Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Царский образ и божества небесной сферы в искусстве эпохи эллинизма. Александр и Гелиос, Аполлон, Диоскуры






В изобразительном искусстве сходство Гелиоса и македонского царя проявляется с конца IV–начала III в. до н.э. Самое раннее изображение александроподобого Гелиоса появляется на Родосе, что подтверждают рельефные композиции, круглая скульптура, серия родосских монет. Последовательное изучение серий показало, что в традиционном изображении Гелиоса постепенно нарастает акцентирование черт идеального образа Александра. Этот тип, созданный на Родосе, представлен в самых отдаленных уголках античного Средиземноморья. Гелиос с длинными локонами, анастолэ и подъятым взором, окруженный солярным венцом, повторяется в скульптурных копиях с известных оригиналов, в монетных штемпелях и печатях, мелкой пластике, посуде, предметах погребального культа и ритуала. Образ Гелиоса-Александра послужил основой типа, имевшего долгую жизнь в античном искусстве. Изменения облика бога отражали изменение представлений о нем — о его природе, о его месте в системе мироздания, о взаимоотношениях с другими богами, силами природы и судьбы.

В эллинистический период возникает образ Александра-космократора, где традиционная солярная символика в виде лучей сочетается с космическими символами. Александр-космократор изображается на фрагменте глиняной вазы II в. до н. э. из понтийского Амиса, известны статуэтки Александра-космократора типа Дорифора. Изображение македонского царя с астральными символами встречается на золотом медальоне из Абукир. Стихию солнца, солнечную красоту и силу в пантеоне греческих богов олицетворял Аполлон, в чьих изображениях также прослеживается подражание образу Александра. Так, статуя Аполлона Бельведерского — отчетливый парафраз скульптурных портретов Александра. Памятник, очень близкий Аполлону Бельведерскому, дошел до нашего времени в римской копии с греческого оригинала II в. до н.э., определенного как портрет Александра (Археологический музей Севильи). Другой пример Imitatio Alexandri — из фалисского храма Аполлона Скассато (Кастеллана). Процесс адаптации греческих моделей проявился в заимствовании типа Александра Великого для создания произведений италийской коропластики конца IV– начала III в. до н.э. Этот факт, теперь уже достаточно известный, особенно важен для понимания природы, причин и последствий Imitatio Alexandri, как применительно к италийскому материалу, так для искусства эллинизма в целом. В разделе впервые представлен подробный анализ и интерпретация этого явления. Для вотивных голов и погребальных изображений тип Александра выступает в виде идеального, обобщенного прообраза, единого для всех умерших, воплощения представлений о бессмертии, доблести и славе. Отличие заключалось в том, что для италийцев черты Александра, ставшие частью героического идеала, воплощали не только представления о героическом, божественном, но и эллинском.

Влияние иконографии Александра испытали изображения астральных божеств Диоскуров, которых почитали как воинов, всадников, богов утренней и вечерней звезды.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал