Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава II. Александр Великий в искусстве эллинизма. Образ и действительность






Глава посвящена портретам Александра и их роли в художественной эволюции эллинистической эпохи. Обозначены характерные черты иконографии Александра, дана характеристика типам, восходящим к его портретам, созданным при жизни, а также известным эллинистическим памятникам. Критически осмыслены различные точки зрения исследователей на портретные типы Александра, дается развернутое определение его иконографических и образных характеристик. Черты Александра —метафоры, в основе которых находилось визуальное сопоставление с мифологическими образами, представленными в позднеклассических изображениях героев и богов. Одновременно, показана революционная роль портретов Александра в искусстве эллинистической эпохи. Новый жанр создан Лисиппом, воплотившим портретный, индивидуализированный образ македонского царя среди воинов, павших при Гранике, в условном, «героическом» времени, и условном пространстве. Речь идет о статуе Александра с копьем, визуально передавшей идею «героического», объединившую присущие античности аспекты этого понятия: мифологический, культовый, исторический. Одним из наиболее влиятельных художественных типов, созданных благодаря Александру, стал образ героя-правителя, который также связывают с Лисиппом. Историческая роль Александра была осознана в произведении раннего эллинизма — эпохальной картине Филоксена «Битва Александра и Дария». Эта картина — достоверный рассказ об исторических событиях, и их высшее поэтическое осмысление. Апеллес в портрете «Александр-громовержец» открыто сопоставил Александра и Зевса, бросив вызов существующим у греков представлениям об отношениях людей и богов. Впоследствии использование атрибутов героев и богов в изображении правителя стало общепринятым. Рога Амона, скальп слона Диониса, львиная шкура и палица Геракла, рожки Пана и трезубец Посейдона означали разные нюансы царственного имиджа.

При Александре и его последователях была «актуализирована» тема охоты. Упомянем изображение охоты Александра на льва работы Лисиппа и Леохара в Дельфах, тот же сюжет — на мозаике в Пелле и на фреске из «Гробницы Филиппа». Несколько охотничьих сцен украшает знаменитый «Саркофаг Александра». В отличие от общепринятой точки зрения необходимо заключить, что несмотря на то, что охота была обычным занятием аристократии, вряд ли можно говорить об историчности сцен, так как действие, главный герой которого — героизированный умерший, происходит в загробном мире. Изображение охоты на погребальном сооружении — традиционный сюжет героического цикла, неизменно присутствующий в погребениях Фракии, Македонии, а также в Северном Причерноморье.

В эпоху Александра сформировался язык государственной идеологии, основанный на сочетании индивидуальных черт и символов власти. «Царский» стиль (термин Р.Р.Р. Смита) изображений Александра послужил основой портретирования диадохов. Вплоть до начала римской эпохи каждый правитель помещал портрет Александра на монетах. Монеты способствовали тому, что харизма Александра окончательно интегрировалась в эллинистическое общество. В Македонии, на родине Александра, память о нем была ярко окрашена «местным колоритом». Об этом свидетельствует, в частности, домашний культ, для которого предназначались статуэтка Александра-Пана, найденная в жилом квартале Пеллы. Пан традиционно занимал особое место в религии македонян, считаясь прародителем македонский династии Аргеадов. Пан почитался как бог-охотник и как покровитель воинов на поле брани. В Египте, где Александр был очень значимой фигурой с момента его появления там и на протяжении нескольких столетий, процветали старые и вновь основанные культы, столицу украшали картины и статуи, изображавшие царя. Азиатское изобразительное наследие македонского царя оказалось значительно меньшим. Еще в 333 и 334 гг. до н.э. в некоторых городах в благодарность за освобождение от персов были учреждены его культы. Общее представление о культовых изображениях дают монеты, несколько статуэток и две мраморные статуи из Приены.

После смерти Александра не создавались новые типы его портретов. Большинство из поздних повторений прижизненных памятников несет на себе сильный отпечаток времени и современного им стиля. В тот же период черты Александра часто встречается в эллинистических изображениях героев и богов. С приходом римлян Imitatio Alexandri перемещается в политическую сферу: его имя и его пример используют Цезарь, Антоний, Митридат, Август, Каракалла, Константин Великий.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал