Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тип Александра в эллинистической иконографии водных божеств






В сравнении с предшествующими периодами греческого искусства в эллинистическую эпоху происходит расширение типологии изображений культовых и мифологических образов. В связи с основанием Антиохии-на-Оронте появляется статуя богини удачи и счастья Тюхе с изображением мужского божества реки Оронт. Другой скульптурный образ, речного божества, Олганоса, происходит из Македонии. На основании сопоставления памятников и исследования их контекстов демонстрируется, что в основу иконографии новых речных божеств был положен идеализированный юношеский тип Александра. В греческой религии божества реки, почитание которых было тесно связано с местностью, имели индивидуальную внешность, имя и собственный «характер». В эпоху эллинизма тип Александра способствовал созданию облика новых речных богов. Его образ стал художественным стереотипом, соединив представления о мифологическом и исторически-конкретном.

Заключение

Обширная география находок, а также разнообразие сфер распространения показали, что Imitatio Alexandri как явление носило не локальный и спорадический, а общий характер, и явилось закономерным этапом в формировании универсального художественного языка эпохи эллинизма. Влияние типа Александра необходимо воспринимать не одномерно, как это трактовалось в большинстве исследований (идеал, пропаганда, мода или суеверие). Imitatio Alexandri в изобразительном искусстве эллинизма — это новая художественная форма, форма истолкования и освоения мира, которая воздействует на действительность, и, одновременно, олицетворяет ее.

Комплексное рассмотрение данных позволяет сделать некоторые обобщения относительно семантики изобразительных цитат. В целом, подражание внешности Александра воплощает несколько ключевых понятий, которые включаются в структуру мифологических образов после эпохи Александра: непобедимый, защитник греков, царь Востока, завоеватель Азии, освободитель, основатель городов, царь или «наилучший эллин». Эти идеи были актуальны в разных регионах, но конкретное значение мотивов было специфично для каждого времени и места.

Функции и роль Александровского компонента в структуре художественных образов искусства эллинизма были разнообразными. Если в погребальном и царском эллинистическом портрете черты Александра выступали средством выражения идеального – надындивидуального статуса, то мифологическим образам, напротив, они придавали индивидуальность. Подражание Александру являлось способом типизации и художественной формой новаторства, поскольку черты Александра придавали новое содержание старым образцам.

В отличие от традиционной точки зрения необходимо заключить: индивидуальные черты Александра стали существенными, характерными признаками стиля, и формой его эволюции. Вследствие этого понятие «тип Александра» существует в двух значениях. Первое соответствует привычному употреблению — прототип, оригинал, второе значение термина чрезвычайно важно для понимания художественных процессов эпохи эллинизма: «тип Александра» — художественная формула, служившая ферментом развития искусства. Такая функция типа не имеет аналогий в истории античного портрета, и сам термин может быть сопоставлен с определениями «скопасовский» или «лисипповский» тип.

Тип Александра — новый миф-эйдос, возникший на исходе классической эпохи. Мифологические образы героев и богов ассимилировали этот тип, который, в свою очередь, был прежде воплощен в портретах реальной исторической личности. В эпоху эллинизма — завершающую, переломную фазу в истории классической художественной традиции, тип Александра нашел свою форму выражения в мифологических образах одновременно с утверждением системы новых ценностей и представлений.


^ Список основных публикаций по теме диссертации

a) публикации в изданиях, определенных ВАК:

 

1.
Трофимова А.А. К проблеме влияния портретов Александра на мифологические образы искусства эллинизма (Александр Великий, Гиганты и Гелиос) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. Часть 1: «Общественные и гуманитарные науки». – СПб, 2008. – № 31 (69). – С. 300-306. - ISSN 1992-6464. – 0, 5 п.л.

2.
Трофимова А.А.Портреты Александра Македонского в историографии античности XX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. Часть 1: «Общественные и гуманитарные науки». – СПб, 2008. – № 32 (70). – С. 343–346. - ISSN 1992 - 6464.– 0, 3 п.л.

3.
Трофимова А.А. Основные проблемы истории исследования портретов Александра // Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. Часть 1: «Общественные и гуманитарные науки». – СПб, 2008. – № 33 (73). – С. 465–469. - ISSN 1992 -6464. ­– 0, 4 п.л.


б) публикации в научных сборниках статей и тезисов конференций:

 

4.
Трофимова А.А. Греческая культура и политика македонских царей / Из истории античного общества. Межвузовский сборник. – Горький: Горьковский государственный университет, 1988. – С. 36-49. – 0, 7 п.л.

5.
Трофимова А.А. Героическое и позднеклассический портрет // Сборник материалов конференции всесоюзного общества антиковедов. – М, 1989. – C. 71-75. - 0, 2 п.л.

6.
Трофимова А. А. Александр Великий и гиганты Пергамского фриза (еще раз о голове пергамского стиля из собрания Эрмитажа) // Эрмитажные чтения памяти Б. Б. Пиотровского (14.II.1908 – 15.X.1990): Тезисы докладов. – СПб.: Гос. Эрмитаж, 1995. – С. 52–55. – 0, 2 п.л.

7.
Трофимова А.А. Исторический сюжет и религиозная традиция. К истолкованию фрески из «Гробницы Филиппа» // Введение во храм. Сборник статей / Науч. ред. Л.А.Акимова. – М: Языки русской культуры, 1997. – С.148-160. - 0, 6 п.л.

8.
Трофимова А.А. «Imitatio Alexandri» в искусстве эпохи эллинизма // Эллинистические штудии в Эрмитаже: Сборник статей к 60-летию М.Б.Пиотровского / Науч. ред. Е.Н.Ходза. – СПб: Государственный Эрмитаж, 2004. – С. 62-77. – 0, 8 п.л.

9.
Трофимова А.А. Александр Великий и гиганты Пергамского фриза // Труды Государственного Эрмитажа – СПб: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. – № XLV. – С. 237-248 (Античный мир. Искусство и археология) – 0, 5 п.л..


в) публикации в научных каталогах выставок:

 

10.
Трофимова А.А. Жизнь мифа в античном искусстве: судьба Ахилла //


Шлиман, Троя, Санкт-Петербург. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 19 июня – 18 октября 1998 года. – СПб: АО «Славия», 1998. С. 180-196, 223-225. – 2 п.л.

 

11.
А.А.Трофимова. Голова Александра // Мир героев в античной культуре.


Каталог выставки. – СПб: АО «Славия», 2005. – С. 45-47. – 0, 3 п.л.

 

12.
Trofimova A. Mythen over de liefde in de antike kunst // Liefde uit de Hermitage: Catalogue van de tentoonstelling: De Nieuwe Kerk, Amsterdam, 2003-2004 / Vobrw. Ernst W. Veen & M. Piotrovski. – Zwolle: Waanders, 2003. – S. 140-143. – 0, 2 п.л.

13.
.Трофимова А.А. Лицо, обращенное к небу // Александр Великий. Путь на Восток / Науч. ред. А.А.Трофимова. Государственный Эрмитаж. Каталог выставки. – СПб: Государственный Эрмитаж, 2007. – С. 19–29. – 1, 1 п.л.

14.
А.А.Трофимова. Восточный поход Александра // Александр Великий. Путь на Восток / Науч. ред. А.А.Трофимова. Каталог выставки. – СПб: Государственный Эрмитаж, 2007. – С. 56-64.– 0, 2 п.л.

15.
А.А.Трофимова. Классическая Эллада: Греция до Александра. Средиземноморье в эпоху эллинизма // Александр Великий. Путь на Восток / Науч. ред. А.А.Трофимова. Каталог выставки. – СПб: Государственный Эрмитаж, 2007. – С.64-65, 134-137. – 0, 2 п.л.

16.
Trofimova A. The sculpted portrait in the Bosporus // Greeks on the Black Sea. Ancient art from the Hermitage / Еdited by Anna Trofimova. – Los Angeles: Getty Publications, 2007. – P. 46-55. Portrait of Mithridates. – P. 182-185. Ibidem. Portrait of Dynamia. Ibidem. P. 186-190. – 1 п.л.

17.
Trofimova A. Classicism in Roman Portrait: The Age of Augustus and Hadrian // The Road to Byzantium. Luxury Art from Antuiquity. Cataloque of the Exhibition. – London, 2006. – P.39-49, 138-139. – 0, 76 п.л.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал