Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СМИ Польши






 

Система СМИ Польши кардинально отличается от российской. Это выражается буквально во всем - в Польше нет практически ничего похожего на Россию.

Современная Польша, несмотря на постоянные коррупционные скандалы, гораздо более демократичная страна, чем Россия. Здесь прессе открыты все дороги, гораздо меньше ограничений. Поэтому СМИ в Польше активно развиваются, превращаются в мощные финансовые структуры.

Прежде чем мы перейдем к вопросу информационной безопасности в Польше, хотелось бы вкратце обрисовать ситуацию с польскими медиа. Ведь то, кто и каким образом контролирует вопрос информационной безопасности, прежде всего зависит от того, как ведут себя сами СМИ.

Периодические издания

Газеты

Польские газеты отличаются от российских очень сильно. Более того, они отличаются и от газет стран-коллег по Варшавскому договору. Скорее всего, это обусловлено традиционной близостью Польши к западу, в частности, к Германии. Близость, конечно, имеется в виду по менталитету.

Общие черты польских газет следующие:

- они выходят толстыми тетрадками

- преобладающий формат - А3

- практически все издания (кроме самых мелких районных газет) цветные

- во всех изданиях очень много частных объявлений, которые поляки считают индикатором популярности издания

- польские газеты в основном распространяются в розницу (за очень редкими исключениями)

- польские газеты абсолютно аполитичны. Несмотря на то, что, конечно, существуют партийные издания, им совершенна чужда " пропаганда" политических идей

- в газетах вообще нет так называемого " черного пиара". Издания существуют исключительно на доходы от рекламы и продажи тиража (в соотношении 60% на 40%)

- владелец издания никогда не влияет на редакционную политику

- если польская газета неприбыльна, она закрывается

- деятельность польских периодических изданий не контролируется ни одним ведомством. Лицензия для открытия газеты или журнала не нужна

 

В плане разнообразия периодических изданий пресса в Польше с одной стороны, развита слабее, чем в России. На польском рынке есть три основные ежедневные газеты - качественные " Газета Выборча", " Речь Посполита" и таблоид " Факт", который издается холдингом Акселя Шпрингера. У этих трех изданий тиражи примерно одинаковые - они колеблются от 500 до 800 тысяч экземпляров. Для Польши эти колебания вполне нормальные - здесь все зависит от дня выхода газеты. В выходные тиражи традиционно меньше, чем в будние дни.

" Газета Выборча" лидирует среди этих трех изданий. Это издание было основано демократическими силами Польши в канун выборов 1989 года. Отсюда и название газеты - " Выборча". Главным редактором с самого начала выхода газеты стал Адам Михник, известный польский политический деятель. " Газета Выборча" в Варшаве выходит ежедневно на 80 полосах формата А3. Кроме того, каждый день к газете прилагаются небольшие журналы разной тематики. По понедельникам это женский журнал " Высокие каблуки", по вторникам - журнал о спорте, и так далее. При этом стоимость полного комплекта не превышает двух с половиной злотых - это чуть больше пятидесяти центов.

Кроме того, газета " Выборча" выходит и в регионах. Региональные отделения есть в Кракове, Гданьске и в других крупных городах. В регионах тиражи, естественно, меньше, но и там они колеблются в районе 400 тысяч экземпляров ежедневно.

Распространяется " Газета Выборча" в основном в розничной продаже. Процент подписки никогда не превышает десяти. Это обусловлено польскими традициями.

В Польше рабочий день начинается намного раньше, чем в России. В 5-6 утра поляк уже выходит из дома на работу. Но, естественно, почта не сможет доставить газету к этому времени. А уличные киоски уже работают. Именно поэтому поляки предпочитают каждый день покупать газету вместо того, чтобы подписываться.

Изначально " Газета Выборча" была таким оплотом польской демократии. Она выходила на восьми полосах и публиковала в основном большие аналитические материалы. В чем-то старая " Выборча" была похожа на современную российскую " Новую газету".

Однако, когда политическая ситуация в Польше изменилась, в чем, кстати огромную роль сыграл Адам Михник, " Газета Выборча" сменила свой стиль. В ней стали уделять больше внимания новостям и чистой информации и меньше - политике.

Газета перестала быть органом пропаганды и стала прибыльным бизнесом. По большому счету, история газеты " Выборча" - это квинтэссенция истории польских СМИ вообще. Как только изменился политический строй, пресса в Польше перестала быть " органом" и стала бизнесом.

Вообще на наш взгляд, главное отличие польских СМИ от российских заключается в следующем: в России СМИ - это способ вложения денег, заработанных на сырье, которого у нас предостаточно. А в Польше СМИ - это способ зарабатывания денег.

Поэтому, когда закончился социалистический период истории Польши, СМИ стали переориентироваться с пропаганды на бизнес. На базе " Газеты Выборча" был организован холдинг " Агора".

Сегодня холдинг " Агора" - самый успешный среди польских конкурентов. Помимо " Газеты Выборча" и ее приложений холдинг издает еще около 20 разных журналов, около 10 региональных газет (не относящихся к " Выборче"), владеет двумя общенациональными и несколькими региональными радиостанциями. Кроме того, холдинг выступает и на рекламном рынке, на котором " Агора" является крупнейшим владельцем рекламных щитов. Сейчас " Агора" планирует выкупить один из общественных телеканалов.

Холдинг " Агора" лучший пример в Польше того, как нужно зарабатывать деньги на СМИ. Один из корреспондентов " Газеты Выборча" пожаловался нам, что прошлый год был неудачным для холдинга. Чистая прибыль составила " всего" 15 миллионов долларов. Какие деньги зарабатывает холдинг в удачные годы, его российским коллегам даже не снилось. О том, как возможно получать такие прибыли и как меняется в связи с этим политика редакции, мы расскажем ниже.

Вторая после " Газеты Выборча" качественная газета на польском рынке - " Речь Посполита". История этой газеты гораздо длиннее, чем история ее демократического конкурента. " Речь Посполита" была основана после второй мировой войны как официозная газета социалистов. До 1989 года " Речь Посполита" мало чем отличалась от советской " Правды". И содержание, и дизайн были аналогичны.

Дальнейшая судьба газеты тоже была похожа на судьбу " Правды". В начале 90-х годов, у газеты наступил кризис. Понятно, что продолжать прежнюю политику было невозможно - партийная газета никому не была нужна. Но руководство газеты не соглашалось полностью сменить ориентацию.

Тогда редакционный коллектив дружно покинул старую " Речь Посполиту", и, воспользовавшись лазейками в законодательстве новой Польши, создали новую газету под тем же названием. Правда, газета все равно сохранила свою официозную направленность и консервативность. Если " Газета Выборча" - это очень мобильное, острое издание, то " Речь Посполита" более осторожна, но и более серьезна. Это ни в коем случае не означает, что " Речь Посполита" более качественна. Просто у " Речи Посполитой" и у " Выборчи" разная аудитория.

" Речь Посполита" рассчитана на бизнесменов и политиков. Поэтому она ежедневно уделяет большое место для официальных сообщений правительства, для новостей из Сейма. Эту тематику она освещает более подробно, чем " Выборча". Однако для того, чтобы поддерживать хорошие отношения с властью, которая является основным источником информации для газеты, ей приходится отказываться от расследований, разоблачительных материалов и рискованных тем.

" Речь Посполита", как и " Выборча" выходит ежедневно. Однако, площади у нее меньше. " Речь Посполита" выходит в формате А2, в зависимости от дня недели от 20 до 30 полос.

Аудитория " Речи Посполитой" определяет и способ ее распространения. Несмотря на то, что для Польши, в принципе, нетрадиционно распространение по подписке, у " Речи Посполитой" на подписку уходит почти половина тиража. Правда, в отличие от России, подписчики - не частные лица, а исключительно организации. Практически все крупные общественные и политические структуры подписаны на " Речь Посполиту", потому что их сотрудникам необходимо получать официальную информацию, которая нигде, кроме этого издания, не публикуется.

Несмотря на то, что по типу издания, по тиражам и по цене " Газета Выборча" и " Речь Посполита", казалось бы, являются конкурентами, сейчас конкуренции между ними нет. У каждой газеты есть своя стабильная аудитория, за которую им не нужно воевать. То же самое получается и конкуренцией в сфере рекламы - это связано с тем, что каждая реклама нацелена на определенного потребителя, а аудитория у этих газет совершенно разная.

Зато в прошлом году на польский рынок вышло новое издание - газета " Факт", которая, несмотря на свой типично таблоидный формат, составляет серьезную конкуренциям обеим качественным газетам.

Газета " Факт" издается немецким концерном Акселя Шпрингера. Эта таблоидная газета выходит ежедневно на 48 полосах. От других польских изданий ее отличает очень низкая цена. Она стоит всего один злотый, а это примерно в два-четыре раза дешевле, чем другие, качественные ежедневные издания. Может показаться странным, как это желтая, бульварная газета стала серьезным конкурентом для качественных изданий. Здесь все просто. У польских СМИ есть два источника прибыли. Это, во-первых, реклама, а, во-вторых, собственно продажа газеты. А рекламодатели прежде всего смотрят не на содержание или направленность газеты, а ее тираж. А у " Факта" очень большой тираж, около 800 тысяч экземпляров ежедневно, это-то и привлекло рекламодателей.

До появления на польском рынке газеты " Факт" существовали и другие " бульварные" газеты, например, " Экспресс". Но руководству этой газеты так и не удалось превысить тираж в триста тысяч экземпляров. Именно поэтому он и не стал конкурентом качественных газет на рекламном рынке.

" Факт" - это традиционный таблоид. Его содержание - это слухи о личной жизни звезд, сплетни и скандалы. О политике " Факт" практически не пишет, только если не случится какой-нибудь " бытовой" скандал.

" Внешний" вид газеты тоже о многом говорит - огромные, низкого качества заголовки, откровенные фотографии. Например, в мужском журнале " Men's Healhs", существует такое негласное правило - на обложке каждого номера обязательно должно присутствовать слово " секс". У газеты " Факт" тоже есть свое негласное правило - в каждом номере обязательно должна стоять откровенная фотография на последней полосе.

Газету " Факт" в Польше все называют феноменом, потому что раньше никогда не было такого, чтобы " молодая" газета так сходу набрала такой большой тираж. Это, прежде всего, объясняется низкой ценой. Но эта дешевизна - всего лишь правильный рекламный ход ее владельцев. В Польше ни одна газета не может выйти хотя бы в ноль при цене в один злотый. Через несколько месяцев совет директоров будет вынужден повысить стоимость газеты. А в этом случае многие читатели, которые покупали это издание только из-за столь приемлемой цены, перестанут ее покупать, если она будет стоить два злотых. Так что руководство качественных газет не воспринимает газету как серьезного конкурента. Все понимают, что это - временное явление. Хотя все очень удивлены, что газета " Факт" столь быстро завоевала рекламный рынок. Со временем, когда спрос на " Факт" снизится - уменьшится и ее тираж. И тогда она уже не будет представлять для рекламодателей такого интереса.

" Факт", может быть еще и удивителен для Польши потому, что в этой стране тонкие газеты формата А3 - редкость. А " Факт" выходит всего на 20 полосах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал