Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подлинно художественный спектакль может появиться лишь при единстве взглядов режиссера и коллектива. Не подчинить своей воле силой, а увлечь своим замыслом.
Сделать всех его добровольными пленниками, не сковать, а вызвать инициативу творческого коллектива обязан самый строгий, требовательный, принципиальный режиссер. ПРАВДА, УМЕСТНАЯ И НЕУМЕСТНАЯ Актерам надо всегда говорить правду, — учил Леонидов. — Если актер делает что-то хорошо, надо ему это сказать, если плохо — не бояться ущемить его самолюбие. Весь вопрос — в форме замечаний. В интонациях. Самовлюбленного, склонного к зазнайству, тоже надо похвалить, если он этого заслуживает, но похвалить сдержанно, без особых восторгов. Способного, но не уверенного в себе актера надо поругать, если он того стоит. Но, чтобы он окончательно не упал духом, надо критические замечания делать ему в форме дружеского совета, без раздражения, спокойно. В замечаниях режиссера «текст» может расходиться с «подтекстом»: на словах похвалил, а по существу дал понять, что еще полностью не удовлетворен; на словах поругал, а по существу выразил веру в то, что, в конце концов все получится преотлично... В только-только созданной Леонидовской студии, естественно, не было «ведущих» и «не ведущих», «первых» и «вторых» актеров. Но мера одаренности студийцев, естественно, была различной. Кое-кто считал себя обиженным. Кое-кто был признан в коллективе талантом, кого-то уже записали в посредственности. И не всегда без оснований. Леонидов знал это, но требовал равного отношения ко всем. В студии это осуществить было сравнительно легко. В театре же молодой, неопытный режиссер часто опасается делать замечания прославленному артисту, а если и делает их, то с глазу на глаз, в извинительной форме. С актерами же, как говорится, «маленькими» позволяет себе быть иронически-насмешливым и даже грубым. Правда ценна не сама по себе, а за предполагаемый результат. Надо не просто сказать актеру правду, а сказать ее вовремя. Врать не надо. А с правдой иногда полезно и повременить. Существует легенда о том, как Леонидов однажды выгнал Станиславского, пришедшего к нему со своими замечаниями во время спектакля. Его можно понять. Сказать актеру, что у него большой нос, а актрисе, что у нее кривые ноги, даже если это соответствует действительности, не правда, а грубость, бестактность, хамство. То, что замечаниями и работой исправить нельзя, обсуждению подлежать не должно. Бесполезная правда становится бессмысленной жестокостью. Правду, даже суровую можно стерпеть, жестокость вызывает лишь озлобление. Делать замечания одним публично, другим наедине — плохая дипломатия. В конце концов, поняв, что режиссер боится портить отношения с «сильными мира сего», его перестают уважать. Форма бесед с глазу на глаз может быть хорошим способом в особых случаях, когда надо сбить самоуверенность с успокоившегося актера. Назначьте дополнительную вечернюю репетицию, на которую вызывается лишь один актер. Можно гарантировать, что актер придет объясняться — «неужели у меня все так плохо?» Дополнительная репетиция — подарок для молодого актера, но обида для считающего себя мастером. Обида, но не оскорбление. Тонкая натура артиста отнюдь не требует, чтобы всякое слово ласкало его. Гипертрофированное самолюбие — болезнь, и ее надо лечить, а не развивать. Честное, даже категорическое, но корректное по форме замечание не может травмировать настоящего артиста. Боязнь обидеть артиста, испортить с ним отношения чаще всего выглядит трусостью. Добреньких, ласковых режиссеров артисты могут звать в гости. А работать предпочитают с режиссерами строгими и требовательными. Сколько огорчений испытывают молодые режиссеры, когда актеры, с которыми они были добры и ласковы, «предают» их. Но полбеды, если режиссер недостаточно требователен. Беда, если он актеру в глаза говорит добрые слова, а за глаза — худые. Это не дипломатия, а лицемерие.
|