Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тип Александра в эллинистической иконографии водных божеств ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
В сравнении с предшествующими периодами греческого искусства в эллинистическую эпоху происходит расширение типологии изображений культовых и мифологических образов. В связи с основанием Антиохии-на-Оронте появляется статуя богини удачи и счастья Тюхе с изображением мужского божества реки Оронт. Другой скульптурный образ, речного божества, Олганоса, происходит из Македонии. На основании сопоставления памятников и исследования их контекстов демонстрируется, что в основу иконографии новых речных божеств был положен идеализированный юношеский тип Александра. В греческой религии божества реки, почитание которых было тесно связано с местностью, имели индивидуальную внешность, имя и собственный «характер». В эпоху эллинизма тип Александра способствовал созданию облика новых речных богов. Его образ стал художественным стереотипом, соединив представления о мифологическом и исторически-конкретном. Заключение Обширная география находок, а также разнообразие сфер распространения показали, что Imitatio Alexandri как явление носило не локальный и спорадический, а общий характер, и явилось закономерным этапом в формировании универсального художественного языка эпохи эллинизма. Влияние типа Александра необходимо воспринимать не одномерно, как это трактовалось в большинстве исследований (идеал, пропаганда, мода или суеверие). Imitatio Alexandri в изобразительном искусстве эллинизма — это новая художественная форма, форма истолкования и освоения мира, которая воздействует на действительность, и, одновременно, олицетворяет ее. Комплексное рассмотрение данных позволяет сделать некоторые обобщения относительно семантики изобразительных цитат. В целом, подражание внешности Александра воплощает несколько ключевых понятий, которые включаются в структуру мифологических образов после эпохи Александра: непобедимый, защитник греков, царь Востока, завоеватель Азии, освободитель, основатель городов, царь или «наилучший эллин». Эти идеи были актуальны в разных регионах, но конкретное значение мотивов было специфично для каждого времени и места. Функции и роль Александровского компонента в структуре художественных образов искусства эллинизма были разнообразными. Если в погребальном и царском эллинистическом портрете черты Александра выступали средством выражения идеального – надындивидуального статуса, то мифологическим образам, напротив, они придавали индивидуальность. Подражание Александру являлось способом типизации и художественной формой новаторства, поскольку черты Александра придавали новое содержание старым образцам. В отличие от традиционной точки зрения необходимо заключить: индивидуальные черты Александра стали существенными, характерными признаками стиля, и формой его эволюции. Вследствие этого понятие «тип Александра» существует в двух значениях. Первое соответствует привычному употреблению — прототип, оригинал, второе значение термина чрезвычайно важно для понимания художественных процессов эпохи эллинизма: «тип Александра» — художественная формула, служившая ферментом развития искусства. Такая функция типа не имеет аналогий в истории античного портрета, и сам термин может быть сопоставлен с определениями «скопасовский» или «лисипповский» тип. Тип Александра — новый миф-эйдос, возникший на исходе классической эпохи. Мифологические образы героев и богов ассимилировали этот тип, который, в свою очередь, был прежде воплощен в портретах реальной исторической личности. В эпоху эллинизма — завершающую, переломную фазу в истории классической художественной традиции, тип Александра нашел свою форму выражения в мифологических образах одновременно с утверждением системы новых ценностей и представлений.
a) публикации в изданиях, определенных ВАК:
1. 2. 3.
4. 5. 6. 7. 8. 9.
10.
11.
12. 13. 14. 15. 16. 17.
|