Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние портретов Александра на эллинистическую иконографию Ахилла.






Черты Александра ассимилировались эллинистической иконографией идеальных персонажей, и, прежде всего, этот процесс затронул тех мифологических героев, которым он при жизни подражал. Сопоставление с мифологическими предшественниками присутствовало в исторических сочинениях, философских трактатах, находило выражение в действиях и поступках царя, в его портретах.

На протяжении жизни Александра значение героев мифов постепенно изменялось. В детстве, юности и в начале Восточного похода царь поклонялся Ахиллу, позже к нему добавился Геракл, а, по мере продвижения в Азию, в связи с Индийским походом, для завоевателя особую актуальность приобрел Дионис.

Идеалы героического эпоса с детства играли большую роль в воспитании Александра. К Ахиллу по линии матери Александр возводил свой род. Близость уклада Гомеровской Греции и македонского царского двора была не случайной: Македония занимала промежуточное положение между варварами и греческими городами-государствами; несмотря на стремительную эллинизацию, в течение многих столетий здесь сохранялись архаические черты общественного строя. Почитание легендарного греческого воина с самого детства воспитывали у царя его учителя — Лисиммах и Аристотель. Эпизоды детства и юности македонского царя прекликаются с мифической биографией Ахилла, похожи их внешность, судьба и характер. Не случайно Каллисфен (Л. Пирсон (1960) составил биографию Александра с использованием сочинений Гомера, создав поистине «гомеровскую» атмосферу и окружив деяния Александра героическим флером. Изображения Александра как «нового Ахилла» — мифологическая стилизация, которую проводил сам царь, его двор, историки и художники Александра.

Поскольку Александру приписывали многие черты Ахилла, еще при жизни царя произошло смешение двух иконографий. Исследвание материла показывает, что позднеклассические изображения Ахилла с чертами Александра вошли в репертуар искусства, и сохраняли актуальность на протяжении римского периода. Главный атрибут Александра и Ахилла — копье — воспринимался как символ царства, полученного по праву захвата, понятия, ставшего ключевым элементом идеологии эллинистических царей. С появлением царского культа статуи Александра-Ахилла служили образцом для героических портретов правителей и полководцев. К эпохе Александра восходят живописные оригиналы помпейских фресок со сценами из жизни Ахилла, где изображения главного героя напоминают портреты царя. Параллели между Александром и Ахиллом отчетливо читаются в серии мифологических композиций на сюжеты Гомера, созданных в Пергаме во II в. до н. э. В эллинистической и римской иконографии Ахилла особенную популярность приобрели сюжеты, представляющих новые аспекты мифа, такие как Ахилл и Хирон, обучение героя музыке, Ахилл среди дочерей Ликомеда. Мифологические параллели между Хироном-Аристотелем и Ахиллом-Александром создали «образцовый» сюжет, который стал частью европейской изобразительной традиции.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал