Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЛЕКЦИЯ по ТЛ и ПЧДСтр 1 из 10Следующая ⇒
Тема: Теория формирования читательской самостоятельности младших школьников (Активизация познавательной деятельности на уроках внеклассного чтения)
У маленьких школьников самым главным стимулом, побуждающим с удовольствием ходить в школу, является личность учителя. Родители за ручку привели маленького человечка в школу. Теперь мы, учителя, должны стать ему надежным другом, который будет поддерживать и направлять, чтобы он не сбился с верной дороги. Мы должны постараться сделать так, чтобы поддерживать в своих учениках любознательность и познавательный интерес. Требования, предъявляемые к современной школе, обусловили необходимость пересмотра целей, содержания и технологий обучения. Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы. Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Одним из способов решения этих задач является правильная организация деятельности учащихся в системе внеклассного чтения. Раньше казалось, что если ребенок до школы полюбит чтение и книги, то они будут интересовать его и в дальнейшей жизни. Ну а если нет, то, увы, как ни старайся чуда не произойдет. Теория формирования читательской самостоятельности Н.Н. Светловской 1. Опирается на объективные законы формирования читателя («Закон знания книг», «Закон формирования основ читательской культуры», «Закон провоцирования обучением нежелания читать»), 2. Имеет определенные и. весьма значимые исторические корни (К. Д. Ушинский, Д. И. Тихомиров -XIX в.). Чтение - это трудная и кропотливая работа. Справиться со всеми препятствиями, которые возникают перед младшим школьником, помогает урок литературного чтения. На нем читают, пересказывают, отвечают на вопросы. Я убеждена, что усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений - задача уроков внеклассного чтения. Внеклассное - значит вне класса, то есть чтение прежде всего домашнее, а также чтение вне учебника, что не менее значимо для введения юного читателя в огромный мир художественной и научно-популярной литературы. Провести связующую нить между изучением программного материала учебника и миром книг можно как раз через внеклассное чтение. Именно эти уроки могут способствовать развитию личности учащихся. Не секрет, что в современном обществе в условиях засилья телевидения и компьютеризации интерес к чтению заметно понизился. Внеклассное чтение, как и любой другой предмет, должно базироваться на первостепенной цели, отвечающей на вопрос: для чего нужен в школе этот предмет?
Целью является формирование грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, а также подготовленного к самостоятельному использованию книги в дальнейшем обучении. Так зачем же ребенку внеклассное чтение? Для введения в мир книг, но самое главное - для того, чтобы ему было интересно. Для достижения поставленной цели в процессе работы формируется система, в которой внеклассное чтение выступает в единстве с литературным чтением и дополняет его. Ни у кого не может быть сомнений в Том, что научиться и привыкнуть по собственному побуждению обращаться в мир книг и читать книги без книг нельзя, как невозможно научиться играть на инструменте без инструмента, кататься на коньках без коньков, шить без иголки и так далее. Поэтому важным является правильный выбор книг. Единого требования к списку литературы для внеклассного чтения нет. Есть широкий круг, включающий в себя различные произведения, но выбор книг зависит исключительно от учителя. Предлагая список литературы своим ученикам, я учитывала следующие принципы: объем, текстовую доступность, актуальность произведения для ребят и для себя, а также связь с содержанием изучаемых произведений по литературе. Чтобы читать книги осмысленно и с пользой, и ребенок, и учитель должны четко представлять цель чтения; в соответствии с поставленной релью осуществлять умелый выбор нужной книги и, выбрав книгу, читать ее по всем правилам в соответствии со спецификой ее содержания и формы. Этапы формирования читателя: • подготовительный - 1 класс; • начальный - 2 класс; • заключительный - 4 класс. На подготовительном этапе (1класс) внеклассного чтения главная задача - заинтересовать всех без исключения первоклассников детскими книгами, приучить детей думать над книгой. Важно формировать умение слушать книгу, видеть связь содержания с внешними приметами книги: фамилией автора, заглавием и иллюстрациями; умение целенаправленно отбирать книги по заданной теме, различать их по жанровой принадлежности. Для формирования специальных читательских умений можно предложить детям метод наглядного моделирования через введение системы заместителей для жанров, тем, героев, а также составление схематичных планов. Например, работая над произведением В. А. Осеевой «Добрая хозяюшка», дети моделируют обложку, определив сначала жанр и тему произведения. В данном случае: это сказка, поэтому в центре обложки - круг; о детях, поэтому - желтый цвет. Также составляют план - схему. Для этого вводят заместителей героев, обозначая их начальными буквами (девочка – Д., петушок - П. и так далее). Например:
В дальнейшем для формирования умения соотносить обложку книги с ее моделью можно предложить, например, внимательно рассмотрев модели, назвать, что у них общего (жанр - сказка), в чем различие (в теме). Желтый - сказка о детях: B. А. Осеева «Добрая хозяюшка»; C. А. Могилевская «Сказка о громком барабане». Голубой - сказка о волшебстве и приключениях: Ш. Перро «Красная Шапочка»; Братья Гримм «Горшок каши». Коричневый - сказка о животных: В. Д. Берестов «Аист и соловей»; В. Г. Сутеев «Мышонок и карандаш». Затем можно предложить детям соотнести книги с моделями обложек или вспомнить произведения, которые соответствуют данному жанру и теме. В 1 классе на уроках внеклассного чтения уделяется много внимания рассматриванию книги. Метод чтения - рассматривание - ведущий во внеклассном чтении. Он помогает детям непроизвольно и надолго запоминать книги, к которым они обращались. Проверить данное умение можно, например, при помощи контрольной работы, представленной в Приложении 1. Приложение 1
|