![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ФРГ в период 50 – 90 гг. XX в. Политическая система, государственный строй, территориальное устройство. Судебная система и конституционная юстиция
Принятие Основного закона 1949 г., положило начало истории нового немецкого государства. Именно ФРГ (а не ГДР), рассматривалась в качестве преемника бывшей единой Германии. Такая точка зрения доминировала и внутри страны, и за ее пределами (кроме конечно СССР, который ФРГ «в упор не видел»…). Еще до принятия Основного закона, в ФРГ начинают действовать политические партии. При этом, политическая система страны фактически формируется заново – после длительного фашистского режима, старых партий почти нет. С самого начала, партийная система страны сформировалась в виде «блоковой системы». Такой вид она сохранила и сейчас. Основное политическое противоборство здесь происходит между тремя (или точнее двумя) наиболее влиятельными партиями, каждая из которых, однако не обладает абсолютной поддержкой населения страны, а значит для формирования устойчивого большинства в парламенте, должна объединяться с другими (образовывать «блоки» партий). Основу партийной системы составляют две наиболее влиятельных германских партии – ХДС (Христианско-демократический союз), всегда выступающая в блоке с ХСС (Христианско-социальный союз, это региональная партия, действующая только в Баварии, однако игнорировать ее нельзя – Бавария одна из крупнейших и наиболее развитых земель ФРГ, потерять голоса избирателей этой территории – значит проиграть на выборах). Блок ХДС/ХСС можно рассматривать как единую партию. Соперником ХДС/ХСС на выборах является партия левого направления – СДПГ (Социал-демократическая партия Германии). Обе партии, однако, не настолько сильны, чтобы бесспорно лидировать на политической арене (это означало бы двухпартийную систему). Третьей ее составляющей является СвДП (Свободная демократическая партия) – она образует блок с лидером выборов (либо с ХДС/ХСС, либо с СДПГ):
Такую систему многие специалисты называют «2, 5 – партийной» - т.е. 2 партии с «половиной», где в роли «половины» выступает СвДП, недостаточно сильная для самостоятельной деятельности на политической арене, однако необходимая обеим главным силам политической системы. При этом обычно коалицию образуют одна крупная партия (ХДС/ХСС или СДПГ) и СвДП – это обычный вариант, или условно говоря «малая коалиция» (так как за ее рамками в оппозиции остается одна из крупных партий). Вместе с тем возможна и иная ситуация – когда коалицию образуют две ведущих партии (ХДС/ХСС + СДПГ) – такая коалиция называется «большая». Однако такой союз, как правило, нестабилен – из-за противоположных политических взглядов двух партий, такая коалиция быстро разрушается. Государственная власть в стране, по новому Основному закону 1949 г. базировалась на принципе разделения властей. Республиканская форма правления, теперь закреплялась в виде парламентарной республики (Конституция 1919 г. предусматривала смешанную республику). Выглядело все примерно так:
По форме территориального устройства, ФРГ являлась симметричной федерацией, состоящей из 16 равноправных субъектов (13 федеральных земель + 3 города). Все субъекты федерации являлись своеобразными республиками со своими органами власти. Каждая земля обладает конституцией, которая устанавливает систему органов власти в ней (федеральная конституция не регулирует эти вопросы, оставляя все самим землям)[16]. При этом организация власти в землях - фактически копия федеральных органов на местном уровне:
В качестве главы земли выступает ее канцлер (глава правительства земли) – отдельной должности земельного президента нет.
ГДР – политическая система и государственный строй (1949 – 1989) Образование в западных зонах оккупации самостоятельного государства, привело и к ответному ходу со стороны СССР. На восточных территориях Германии, занятых советскими войсками было образовано «свое» немецкое государство – Германская демократическая республика. Формирование собственных органов власти в восточных землях, началось еще в 1947 г., когда начал работу Немецкий народный конгресс (ННК). Вскоре был образован и Немецкий народный совет – орган по разработке проекта конституции. Ее, в мае 1949 г. утвердил Третий ННК, этот момент и можно считать началом существования социалистического немецкого государства.
Так же как и в ФРГ, на территории ГДР советская администрация разрешила деятельность политических партий. Однако на этом сходство и заканчивалось – в ГДР действовали только «правильные» партии, признающие руководящую роль правящей партии и принципы социализма советского (сталинского) типа. Любая настоящая партийная оппозиция немедленно ликвидировалась. Первоначально, западногерманские партии (СДПГ и ХДС), пытались распространить свою деятельность и на восточные земли. Однако эти попытки очень быстро пришлось оставить – в ГДР никакая нормальная политическая система просто не могла работать. Вскоре, на основе «принудительного» объединения КПГ и СДПГ образовалась главная правящая партия страны – СЕПГ (Социалистическая единая партия Германии). Она по существу монополизировала власть в стране. Помимо нее существовали еще несколько партий (фиктивная многопартийность), которые только создавали видимость политического плюрализма, но признавали руководящую роль СЕПГ, и вообще «сидели тихо и не отсвечивали» (партии – сателлиты).
Таким образом, выглядело это примерно так:
Вся кодла вместе образовывала так называемый Национальный фронт (НФ). Выборы тоже были кучерявыми (особый порядок) – составлялся единый список НФ, в котором места заранее распределялись по установленным квотам – СЕПГ имела 117 мест, все остальные партии (!!!) – 52. Таким образом, фактически вводилась куриальная система, при которой в любом случае, большинство мест получала правящая партия. Выборы в таких условиях вообще можно было не проводить… Система органов власти, также была типично социалистической (советская республика). Она включала следующие органы:
Формально, система органов власти напоминала обычную республику парламентарного типа (кстати, такими являлись все советские республики). В действительности система органов характеризовалась следующими чертами:
В течение первого периода развития ГДР (1949 – 1960), в системе органов власти произошли некоторые изменения, а именно:
В результате, оформилась система органов власти, сохранившаяся без существенных изменений вплоть до прекращения существования ГДР в 1990 г. Даже новая конституция 1968 г. не внесла особых черт в партийную диктатуру ГДР (фиг тут изменишь – не успеешь и понять что случилось, как окажешься в лапах ШТАЗИ…).
«Июньское восстание»
После принятия Конституции, началось ускоренное строительство социализма по советскому образцу. При этом на трудности немецкого народа внимания не обращали. Не прислушивались и к осторожным советам Москвы. Однако это очень быстро привело страну к серьезному кризису. К лету 1953 года ситуация обострилась максимально. 16 июня начались выступления рабочих в Берлине, а на следующий день забастовки охватили уже 350 населенных пунктов страны. Полиция, спецслужбы и армия оказались не готовы к такому развитию событий (служащие Немецкой народной армии (ННА) и полиции вообще часто переходили на сторону восставших). Ситуацию удалось взять под контроль только с помощью советских танков (введены в Берлин утром 17 июня). После подавления восстания при помощи прямого вмешательства советской армии начались массовые аресты. «Июньское восстание» показало, насколько слабы позиции советской власти в ГДР – фактически режим удержался только благодаря прямому вмешательству СССР. Авторитет социалистического режима внутри страны и за рубежом оказался серьезно подорван. Руководству СЕПГ пришлось сделать необходимые выводы: произведены перестановки кадров (уделены самые консервативные сталинисты), проведены умеренные экономические реформы, отменены повышенные нормы, пришлось отказатся от форсированного насаждения советских методов и перейти к осторожной и продуманной политике. Однако сущность режима осталась прежней. Сохранилась и монополия СЕПГ и всесилие спецслужб, которые после восстания значительно расширили свой штат и начали внедрять агентуру среди населения ГДР.
К 1968 г. руководство ГДР решило, что социализм в стране построен окончательно. Это должна была закрепить новая конституция:
Весной 1971 года В. Ульбрихт был освобожден с поста Первого секретаря ЦК СЕПГ (официально – «по собственному желанию»)[17]. Страну возглавил новый лидер СЕПГ Эрих Хонеккер, руководивший ей вплоть до ликвидации ГДР. Со сменой руководства предприняты попытки масштабных реформ в экономике и социальной сфере. Особое внимание – уровню жизни, заработной плате и социальному обеспечению граждан ГДР. К середине 70-х годов удалось многое сделать, но экономика страны так и не избавилась от своих проблем – она по-прежнему была неэффективной, а уровень жизни даже и близко не «лежал рядом» с соседней ФРГ. С конца 70-х положение снова ухудшается. С этого времени, начинается постепенное торможение развития страны и затяжной кризис, который не прекратится до самого объединения страны. Резервы экономического развития в рамках социализма были исчерпаны, а новых не было. Однако эти явления проявлялись не сразу – сказывалась помощь СССР, который не только поставлял ресурсы, но я являлся главным рынком сбыта продукции ГДР. Основные сферы производства и экспорта ГДР – машиностроение (как тяжелое, так и точное), электронная техника (особенно – вычислительные машины и микропроцессорная техника), оптические приборы и оборудование. Среди социалистических стран ГДР занимала особое место – она должна была своеобразной «витриной» социализма, и должна была демонстрировать всем капиталистическим странам (и прежде всего – соседней ФРГ) достижения нового строя и его преимущества. Все это в ГДР получалось лучше, чем у СССР весьма пригодилось для советского рынка. Однако конкурировать с европейскими производителями предприятия ГДР не могли, тем более что «под боком» находились крупнейшие европейские промышленные концерны ФРГ, Нидерландов, Швейцарии с которыми социалистическим странам соревноваться было невозможно. К концу 80-х годов XX в, экономика ГДР оказалась в состоянии глубокого кризиса. Экономические реформы 60-х годов уже исчерпали себя, а новых изменений в экономике и политической системе не происходили – им просто неоткуда было взяться. И вот почему:
За все послевоенное время, в стране так и не смогли создать эффективное и конкурентоспособное производство, решить проблемы сельского хозяйства, обеспечить устойчивое развитие страны[18]. Уровень жизни в ГДР по-прежнему значительно отставал от соседней ФРГ и других государств Европы. Финансовая система страны оказалась подорвана – восточногерманская марка постоянно обесценивалась, и надежным платежным средством становилась только марка ФРГ (правда такие деньги были лишь у немногих немцев). Проблемы усугубились и большим внешним долгом ГДР. Начиная с 80-х годов, ГДР активно использовала кредиты, предоставляемые ей ФРГ. Однако, хотя деньги были израсходованы, состояние экономики фактически не изменилось – отдавать кредиты было нечем. Состояние экономики обусловило и кризис политической системы страны. Авторитет правящей СЕПГ стремительно падал. Деятельность партии вызывала у населения страны только раздражение (учитывая особенно консерватизм ее руководства). В этих условиях усилилась деятельность репрессивных органов государства, что еще более ухудшало ситуацию. К 1989 г. ситуация в стране достигла своего пика. ГДР доживала свой последний год, хотя у руководства страны были свои взгляды по этому вопросу. Однако оно уже практически не имело возможности контролировать ситуацию – теперь события развивались сами, под влиянием объективных условий.
|