Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция Германии 1919 года






 

Веймарская конституция (181 ст.) определила Германию как единую суверенную республику с президентско-парламентским правлением. Статус прежних государств составлявших империю был сокращен до области, пользующимися политической автономией в пределах общего государственного законодательства. В исключительную компетенцию общегерманских властей были включены внешние сношения и отношения с колониями (которых, правда, у Германии после поражения уже не было), гражданство, оборона, монетное и таможенное дело, свобода хозяйственного рынка, связь. Помимо этой сферы, законодательству империи подлежали судопроизводство и основы гражданского и уголовного права, здравоохранение, регулирование вопросов торговли, предпринимательство, транспорта, социальные вопросы, сфера культуры, образования, поземельных отношений и даже «погребального дела». Империя устанавливала принципы налогообложения, включая возможность изъятия из компетенции земель сбора тех или иных местных налогов.

Законодательными полномочиями в главном обладает рейхстаг. Депутаты избирались всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием на 4 года (в выборах участвовали мужчины и женщины старше 20 лет). Вторая палата парламента – рейхсрат составлялась из депутатов земель пропорционально численности населения.

Главой государства и правительственной власти был президент. Он избирался всенародным голосованием на 7 лет. с возможностью переизбрания. Отстранение президента от должности могло быть совершено только путем референдума.

Правительство возглавлялось рейхсканцлером, который вносил предложение президенту о кандидатурах министров.

Судебная власть вручалась полностью независимым и самостоятельным судам. Запрещались исключительные суды и т.н. суды чести, т.е. неюридические. Конституция предусмотрела и образование Верховного суда Германии. Гарантиям гражданских прав был уделен почти весь второй раздел Конституции. Провозглашая полное гражданское равенство, основной закон ликвидировал все привилегии сословного характера, всем гражданам гарантировалась свобода передвижения и эмиграции, вероисповедания и использования национального языка, свобода личности, охрана личной жизни, свобода слова и печати (цензура допускалась только в целях борьбы с порнографией). В политической жизни устанавливалось свобода митингов и собраний, союзов, общинного самоуправления. Провозглашалась обязательность среднего образования.

Особо своеобразным был раздел о регулировании хозяйственной жизни. Здесь впервые, практически, нашли воплощение идеи о социальном государстве и социальной предназначенности экономических прав гражданина. Конституция гарантировала собственность и свободу договоров, но «ради высших требований общего блага» предполагалось возможность отчуждения имуществ. Пользование собственностью должно было быть социальным, т.е. без существенных злоупотреблений.

 

Однако реальность была далека от демократии. Практически государственные дела контролировались государственной властью.

 

 
 

 


Политическая жизнь. В декабре 1918г. образовалась Коммунистическая партия Германии, которая поставила себе задачи в совершении социалистической революции и установлении диктатуры пролетариата под лозунгами марксизма.

Социал-демократическая партия Германии, оставаясь крупнейшей и самой массовой партией страны, видоизменила свою политическую платформу, отойдя (с 1925г.) от марксизма на позицию утверждения «хозяйственной демократии» и социальных реформ.

К концу 1920г. политическим успехом стали пользоваться националистические партии и организации, в особенности так называемые т.н. «Стальной шлем» (к 1929г. он насчитывал до 1 млн. приверженцев, главным образом военных, ветеранов и т.п.).

 
 

 

 


Националистические и леворадикальные устремления одновременно дали толчок к появлению влиятельной партии фашистского типа - Национал-социалистической рабочей партии Германии.

Программа НСДАП (1926) предполагала существенную социализацию экономики: уничтожения нетрудовых доходов, огосударствления крупных монополий, укрепления государственного регулирования, конфискацию военных прибылей, создания «корпоративного производства». Важную роль в программе занимала аграрная реформа, которая предусматривала наделение крестьян землей за счет безвозмездных конфискаций у дворянства и, главным образом, богатых евреев-собственников. Программа НСДАП негативно относилась к либеральным парламентским институтам. Последняя, наряду с социальной экономической программой, вызывала особую поддержку рабочей массы (по своему социальному составу НСДАП на 45% была рабочей партией).

Успеху НСДАП способствовала четкая организационная структура. установленная 1921г. Руководители ячеек назначались гаулейтерами (руководителями областных организаций), партия проводила ежегодные съезды, которые пр5евращались в массовые политические манифестации. С1921г. в Партии стали формироваться особые «охранные отряды» (СА), с 1925 г. – параллельная военная структура «охранные эскадроны» (СС). После бунта СА, вызванного партийной коррупцией, появился ещё один вид (военизировано-полицейских подразделений – «служба безопасности» (СД). Ориентирование на военные методы вызывало широкую поддержку(1928г.) НСДАП у военных. Охранные службы партии стали использоваться правительствами земель в полицейских целях.

К началу 1930г. партия сложилась в мощную самостоятельную политическую силу, за которую голосовали не менее трети избирателей, «очарованных» социализированной программой.

 
 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал