Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Германия после Второй мировой войны. Основной закон ФРГ 1949 г. Берлинский кризис. Разделение страны
Вторая Мировая война закончилась для Германии поражением и крушением фашистского режима в стране. Это создало условия для строительства нового, демократического германского государства.
Германии снова, как и 27 лет назад (после Первой Мировой войны), пришлось начинать все почти с нуля. Однако теперь ситуация осложнялась еще двумя факторами:
1. Тяжелое экономическое положение страны, вызванное последствиями войны;
2. Противоречия между союзниками (точнее – между СССР и союзниками) по вопросу дальнейшего развития страны. При этом каждая сторона, стремилась сделать Германию сферой своего влияния;
Последствия войны для Германии были более тяжелыми, чем для многих других государств Европы. Потери составили 13, 5 млн., города разрушены, промышленность уничтожена или демонтирована (союзниками же – вот уроды! Настоящие мародеры! СССР вывозил из Германии все – начиная от кораблей и заканчивая пуговицами). Экономика страны испытывала нехватку рабочих рук (мужское население погибло на войне). В стране – всеобщая спекуляция, процветает «черный рынок». Не хватает жилья. Финансовая система страны разрушена – никакие деньги не имеют цены. Большая часть населения голодает.
Формирование нового немецкого государства, должно было проходить в чрезвычайно тяжелых условиях. Еще более осложняло ситуацию следующее:
Условия послевоенной Германии (1946 – 1949 гг.)
|
| Низкая политическая активность населения (какая тут активность, когда не знаешь, как до завтра дожить), отсутствие сформировавшейся партийной системы
|
| Большинство чиновников и политиков связаны с фашизмом и отстранены от должностей, государственный аппарат почти недееспособен, новых пока нет
|
| Отсутствие массового движения сопротивления, которое могло бы объединить послевоенное общество (кстати и лидеров вроде Де Голля тоже нет).
|
| Постоянные разногласия среди союзников по поводу организации новой власти, тоже дело не облегчают.
|
Такие стартовые условия не предвещали ничего хорошего – так и оказалось – будущее оправдало самые худшие опасения (произошло все, кроме Третьей мировой войны …).
С окончанием боевых действий, территория Германии была разделена на оккупационные зоны (4 – США, Великобритания, Франция, СССР). Это было необходимо для координированного решения первоочередных проблем, после чего, по договоренности между союзниками, власть должна была перейти к новым германским органам власти.
Для управления страной был создан специальный орган, в который входили все союзники – Контрольный совет (командующие четырех армий, ставшие военными губернаторами).
Будущее Германии было определено решениями Потсдамской конференции (17 июля – 2 августа). Именно их и проводил Контрольный совет. Главное место в них занимала политика получившая название «четыре Д»:
Демилитаризация
| Ликвидация военной промышленности страны. Перевод экономики на мирное строительство. Ликвидация монополий, которые привели страну к войне. Роспуск рейхсвера (германской армии).
| Денацификация
| Запрет и роспуск всех фашистских организаций (НСДАП, СС, и других). Запрет любых военизированных формирований. Удаление нацистов из госаппарата и привлечение к ответственности фашистских преступников.
| Демократизация
| Восстановление всех политических (и иных) прав и свобод. Создание демократической партийной системы, проведение демократических выборов.
| Децентрализация
| Восстановление федеративного устройства страны и местного самоуправления. Формирование местных органов власти.
|
Первоначально политика союзников в отношении Германии осуществлялась в одном направлении. Осуществление важнейших мероприятий, перечисленных выше не вызывало сомнений и особых разногласий.
Однако при определении путей дальнейшего развития страны, такие разногласия появились очень быстро. И вот почему:
В отличие от других государств (например, Японии) часть территории Германии была оккупирована советскими войсками. На этой территории СССР осуществлял политику построения социалистического немецкого государства, и уступать ее союзникам не собирался.
Союзники в своих оккупационных зонах проводили преобразования по образцу западных демократий, и также не собирались «отдавать» западные земли СССР.
Это и стало главной причиной раскола Германии и образования двух немецких государств.
|
После реализации плана «четырех Д», следующим этапом должно было стать создание немецких государственных органов и передача им власти. Однако к этому времени, территория Германии все более явно становилась ареной противостояния коммунизма и капитализма (СССР и США). Никто не хотел уступать - как выяснилось уже очень скоро, политика в разных зонах весьма существенно различалась.
Вскоре обозначилась линия противостояния – СССР с одной стороны, союзники (США, Великобритания, Франция) – с другой. Мероприятия, направленные на создание германского государства, проводимые в восточных и западных зонах, были диаметрально противоположны, и фактически направлены на построение разных моделей государства.
Это очень быстро привело к политическому кризису.
События развивались примерно так:
Раскол Германии и образование ФРГ и ГДР
| «Двуглавая политика»
| Главное различие существовало, ясный хрен, между западными зонами и зоной СССР. Фактически на этих территориях строились два разных государства. В восточных землях начались преобразования по советскому образцу (построение тоталитарного государства), в то время как в западных – союзники проводили либеральные преобразования по своей модели.
Такие различия не могли не привести к серьезным разногласиям, по поводу будущего страны. Они не заставили себя ждать – Парижская сессия СМИД (май, 1946 г.)[13] не смогла решить ни одного вопроса.
| «Экономический глюк»
| Различная экономическая политика, в оккупационных зонах, привела к созданию особой ситуации:
- в западных зонах, население стабильно получает зарплату и пособия, однако товаров мало (дефицит всего), да и стоят они дорого;
- в восточных зонах товары и продукты питания дешевле и в достаточном количестве (помощь СССР), это приводит к их массовой скупке населением западных зон;
Такая ситуация совсем не радовала СССР – в результате между зонами введен режим контроля за перемещением товаров и людей. Это стало первым шагом к обособлению двух Германий.
| «Бизония»
| Летом 1946 г., ситуация обостряется еще больше. После заявления Государственного Департамента США об объединении американской и английской зон, такое объединение было произведено в декабре 1946 г.
Объединенная зона получила название «Бизония». Главной ее чертой стало то, что в ней действовали не оккупационные, а уже немецкие органы власти – главным стал Экономический совет (глава - Л. Эрхард).
Таким образом, «Бизония» стала прообразом будущей ФРГ.
| Напрасные усилия
| Несмотря на трудности, попытки найти общее решение для Германии еще продолжались. Однако переговоры были обречены на провал еще до их начала. Это подтвердила сессия СМИД в марте 1947 г. Как и предыдущая она не решила ни одной проблемы, зато создала множество новых.
С таким же «результатом» завершилась и следующая (ноябрь 1947 г.). После ее завершения, стороны даже не договорились о следующей. Это было плохим знаком.
| «Тризония»
| В феврале 1948 г. в состав «Бизонии» вошла и французская зона оккупации – образовалась «Тризония». Теперь все западные секторы образовывали единое экономическое и политическое пространство, почти совпадающее с территорией будущей ФРГ. Власть на этой территории опять-таки принадлежала немецким органам.
| «Финт ушами»
| Первым мероприятием, проведенным германской администрацией стала денежная реформа. Она должна была решить две основных задачи:
- Стабилизировать финансовую систему страны;
- Ликвидировать «черный рынок»;
- Подорвать системы бартерных (обменных) сделок;
На территории Тризонии вводилась собственная марка, не имевшая хождения в советской оккупационной зоне. Теперь Тризония стала полностью самостоятельной в финансовом отношении.
Денежная реформа привела к двум главным результатам:
- Позволила восстановить нормальное денежное обращение и стала основой будущего развития западной Германии;
- Поток утративших цену старых марок хлынул в восточные земли, едва не обрушив их экономику;
СССР расценил реформу как попытку провозглашения самостоятельного немецкого государства и отнесся к ней крайне негативно. Это событие предопределило последующее развитие Германии.
| «Берлинский кризис»
| Денежная реформа (которую СССР назвал «сепаратной») очень не понравилась советской администрации. В качестве ответного хода избрали, однако примитивную тактику «удара кувалдой по голове» (правда, как оказалось – по своей же…).
24 июня 1948 г. советские войска полностью прервали сообщение западного Берлина с остальным миром, организовав его блокаду. СССР рассчитывал, что это вынудит союзников на уступки в переговорах.
Однако номер не прошел – США организовали доставку необходимых грузов в блокированный город воздушным путем («воздушный мост») – в течение 11 месяцев в город доставлялось все необходимое. Сбивать американские самолеты у СССР не хватило наглости (это означало бы войну). Блокаду пришлось прекратить.
Инцидент получил название «Берлинский кризис». Он окончательно определил раскол Германии. Позиции СССР оказались подорванными – после попытки силового давления, немцы уже не верили в «благие намерения» этой страны. Усилился поток беженцев с востока на запад.
| «Ёшкин кот»
| После неудачных попыток договориться, западной Германии, ничего не оставалось, как начать разработку собственной конституции, о вопрос объединения отложить на будущее время.
К 1949 году в обоих германских государствах началась разработка собственных конституций – фактически раскол страны на две части стал реальностью.
|
Несмотря на провал Лондонской конференции (см. раздел «Напрасные усилия») определенные результаты она все же дала. Важнейшим из них являлось достижение согласия между западными государствами (США, Великобритания, Франция) по вопросу создания отдельного западногерманского государства. Образование такого государства должна была закрепить новая конституция. При этом немецким политикам было предложено созвать Учредительное собрание (для ее принятия) не позднее 1 сентября 1948 года.
Такое предложения, хотя и было достаточно очевидно для самих немцев, особого энтузиазма не вызвало – это был явный шаг к расколу страны. Вместе с тем, и оставлять ситуацию в неизменном виде, также было невозможно.
Этот вопрос пришлось решать на собрании премьер-министров германских земель (в землях уже действовали ландтаги и правительства). В конечном итоге было принято компромиссное решение:
- Поскольку единого германского государства нет, необходимо принимать не конституцию, а Основной закон, который будет временным правовым актом, вплоть до объединения страны;
- Такой основной закон должно принимать не Учредительное собрание, а Парламентский совет (из представителей земель) – это также должно подчеркнуть временный характер и «суррогатность» конституции;
- Не предполагалось и утверждение основного закона на референдуме (эта честь – для полноценной конституции);
|
Решения глав земель, были одобрены и союзниками (пусть хоть такая конституция, чем никакой). Главная цель образования западноевропейского государства – создание своеобразного «ядра», к которому затем присоединились бы и восточные земли[14]. Так западные немцы пытались найти хотя бы какое-то решение существующих проблем. Иных вариантов, скорее всего не было.
Парламентский совет (65 членов избранных ландтагами земель, таким образом, орган, сформированный косвенными выборами) начал работу 1 сентября 1948 г. (Бонн). Председателем стал К. Аденауэр (СДПГ)[15]. Особых дебатов законопроект не вызвал – предполагалось, что его вскоре заменит «настоящая» Конституция (хрен тут заменишь – из-за СССР страна оказалась разделенной в течение полувека!).
8 мая 1949 г. Основной закон (ОЗ) был принят большинством голосов. Ландтаги быстро ратифицировали его (одобрили). Проблемы возникли только с Баварией (ну у нее всегда было свое мнение…) которая считала ОЗ «слишком централистским» (ограничивающим ее «драгоценные» полномочия в пользу центра). Однако и она обязалась соблюдать его нормы.
23 мая 1949 г. ОЗ вступил в силу. Это и стало датой рождения нового германского государства. Оно получило название Федеративная республика Германия.
Основной закон ФРГ 1949 г.
| Общая характеристика
| Принят по итогам Второй мировой войны, ликвидации фашистского режима в Германии, и послевоенных условий в стране.
Является самой демократической в истории Германии конституцией, и выдержан в русле большинства послевоенных европейских конституций (Франции, Италии и др.). Воспринял в себе лучшие черты Конституции 1919 г., добавив к ним новые.
Главная черта – основной закон рассматривался как временный, до объединения страны (это, правда, удалось сделать только через 50 лет…).
Принят Парламентским советом, состоящим из представителей земель, вступил в силу 23 мая 1949 г.
| Основные принципы
| - Парламентаризм – парламент играл в системе органов власти большую роль, в том числе – в сфере исполнительной власти;
- Ответственное правительство – правительство формировалось парламентским путем, и было ответственно перед ним (а не перед президентом);
- Широкий предмет регулирования -
- Значительный объем прав и свобод – есть все современные. Значительное место занимают социально-экономические права;
- Социальный характер государства -
- Федеративное территориальное устройство – федерация с «сильными» землями (у них большой объем полномочий и значительная самостоятельность).
| Структура
| Она в целом традиционна – преамбула, 11 разделов, 146 статей. Никакие иные акты в состав конституции не входят, преамбула правовых норм не содержит и юридической силы не имеет.
| Правовой статус личности
| Главное достоинство новой конституции. Раздел содержащий нормы о правах и свободах граждан находиться на «почетном» месте, начиная конституцию (первый раздел).
| Форма правления
| Парламентарная республика в чистом виде. Глава государства (президент) и глава исполнительной власти (федеральный канцлер) разделены, правительство формируется парламентарным путем и ответственно перед парламентом.
Значительные полномочия сосредоточены у персонально федерального канцлера (ФРГ иногда называют «канцлерская республика»)
| Порядок изменения
| Конституция жесткого типа (хотя и не особенно) – для изменения требуется квалифицированное большинство голосов Бундестага и Бундесрата. Ратификации поправок землями не требуется (это тебе не США – там хрен изменишь…).
|
Образование западногерманского государства и принятие Основного закона, по существу означали окончательное разделение страны. В это же время, в восточных землях происходили процессы образования социалистического германского государства – ГДР.
Во многом, происходившие в течение 1949 года процессы еще могли рассматриваться как временные, и надежда на объединение страны еще сохранялась. Как отмечалось выше, конституция ФРГ носила характер временной – предполагалось скорое включение в состав единого немецкого государства восточных земель.
Однако уже в ближайшие несколько лет последние иллюзии развеялись – оба германских государства стали ареной политического противостояния между социалистическим и капиталистическим миром. В таких условиях, об объединении пришлось забыть надолго – казалось навсегда.
|