Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
К моему огорчению, коллектив, отлично поняв творческие мотивы решения, не поддержал его по соображениям морально-этического порядка.
Не самую приятную обязанность — говорить горькую правду — пришлось выполнить в неподходящих обстоятельствах, в нездоровой атмосфере взвинченности, скандала. Поэтому горькое стало жестоким, а объективность была взята под подозрение. Спектакль состоялся. Хотя провал актрисы был очевидным, он ее ни в чем не убедил. За снятием с роли, единогласно санкционированным Художественным советом, последовало заявление об уходе. Вторые составы — высокий порог, о который очень легко споткнуться. Но он создается самим режиссером. Когда назначение на премьеру рассматривается как награда, как творческая премия, как высокая честь — болезненное отношение к тому, кто первым покажется публике, — неизбежно. Конечно, первая встреча со зрителями, первая проверка результатов многомесячных трудов ответственна и волнительна. Окончание работы и сдача ее зрителям — событие Однако хорошо играть надо ежедневно. Мы гостей- зрителей — принимаем ежевечерне. И обязаны сделать для них праздником каждый спектакль. Когда в театре каждый день праздник — кто будет играть в среду или пятницу, ей-богу, уже не важно. ДО, ПОСЛЕ И НА РЕПЕТИЦИИ Один понимают режиссера сразу, другие — после многих репетиции. Одни все принимают, другие все проверяют, третьи упрямствуют, спорят, настаивают на своем. И, как на грех, спорщики — иногда наиболее уважаемые, наиболее одаренные артисты. Как быть, если спор затягивается? Прекратить его? Что делать, если убеждения не действуют, проявить власть? Творческий спор лучше всего разрешать делом. Сыграть оба варианта — предложенный актером и предложенный режиссером. После этого спор становится предметным. А иногда просто исчерпывается. Если расхождения режиссера с актером несущественны, непринципиальны, мне кажется, лучше принять сторону последнего. Расхождения в главном, в сверхзадаче или в сквозном действия, действительно, катастрофичны. Это уже не свор, а конфликт. Конфликт такого масштаба ликвидировать сложно. Если в ходе работы точки зрения не сблизились, лучше идти на полное обострение конфликта: либо актер подчиняется воле режиссера, либо освобождается от роли. Иного выхода нет. Но прежде чем идти на крайние меры, надо взвесить всю ответственность, которая падает на плечи режиссера. Если в итоге правым окажется актер, режиссер неизбежно потеряет частичку веры коллектива. Вторую, третью ошибку ему могут и не простить. Даже если он признает их... В ходе репетиция артисты задают уйму вопросов. К ним надо быть готовым. Но на иные вопросы сразу не ответишь. Страх оказаться в чем-то несведущим толкает молодых режиссеров на роковую ошибку — сочинять небылицы, топтаться вокруг да около, увиливать от ответа. Если режиссер чего-то не знает — беда невелика. Не грешно и признаться в этом. А на другой день, подумав, подчитав, что нужно, обстоятельно и толково ответить на вчерашний вопрос. Куда хуже попасть впросак — оказаться невеждой и лгуном. В каждом театре есть актеры образованные, интеллигентные, все хорошо знающие — и русский язык, и историю, и литературу... Есть такие дотошные актеры, которые не зажгут спичку, не выяснив, в каком году она изобретена, ищут на карте Иллирию, знают дуэльный кодекс, табель о рангах, дипломатический статут и пр. Ничего обидного для режиссера нет в том, что кто-то в коллективе знает что-то лучше его. Опытный режиссер никогда не постесняется сказать: «С этим вопросом обратитесь к актеру Н.», «По этому поводу надо проконсультироваться у актера Д.». Не унизительно признаться: «Спасибо, я этого не знал». Не все, что интересует актеров, имеет практический смысл, но и в этом случае не следует иронизировать над любознательностью. Всякое стремление к знанию похвально. Любознательные — опора режиссера. Не на всякие вопросы надо тратить репетиционное время. Не относящуюся к делу любознательность лучше удовлетворять в нерабочее время. Артисты не без оснований подозрительно относятся к молодым режиссерам и по-всякому испытывают их. Забрасывание вопросами, не имеющими прямого отношения к роли и пьесе, — распространенная форма проверки профессиональности режиссера. Не отвечающий на вопросы осуждается, как малообразованный. Отвечающий — как наивный, доверчивый и болтливый. К. С. Станиславский, как рассказывал Н. М. Горчаков, советовал молодым режиссерам оставить после репетиции артиста — инициатора проверки и, не торопясь, как можно пространнее ответить на заданный вопрос.
|