Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ая лекция






2) Общественный и государственный строй Римской республики.

Общественный строй

К 287 г. До н.э., т.е. к моменту принятия закона диктатора Гортензия, по которому решения плебейских собраний становились общеобязательными законами, закончилась многолетняя борьба плебеев с патрициями за свое равноправие.
Основные требования плебеев (решение аграрного вопроса, отмена долговой кабалы, ограничение долгового %, политическое равноправие) были удовлетворены.

А конце 3-2ом веках до н.э. формируются привилегированные сословия нобилей и всадников.

Нобели – новая знать, т.е. слившаяся в едино верхушка патрициата и плебса.
Опираясь на крупное землевладение, значительные массы рабов и громадные денежные средства, они добились монопольного положения и в политической сфере (только они пополняли сенат и избирались на высшие должности, т.е. другие сословия управлять римским гос-вом не могли.

Всадники – торгово-финансовая знать и средние землевладельцы. Лишь в 1ом веке до н.э. намечается процесс сближения нобилей с верхушкой всадников, так же получившие должность в сенат и на высшие должности.

К 3ему веку до н.э. большинство клиентов получило от государства землю и стало лично свободным.
Свободные клиенты, мелкие ремесленники и торговцы теперь стали называться плебсом.

По правовому положению различались:
1) граждане
2) вольно отпущенники
3) латины
4) перегрины
5) рабы

Римское гражданство приобреталось:
1) рождением от состоящих в браке римлянина и римлянки или от римлянки, хотя и не состоящей в браке.
2) предоставление прав гражданства через:
а) усыновление чужеземца римским гражданином
б) отпущение на волю раба
в) пожалование римского гражданства тем или иным лицам, или общинам в виде особого акта, имеющего исключительный характер.

В определенный день отец брал сына за руку и вел на площадь записывать в трибу, к которой сам принадлежал.
С этого момента сын становился обладателем основных прав:
а) участие в народном собрании
б) в войске
в) в общем земельном фонде государства

Политическое полноправие не связывалось с имущественным.
Только после смерти отца или троекратной продажи им сына в рабство, у сына появлялась имущественная дееспособность.

Римское гражданство было пожизненным и наследственным, но могло быть утрачено по определенным причинам:
1) в следствие продажи в рабство за неуплату долго или за преступление
2) в следствие ссылки или изгнания, неизбежно связанных с конфискацией имущества

Отпущенный на волю раб формально становился гражданином, но его права были ограниченными:
1) либертин (вольно отпущенник) не мог занимать выборные должности
2) не служил в армии, а значит не мог участвовать в центуриатных комициях, а в трибутных мог.
3) ему были запрещены браки со свободно рожденными
4) по отношению к своему бывшему господину он становился как бы клиентом и был обязан
а) оказывать ему уважение
б) приходить на помощь в случае материальной нужды
в) не возбуждать против него уголовного преследования
г) не давать невыгодных патрону свидетельских показания

Вольно отпущенник мог заниматься предпринимательской деятельностью, выступать в суде.

 

Латины – жители латсуума, т.е. центральной области вокруг Рима, ближайшие соседи римлян, которые первыми признали над собой их власть и в 5-4 веках до н.э. были на положении римских союзников, т.е. поставляли в римскую армию свои военные контингенты.
У них была имущественная правоспособность и самоуправление в собственных общинах.
Римское гражданство они могли приобрести переселением в г. Рим.
В таком случае они не могли выбираться на должности.

В 3 веке до н.э. статус Латина стал условным, т.е. без этнической и географической привязанности.
Статус латина давали всем областям, признавшим над собой власть Рима и получившим от него за это право автономии.

В 1 веке до н.э. всем латинам были предоставлены права римских граждан.

Перегрины (из-за поля – дословно) – жители провинций (провинциалы), т.е. завоеванных Римом территорий, лежащих за пределами лациума.
Провинции рассматривались как поместья римского народа, и никаких политических прав их жители не имели, но имущественная правоспособность у них была.
В своих отношениях с римлянами они руководствовались нормами правонародов, складывающихся на основе обычаев международного торгового оборота.

Для защиты своих прав перегрины избирали себе патронов из числа римских граждан.


Источники рабства:
1) военный плен
2) покупка
3) естественное воспроизводство
4) самопродажа
5) долговая кабала (до 326г. До н.э., т.е. принятия закона Петелия)

Виды рабства:

1) с 6-4 до н.э. было патриархальное рабство
- раб не рассматривался в качестве вещи
- отвечал за некоторые проступки перед судом
- мог быть поручителем, усыновленным
- участвовал в религиозных культах и празднествах
- было право на отдых
- слишком жестокое обращение с таким рабом признавалось неугодным Богам

2) с 3 века до н.э. намечается переход к классическому рабству.
- возрастает численность рабов (больше чем свободных)
- их труд применяется в решающих областях (с/х, горно-добывающем деле, металлургии, строительстве)
- правовое положение классического раба определяется юридической формулой: раб суть вещь и говорящее орудие.
- раб не мог иметь семьи и детей
- все, что он приобретал работой, находкой, дарением, становилось собственностью его господина
- по милости господина раб мог быть наделен каким-либо имуществом (пекулий), но это имущество оставалось в собственности господина и могло быть отнято им в любой момент
- никакие обязательства по отношению к рабу не имели юридического значения
- возмещение вреда причиненного рабом было обязанностью господина, однако размер возмещения не мог превышать стоимости раба, поэтому господин при желании мог ограничиться выдачей раба потерпевшему
- свидетельские показания раба имели только в том случае, когда допрос проводился под пыткой
- свидетельские показания были недопустимы для раба, если могли иметь неблагоприятные последствия для господина
- во власти господина было не только убить или продать раба, но и возвратить или даровать ему свободу. Г-н делал это в своем завещании или внесением имени раба в списки свободных граждан.


Государственный строй.

В Риме была аристократическая (олигархическая) республика.
Главным органом был сенат. По началу было 300 сенаторов.
В 1ом веке до н.э. их число увеличилось – 600, а потом и 900 ч-к.
Сенаторов сначала назначали консулы, а с 4 века до н.э. – цензоры.
Формально срок полномочий сенаторов – 5 лет. Однако фактически они назначались пожизненно, т.к. цензоры крайне редко пересматривали состав этого органа по существу.

Для получения звания сенатора требовались особые условия:
1) благородство происхождения – знатность, родовитость.
2) имущественный ценз
3) замещение одной из высших должностей

Право созывать сенат и председательствовать на его заседании принадлежало некоторым высшим должностным лицам:
1) диктатору
2) консулу
3) претору
4) а зачем и народному трибуну

После доклада должностного лица, созвавшего сенат, происходило его обсуждение.
Каждый из сенаторов в зависимости от места в списке высказывал свое мнение, после этого происходило голосование и выносилось решение (сенатус консульт).
Сенат сначала утверждал решения народных собраний, а с 3 века до н.э. предварительно рассматривал и мог отвергать законопроекты.

 

21.02.12
3я лекция

В чрезвычайных обстоятельствах сенат прибегал к установлению временной военной диктатуры.
По его решению 1 из консулов назначал диктатора, который наделялся чрезвычайными полномочиями:
а) все другие должностные лица переходили в его подчинение и теряли самостоятельность действий.
б) За свои действия диктатор не отвечал, мог приговорить к смертной казни без права обжалования, опирался на военную силу.
Срок полномочий – 6 месяцев.

К компетенции сената также относилось текущее государственное управление (строительство дорог, надзор за полицией), наблюдение за государственным имуществом (особенно за поступлением налогов), составление государственного и особого военного бюджетов, монетное дело, государственный кредит, займы, утверждение мирных договоров, а также договоров о союзе, определение военных округов и т.д.
Формально сенат оставался совещательным органам при высших должностных лицах.

Но поскольку ни лишенное инициативы народное собрание, ни постоянно меняющиеся должностные лица не могли эффективно управлять государством, сенат фактически превратился в правительство.
Его власть основывалась не столько на законе, сколько на существующей практике.
Отсутствие писаной конституции также усиливало контроль сената над политической жизнью общества.


Народные собрания.

Куриатные комиции потеряли свое политическое значение, за ними сохранилось лишь разрешение некоторых вопросов семейного права (усыновления, утверждения завещаний), а также наделение высшей властью должностных лиц.
Политической значение имели центуриатные и трибутные комиции.
И те и другие созывались по распоряжению должностного лица и проходили под его председательством.

Начинались собрания с совершения религиозных обрядов и молитв, затем следовали чтения законопроекта и голосование.

До 3 века до н.э. главными были центуриатные комиции.
Они выбирали консулов, преторов, цензоров, принимали или отклоняли законопроекты, объявляли войну, рассматривали жалобы на приговоры к смертной казни.

В 3 веке до н.э. была изменена структура центуриатных комиций:
5 разрядов имущих граждан выставляли по 70 центурий каждый, а пролетарии 1 невооруженную центурию. Появился 1 голос.

После принятия закона диктатора Гортензия возросла роль трибутных комиций
Виды трибутных комиций:
1) общие для патрициев и плебеев
- избирали квесторов и некоторых низших должностных лиц для выполнения обязанностей полиции, расследования преступлений, совершения смертной казни, заведование чеканкой монет.

2) специально плебейские
- выбирали трибунов и их помощников эгилов, принимали или отклоняли законопроекты.
Триб стало 35 и каждая из них имела 1 голос.

В целом, система римских народных собраний не была построена на демократических принципах:
а) отсутствовала периодичность работы органа – только должностные лица могли их созывать
б) у собрания не было права законодательной инициативы, оно должно было давать на законодательные предложения должностного лица, его созвавшего
в) до 2ой половины 2 века до н.э. существовала открытая подача голосов, которая позволяла состоятельным лицам оказывать давление на участников собрания
г) собрания созывались в Риме, а римские граждане жили и в других частях постоянно развивающегося государства.
д) неорганизованные массы римлян Рима были лишены политического сознания, в трибутных комициях преобладали безработные люмпен-пролетарии (150-300 тыс. ч-к), основное требование которых «хлеба и зрелищ»


Управление

В Риме не было постоянного бюрократического аппарата, и вся исполнительная власть принадлежала выборным должностным лицам – магистратам.

Виды власти магистратов:
1) высшая (империй)
- военная власть
- право заключать перемирия
- право издавать приказы и принуждать к их исполнению
- право созывать сенат, народное собрание, председательствовать на их заседаниях
- право суда
- право назначения наказания
У диктатора был высочайший империй, включающий право приговаривать к смертной казни без обжалования.

У консула был большой империй, включающий право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован и если вынесен в Риме и без права обжалования, если за его пределами.

У претора был ограниченный империй без права приговаривать к смертной казни.

2) общая (потестас)
Принадлежала всем магистратам
- право налагать распоряжения и налагать штраф за их неисполнение

Принципы римской магистратуры:
1. Выборность (кроме диктатора)
2. Срочность (в основном 1 год)
3. Безвозмездность (напротив, для избрания и отправления должности нужно было затратить много собственных денег на содержание аппарата писцов, глашатаев, охраны)
4. Коллегиальность (каждый член коллегии работал самостоятельно в пределах отведенных ему полномочий и, если бы не согласен с решением своего коллеги, мог наложить на него вето


Виды римской магистратуры:
1. Чрезвычайная (диктатор; коллегия 10 децемвиров, разработавшая законы 12 таблиц)
2. Ординарная или обыкновенная (консулы, преторы, цензоры, трибуны, эдилы, квесторы)
Во главе римской республики стояли 2 ежегодно избираемых консула, их именами назывался год, они же были верховными главнокомандующими с правом большого империя.

Преторы (их младшие коллеги) заменяли консулов во время их отсутствия, по поручению сената командовали легионами, но главной функцией было руководство судом.

3. Цензура (самая высшая и почетная магистратура)
Империя цензоры не имели, но не были никому подчинены и обладали неограниченными полномочиями в осуществлении своих функций:
- составление списка граждан по имущественному цензу
- проведение ревизии списков сената и всадников
Их избирали 1 раз в пять лет на 18 месяцев.


Трибуны

Должность трибуна была учреждена 494 до н.э. как непосредственный результат борьбы плебеев с патрициями за свое равноправие.

Основная обязанность трибунов – защита плебеев против насилия и несправедливости со стороны патрицианских магистратов.

Трибун не мог отлучаться из Рима, и дверь его дома должна быть всегда открыта для ищущих защиты.
Сначала было 2 трибуна, затем 5, потом 10.
Они были неприкосновенны, не подвластны консулам; имели право вето на всякие решения сената, распоряжения консулов, вредные плебеям.
Если это запрещение не будет исполнено, трибун мог останавливать взимание податей и набор войска.

Эдилы

Наблюдали за порядком в городе, за рынками, заботились о продовольствии и об устройстве общественных игр.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал