Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ГЛАВА 10. Без финансового обеспечения нет производства газеты
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РЕДАКЦИИ. БИЗНЕС-ПЛАН
Без финансового обеспечения нет производства газеты. Эта аксиома логически подводит к выводу о том, что при планировании производственно-хозяйственной деятельности руководитель редакции не должен уходить от ответа на вопросы: «каким образом и за счет чего она будет финансироваться?» Ни одна задача, поставленная перед редакцией, не может быть признана достаточно обоснованной, если этих ответов не будет. Таким образом, финансовое планирование – составной элемент планирования производства. В процессе финансового планирования руководитель редакции должен решить как минимум шесть проблем:
представить предполагаемую схему реализации задач; свести свои управленческие решения к расчетным величинам; проанализировать влияние своих решений на доходы и расходы редакции; смоделировать и сформировать потоки платежей во внутренней и внешней сферах; получить начальную информацию об ожидаемых сроках платежей; добиться согласованности, выравнивания платежей. При этом не должна упускаться из виду проблема сохранения финансового равновесия.
Вспомним, что планирование включает в себя два вида: долгосрочное и краткосрочное. Долгосрочное планирование – это планирование структуры капитала, или планирование структуры баланса. Краткосрочное планирование предполагает сопоставление поступлений и расходов в течение определенного времени (обычно до одного года). Рассмотрим финансовое планирование с точки зрения краткосрочного. Структура финансового плана на период выглядит так, как она показана в табл. 5 (цифры даны произвольно). В любом плане есть определенная доля риска. Предупредить риск в финансовом плане можно путем создания ликвидных резервов. Трудно сказать, каков должен быть ликвидный резерв. Чаще всего он определяется величиной какой-либо жизненно важной потребности, не покрытие которой грозит редакции остановкой производства. Вполне допустимо, что редактор держит этот резерв, к примеру, на расчетном счете. Для придания плану реальности в него следует включать только ожидаемые в заданный период поступления и выплаты. Причем степень ожидаемости поступлений должна быть очень высокой и основываться на предварительных расчетах (см. главу 6). При продуманном планировании суммы, необходимые для покрытия выплат, формируются точно к сроку этих выплат. При выполнении плана в какой-то момент может появиться дефицит платежных средств. Если он не повторится в следующем периоде, финансовое равновесие не нарушится. Но если финансовый план не удастся привести к равновесию в течение нескольких периодов, значит, в финансовый план заложено неверное соотношение поступлений и выплат.
Таблица 5 Основная структура финансовых планов
Иногда из-за недостаточной детализации потоков в плане может появиться скрытый дефицит финансовых средств. Он может выглядеть как излишек поступлений, если эти поступления планируются слишком оптимистично. В дальнейшем, как это часто бывает, предполагаемый излишек поступлений исчезает, а произведенные под этот «излишек» расходы приведут к потере финансового равновесия. Добиваясь выполнения финансового плана, руководитель редакции может использовать следующие приемы:
§ привлечение краткосрочных кредитов; § мобилизация учтенных и неучтенных ликвидных резервов; § сдвиг поступлений на более ранний срок; § отсрочка выплат на более поздний срок; § поиск дополнительных поступлений.
Не только в начале бизнеса, но и на определенном этапе его развития могут появиться условия, требующие детальной разработки долгосрочной программы, как в интересах самого предприятия, так и для представления ее внешнему инвестору. Такая программа будет нужна в обязательном порядке при участии редакции в каком-либо конкурсе на получение гранта. Программа действий, направленная на обеспечение устойчивого прибыльного функционирования предприятия, называется бизнес-планом. Любой бизнес-план должен показывать цель организуемых мероприятий и пути достижения поставленных целей. Причем он составляется обычно на срок от 2 до 5 лет. Практика международного бизнеса показывает, что без бизнес-плана невозможно рассчитывать на какое-либо участие в проекте заинтересованных лиц: банка, инвестора, компаньонов. Бизнес-план выполняет двуединую задачу: он является рабочим инструментом (внутренняя функция) и представительским документом для привлечения внешнего финансирования (кредиты, гранты, лизинг). Типовой бизнес-план включает в себя следующие блоки:
1. Описание общего состояния дел в данный момент. 2. Поставленные цели и задачи. 3. Оценка своего предприятия (если оно уже существует). 4. Анализ рынка, на который вы входите. 5. Описание перехода из сегодняшнего состояния в перспективу. 6. Описание необходимых ресурсов. 7. Условия привлечения инвестиций.
Бизнес-план дает возможность совершать ошибки только на бумаге, помогая избежать их в реальных условиях. Состав и структура различных бизнес-планов могут отличаться, но содержательная сторона диктуется общепринятой практикой и включает в себя следующие разделы.
|