Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СМИ Франции в годы Пятой республики
Конституирование во Франции в 1958 r.V Республики совпало по времени с ухудшением положения французской прессы, наступившим вслед за ее несомненным подъемом, приведшим к ее временному выздоровлению после кризиса 1947-1953 гг. Ей предстояло пережить десятилетний период стагнации (1958- 1967 гг.). Ухудшение экономического положения периодической печати во многом обусловливалось резко возросшей стоимостью производства газет и журналов, типографских расходов и бумаги. Невиданное прежде развитие офсетной печати, казалось, поставило под вопрос само полутысячелетнее существование типографии. В 1962 г. медленно угасла и умерла ежедневная социалистическая ォ Попюлерサ. В 1965 г. только пять парижских газет издавались с прибылью (ォ Орорサ, ォ Фигароサ, ォ Франс-суарサ, ォ Паризьен либереサ, ォ Мандサ), а пять выходили с убыт- ком (ォ Комбаサ, ォ Насьонサ, ォ Пари-журサ, ォ Круаサ и ォ Юманитеサ). В 1966 г. во Франции перестали выходить сразу 6 ежедневных газет, в том числе парижская ォ Пари-пресс энтрансижанサ. Чтобы газета сводила концы с концами, необходимо было, чтобы более половины всех ее доходов составляла выручка от рекламы. Снижались тиражи даже крупнейших французских газет, росли цены (газетная цена поднялась с 15 сантимов в 1957 г.- до 30 в 1961 г. и до 40 сантимов в 1967 г.). Попытки последовать англосаксонскому примеру, переводя ежедневные газеты на половинный, ォ таблоидныйサ формат (ォ Пари-журサ в 1958 г., ォ Паризьен либереサ —в 1965 г.), успеха не имели, не были приняты обществом. В период колониальной войны в Алжире (1954-1962) власти систематически конфисковывали французские газеты и журналы, даже без предъявления обвинений и судебных разбирательств. В 1958-1962 гг. французская полиция 150 раз назначала следствие против газет в связи с алжирскими событиями. Газетам чаще всего ставилось в вину ォ разглашение военной тайныサ, ォ покушение на мораль армииサ, ォ оскорбление президентаサ. Статья 30 уголовно процессуального кодекса V Республики, дающая право префектам полиции прибегать к любым действиям для пресечения и наказания лиц, покушающихся на государственную безопасность, служила юридической основой для штрафов и конфискаций и применялась гораздо чаще, Чем вызов в суд. Необходимо подчеркнуть, что развитие всей системы французских масс медиа во второй половине XX в. происходило и происходит поныне прежде всего под знаком неуклонного расширения информационного поля СМИ, что является прямым или косвенным результатом как нарастающего усложнения современного мира и его проблем, так и соответствующего не прекращающегося расширения интересов и запросов потребителей масс медиа. Другая общая и принципиальная особенность развития французской периодической печати в послевоенную эпоху выражается в относительном уменьшении места ежедневной прессы в общей системе периодической печати, с одной стороны, и места и значимости периодической печати как таковой в массовой коммуникации—с другой. Эти имеющие фундаментальный, характер изменения в сфере средств массовой коммуникации (СМК), несомненно, обусловлены прямо либо косвенно наступлением ォ эры Маклюэнаサ, приход которой знаменовал собой конец более чем трехвековой монополии печатной журналистики— возникновением и мощным, чрезвычайно бурным развитием телевидения как важнейшего и самого современного рода масс медиа. Уже в '1960-х годах во Франции не было недостатка в самых мрачных пророчествах насчет печального удела периодической печати (ォ газета—обреченный товарサ, ォ эпидемия газетной смертиサ и т.п.). В условиях господства в сфере масс медиа аудиовизуальных средств наиболее жизнеспособными оказались издания ォ качественнойサ прессы, как раз и поставившие во главу угла своей деятельности по освещению действительности, а не сообщение их, и органы специализированной информации, а также местных новостей, которым радио и телевидение не могут уделять необходимое место. Дальнейшая адаптация ежедневной прессы к условиям телевизионной эры выразилась в создании еженедельных приложений, причем все больше журнального типа,, в ежедневных газет, могущих составить конкуренцию особенно популярным в последние десятилетия еженедельникам телевизионных программ (ォ ТВ-Фр_анс-суарサ. 1986, ォ ТВ-Фигароサ, 1987, и др.), стали практиковать выпуск соответствующих приложений, вроде ォ Лион-Фигароサ и ォ Лион-Либерасьонサ (1986), важнейшей целью которых является привлечение местных рекламодателей региона, второго во Франции по экономической значимости. За 1945-1985 гг. население Франции увеличилось более чем на одну треть, а число газет за это время уменьшилось в Париже почти втрое и более чем вдвое в провинции. В системе французской ежедневной прессы произошло и еще одно чрезвычайно важное симптоматическое изменение. Применяемое ныне к газете прилагательное ォ национальнаяサ теперь относится фактически лишь к основному содержанию и читательскому адресу газеты, а не к ее распространению. Считают, что эпоха превосходства парижской прессы над провинциальной закончилась в 1944 году. Приблизительно с этого времени местная пресса уже не рассматривалась как дополнение к парижской, а парижские газеты стали находить довольно ограниченное распространение уже в какой-нибудь сотне километров от Парижа. В 1981году в первую десятку наиболее читаемых во Франции газет вошли лишь четыре парижские Франс-суарサ; ォ Фигароサ, Паризьен либереサ и ォ Мондサ) и шесть провинциальных. В 1970-1986 годах цена на газетную бумагу выросла в 4 раза. ォ Уязвимостьサ французской газетной прессы и ее медленный ォ дрейфサ объясняют рядом причин, важнейшими из которых являются не по дням, а по часам возрастающая дороговизна газетного производства, рост типографских и редакционных расходов, излишняя централизованность и, по сути, монополизация системы распространения в руках ォ Нувель мессажери де ла пресс паризьенサ (НМПП), уникальной в своем роде организации, доставляющей печатную продукцию торговцам в 36 тыс. точек по всей территории Франции, и — недостаточное предложение рекламы.
|