, к началу XX столетия. Одной из важнейших особенностей стал местный регионализм, подкрепленный национальной и административной обособленностью. Другой — сохраняющееся отличие легализированного порядка и реальной системы властных отношений. «В Китае, может быть более чем где-либо, следует отличать фактическое положение вещей от существующего на основании норм писаной конституции. Очень многое из того, что мы читаем в китайских законах, существует только на бумаге
|