Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Так кому же все-таки дать премьеру?
В одном случае режиссер отдает предпочтение более молодому, в другом — более умелому. Из педагогических соображений иногда он поступает прямо противоположно. Правил нет. Во всех случаях решение режиссера должно быть ясным и недвусмысленным. Тайные совещания, неофициальные переговоры, всяческие увертки — последнее дело. Можно, конечно, трусливо уйти от решения вопроса, переложив всю ответственность на Художественный совет, но объективность любой организации в этом вопросе сомнительна. Творческие вопросы не решаются голосованием. Режиссер, конечно, может проверить свою точку зрения, вправе посоветоваться с коллегами, товарищами. Но обсуждение еще неготовой работы — дело щепетильное. В полемическом задоре при обсуждении достоинств и недостатков актерских работ очень легко сбить актера с толку, морально травмировать его, подорвать веру в себя. Поэтому, если уж режиссер решил поставить на обсуждение коллектива творческий вопрос такого деликатного свойства, он должен позаботиться, чтобы обсуждение велось спокойно, делово, доброжелательно. В атмосфере скандала такие вопросы разумно решить невозможно. Второе условие — гласность. То есть то, что этот вопрос будет решать Художественный совет или коллегия, — не должно быть ни для кого тайной. И следует быть готовым и к тому, что все высказывания рано или поздно дойдут до заинтересованных лиц. Театр — такая организация, в которой тайны хранятся недолго. В БДТ имени М. Горького проблема двойных или вторых составов так же остра, как и во всех других театрах. Решается она, как правило, следующим образом. Одновременно с двумя составами исполнителей не ведется работа. В порядке пробы могут репетировать и два и три исполнителя на одну и ту же роль. Но после некоторого числа репетиций определяется один состав, и до премьеры работа ведется только с ним. И в БДТ имени Горького случаются несчастья, вызывающие срочные замены, экстренные вводы. Но, как правило, вводы вторых исполнителей происходят планомерно, основательно, добросовестно. Репетиционная работа с новым исполнителем может продолжаться месяц, два, три. Столь длительные вводы, казалось бы, невозможны. Невозможно же остановить подготовку новых спектаклей. В БДТ вводы не мешают нормальной репетиционной работе, потому что долгое время на репетиции по вводу вызываются только два человека — новый исполнитель и режиссер. До тех пор, пока они вдвоем основательно не проработают всю роль, пока актер не освоит не только текст, мизансцены, но и логику действий, перспективу образа, не наметит в основном характер персонажа, партнеры не вызываются. Репетиций со всеми партнерами требуется немного. Новый исполнитель никогда не повторяет механически чужой рисунок роли. После премьеры на очередном заседании режиссерской коллегии работа нового исполнителя обсуждается. Принимается решение о порядке очередности исполнения: «равная очередь», «через два раза на третий», «при крайней необходимости» и т. д. Очередность устанавливается на срок — «три месяца», «полгода», «постоянно». Это значит, что через три месяца или полгода очередность будет пересмотрена — новый исполнитель будет играть чаще, реже или будет освобожден от роли вообще. Все зависит от качества исполнения. Не всегда актерам бывает приятно выслушивать решения коллегии. Но они предпочитают эту неприятность неопределенности, неясности, нервному ожиданию решения: «Кто же когда играет?»
|