Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие речи.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Содержание образовательной области «Коммуникация»направлено на достижения целей овладения конструктивными способами средствами взаимодействия с окружающими людьми через решения следующих задач:
-- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
-- Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
-- Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
В соответствии с программой «От рождения до школы» в младшей группе на развитие речи отводится четыре занятия в месяц. В планировании представлены занятия:
· по воспитанию звуковой культуры речи; объем речевого материала, который используется на этих занятиях, позволяет параллельно решать задачи по активации словаря детей, формированию диалогической речи;
· рассматриванию сюжетных картин; эти занятия включают дидактические игры и упражнения, рассматривание книжных иллюстраций, игры-инсценировки.
С дошкольниками планируются специальные занятия по развитию речи. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи.
В младшей группе чаще всего организуются занятия, состоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка четкого и правильно го произношения звука и т. п.). На этих занятиях, кроме основной, параллельно решаются и многие другие задачи. Так, например, знакомство детей с новой сказкой является ведущей задачей занятия, но на этом же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношение и т. д.
С детьми проводятся также комбинированные занятия, состоящие из двух самостоятельных частей. Допустимы самые разные варианты комбинирования:
· чтение произведения художественной литературы и отработка умения вести диалог;
· чтение (заучивание стихотворения) и совершенствование грамматической правильности речи;
· рассматривание сюжетной картины и игры (упражнения) на обогащение и активацию словаря;
• дидактическая игра на формирование звукопроизношения и игры (упражнения) на совершенствование грамматического строя речи и т. д.
Читать детям художественные произведения следует ежедневно. С рядом произведений дети знакомятся на занятиях, с другими - в процессе игр, в бытовых ситуациях.
К концу года дети могут:
· По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.
· Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
· С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.
· Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы.
· Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.
· Называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.
· Читать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого.
Месяц
|
| Тема и цели занятий 1-й
| Тема и цели занятий 2- й недели
| Тема и цели занятий 3-й недели
| Тема и цели занятий 4-й недели
|
|
|
|
|
| б
| |
СЕНТЯ
БРЬ
| Тема
| Рассказывание об игрушках
| Рассказывание по картине «Кошка с котятами»
| Описание игрушек
| Рассказывание об игрушках
| | Цели
| Учить:
- составлять рассказ об иг-
рушках с описанием их внеш-
него вида;
- правильно произносить
в словах звуки [с], [с'], выде-
лять в речи слова с этими зву-
ками;
- вслушиваться в звучание
слов.
Укреплять артикуляцию звуков
звуков
| Учить:
-соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей.
| Учить:
- называть признаки, действия
описываемой игрушки; - произносить звук [с] длительно, на одном выдохе, отчетливо и внятно проговаривать слова. Укреплять артикуляцию звука Закреплять умение соотносить названия животных с названиями их детенышей. Отрабатывать навыки правильного произношения звуков [с], [с']
|
Учить:
- называть характерные при-
знаки и действия;
Обогащать словарь пра-
вильными названиями окру-
жающих предметов (игруш-
ки), их свойств, действий, ко-
торые можно с ними совер-
шать.
| |
| Тема
| Рассказывание по набору иг-
рушек (2-3 игрушки)
| Рассматривание иллюстраций
к сказке (по выбору воспита-
теля)
| Рассказывание о действиях и
качествах предмета в диалоге
| Рассказывание об игрушках.
| |
|
|
|
|
|
| Октябрь
| Цели
| Закреплять правильное произношение изолированного звука [з].Учить различать на слух разные интонации, пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания
| Учить:
- пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалоги персонажей;
- пользоваться точными на именованиями для названия детенышей животных
| Развивать навыки диалогической речи, общения в парах друг с другом (со сверстниками), со взрослым. Учить:
- самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них;
- понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса; - вслушиваться в звучание слов;
- выделять в словах заданный звук
| Учить:
- описывать предмет, не называя его;
- задавать допросы и отвечать на них.
Развивaть навыки диалогической речи
| НОЯБРЬ
| Тема
| Рассказывание на тему из личного опыта.
| Рассказывание по картинке «Собака со щенятами»
| Описание игрушки
| Описание и сравнение кукол
|
| Цели
| Учить: - высказываться на тему личного опыта, предложенную воспитателем; - правильно называть предметы мебели, рассказывать об их назначении; Продолжить работу по углублению знаний о понятии «мебель».
| Побуждать к составлению небольшого связного рассказа по картине. Учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта.
| Учить - составлять короткий описательный рассказ по игрушки -слышать и правильно произносить звук [п], изолированный, в словах и фразах; -правильно регулировать тембр голоса; - вслушиваться в слова, подбирать слова, сходные по звучанию.
| Учить: -описывать и сравнивать кукол; - правильно называть наиболее характерные описательные признаки; -строить законченные предложения. Закреплять представления о понятии «мебель». Развивать навыки выразительной речи.
|
| Тема
| Описание одежды
| Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд»
| Рассказывание по набору игрушек
| Рассказывание по картине «Таня не боится мороза»
|
| Цели
| Учить: - описывать зимнюю одежду; -правильно называть предметы зимней одежды;
| Учить: -слушание небольшого рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно
| Побуждать составлять короткие рассказы по набору игрушек.
| Учить: - составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, по плану,
|
|
|
|
|
|
| Декабрь
|
| — выделять на слух и правильно произносить звук [ж], изолированный, в словах и фразах;
- подбирать слова на заданный звук. Формировать представление о назначении зимней одежды. Закреплять понятие «одежда»
| передавая прямую речь персонажей; - самостоятельно подбирать слова со звуком [с]
| Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Закреплять навыки правильного произношения звука [г] в словах и фразах. Учит: -выделять звук [г] в словах; -произносить четко и ясно слова и фразы с этим звуком; -правильно пользоваться интонацией, говорить достаточно громко
| предложенному воспитателем;
- выделять звуки в слове;
| Январь
| Тема
| Рассказывание по набору игрушек.(2-3игрушки)
| Описание внешнего вида друг друга
| Рассказывание по набору предметов
| Сравнение предметных картинок
|
| Цели
| Учить: - составлять короткий рассказ по набору игрушек вместе с воспитателем; -понимать смысл загадок правильно называть качества предметов; - выделять четко и правильно звук [ц] в словах и фразах. Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями
| Учить: - составлять описания внешнего вида и предметов одежды друг друга.
Дать представление о том, что звуки в словах располагаются в определенной последовательности
| Упражнять: - в составлении рассказа о предметах и действиях с предметами; - в образовании названий посуды. Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Учить: - правильно произносить звук[ц']; - отчетливо проговаривать слова с этим звуком
| Учить: - сравнивать объекты на картинках по величине, цвету;
- подбирать слова, сходные и различные по звучанию
|
|
|
|
|
|
| ФЕВРАл
ЛЬ
| Тема
| Описание картинок
| Рассказывание по картине «Мама моет посуду»
| Описание предметных картинок
| Описание овощей. Определение овощей на ощупь, по словесной характеристике. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
| Л
Ь
| Цели
| Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Учить:
- составлять описание пред мета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки;
- четкому и правильному произношению звука [щ'];
- выделять звук [щ'] в словах
| Учить:
- составлять рассказ по картине «Мама моет посуду». Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Закреплять:
- произношение звука [щ'];
- представление о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности
| Учить:
- составлять описание картины;
- называть рассматриваемый (описываемый) объект, его свойства, признаки, действия;
- давать оценку описываемому объекту (предмету). Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Закреплять:
- навык произношения звука
[щ'];
- умение различать твердые и мягкие согласные звуки. Учить выделять звук в сло вах
| Закреплять умение правильно называть овощи, описывать цвет, форму и другие качества.
Расширять представления об овощах. Учить:
- выделять в овощах определенные свойства;
- правильно классифицировать овощи
|
| Тема
| Описание предметов и игрушек
| Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники»
| Описание предметов и игрушек. Отгадывание загадок
| Рассказывание по картине «Куры»
| МАРТ
| Цели
| Продолжить учить составлять описания предметов, игрушек. Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Учить- правильно употреблять слова,
| Учить: - пересказывать близко к содержанию текст рассказа Н. Ка лининой «Помощники»; -замечать несоответствия в передаче содержания текста при слушании рассказа товарищей. Закреплять:
| Продолжать учить: - описывать предметы; - определять и называть пер вый звук в слове. Упражнять: - в образовании форм глагола «хотеть» (хочу - хочет, хотим-хотят);
- в умении выполнять артику-
| Учить:
- составлять короткий рассказ по картине «Куры»;
- сравнивать петуха, курицу и цыплят. Закреплять:
- умение самостоятельно под бирать слова, сходные и не сходные по звучанию;
|
| -
|
|
|
|
|
|
| -четкому и правильному произношению звуков [б], [б'];
| названия предметов посуды по аналогии и обращать внимание на несхожесть некоторых названий;
| Закреплять: -навык правильного произношения звуков б], [б'] в изолированном виде, в словах и фразах; -умения интонационно выделять заданный звук в слове; -подбирать слова на заданный звук. Учить: - выделять звуки [б], [б'] в речи; -правильно пользоваться во просительной и утвердительной интонациями; - выделять голосом определенные слова
| звуки в слове следуют друг за другом
| Апрель
| Тема
| Закрепление обобщающих понятий. Подбор слов на заданный звук
| Рассказывание об игрушках. Дидактические игры «Узнай по описанию», «Чего не стало?»
| Рассказывание о предметах. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
| Описание игрушек. Дидактическая игра «Что изменилось?»
|
| Цели
| Продолжать формирование навыков связной речи. Учить
- четко и правильно произносить звуки [к], (к
Закреплять усвоение обобщающих понятий:
| Учить составлять описание игрушки, называя ее характерные признаки. Закреплять:
- представления о том, что слова звучат;
- состоят из звуков;
- звуки в слове разные;
- умение самостоятельно заканчивать слово, названное воспитателем
| Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Учить:
- слышать звуки [к], [к'] в словах
- четко и ясно произносить слова и фразы, насыщенные звуками [к], [к']; - произносить чистоговорку отчетливо в разных громкости и темпе.
| Продолжать обучение описанию внешнего вида предметов, их характерных признаков.
Учить пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных. Обратить внимание на то, что все названия детенышей звучат похоже на названия взрослых животных того же вида.
|
|
|
|
|
|
|
|
| одежда, овощи, мебель. Укреплять артикуляционный аппарат детей специальными упражнениями. Развивать умения:
- определять и называть пер вый звук в слове;
- подбирать слова на заданный звук
|
| Закреплять умения: - в произношении звуков [р], [р']; -составлении описания пред мета; рассказывании о внешнем виде, качествах и свойствах предмета
| произносятся в определенной последовательности. Развивать умение самостоятельно находить разные и похожие по звучанию слова
| М А Й
| Тема
| Рассматривание и описание картинок, иллюстраций
| Беседа о домашних животных. Дидактическая игра «Назови правильно»
| Беседа о транспорте
| Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
|
| Цели
| Учить:
- составлять описание пред мета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки;
- четко и правильно произносить сочетание звуков [из];
- уместно употреблять в описательной речи предлог из
| Формировать представления о домашних животных. Сообщить новые сведения о животных.
Учить правильному произнесению названия детенышей домашних животных
| Обогатить и уточнить:
- представления о транспорте;
- понимание общественной значимости труда шофера, водителя
| Познакомить с содержанием русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
|
ХУДОЖЕСТВЕНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Содержание образовательной области «Коммуникация»направлено на достижения целей овладения конструктивными способами средствами взаимодействия с окружающими людьми через решения следующих задач:
-- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
-- Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
-- Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» в младшей группе на развитие речи и ознакомление с художественной литературой отводится четыре занятия в месяц. В планировании представлены занятия:
· по воспитанию звуковой культуры речи; объем речевого материала, который используется на этих занятиях, позволяет параллельно решать задачи по активации словаря детей, формированию диалогической речи;
· ознакомлению с художественной литературой (чтение детям русских народных сказок, стихотворений, упражнение в драматизации, заучивание наизусть);
· рассматриванию сюжетных картин; эти занятия включают дидактические игры и упражнения, рассматривание книжных иллюстраций, игры-инсценировки.
С дошкольниками планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа.
В младшей группе чаще всего организуются занятия, состоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка четкого и правильно го произношения звука и т. п.). На этих занятиях, кроме основной, параллельно решаются и многие другие задачи. Так, например, знакомство детей с новой сказкой является ведущей задачей занятия, но на этом же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношение и т. д.
С детьми проводятся также комбинированные занятия, состоящие из двух самостоятельных частей. Допустимы самые разные варианты комбинирования:
· чтение произведения художественной литературы и отработка умения вести диалог;
· чтение (заучивание стихотворения) и совершенствование грамматической правильности речи;
· рассматривание сюжетной картины и игры (упражнения) на обогащение и активацию словаря;
• дидактическая игра на формирование звукопроизношения и игры (упражнения) на совершенствование грамматического строя речи и т. д.
Читать детям художественные произведения следует ежедневно. С рядом произведений дети знакомятся на занятиях, с другими - в процессе игр, в бытовых ситуациях.
К концу года дети могут:
· По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.
· Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
· С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.
· Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы.
· Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.
· Называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.
· Читать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого.
Bbb3
Месяц
| Тема, цели занятий 1-й, 2-й недель
| Тема, цели занятий 3-й, 4-й недель
|
|
|
|
| Сентябрь
| Тема
| А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» (чтение). Потешка «Дед хотел уху сварить» (заучивание)
| Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк» (рассказывание). С. Маршак «Вот какой рассеянный» (слушание)
|
Цели
| Учить понимать:
- эмоционально-образное содержание произведения;
- нравственный смысл произведения;
- произносить чистоговорки, скороговорки. Углублять представление о соответствии названия текста (темы) его содержанию.
Знакомить с малыми формами фольклора. Повторить знакомые считалки.
| Учить:
- понимать образное содержание и идею сказки;
- передавать структуру сказки с помощью моделирования;
- замечать и понимать образные слова и выражения в тексте. Развивать творческое воображение.
|
Октябрь
| Тема
| Ю. Кушак «Ночное приключение» (чтение).
Потешка «Палец, палец где ты был?» (заучивание)
| Русская народная сказка «Смоляной бычок» (рассказывание). С. Михалков «Дядя Степа» (чтение)
|
Цели
| Учить понимать:
- эмоционально-образное содержание произведения;
- нравственный смысл произведения;
- произносить чистоговорки, скороговорки. Углублять представление о соответствии названия текста (темы) его содержанию.
Знакомить с малыми формами фольклора. Повторить знакомые считалки
| Учить:
- понимать и оценивать характеры героев;
- передавать интонацией голоса и характер персонажей. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.
| Ноябрь
| Тема
| И. Суриков «Детство» (чтение).
А. С. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч...» (заучивание)
| Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рассказывание). «Наступила осень» А. Ерикей
|
Цели
| Учить понимать содержание. Упражнять в использовании сравнений. Воспитывать любовь к миру природы.
| Учить:
- воспринимать и осознавать образное содержание сказки;
- замечать образные слова и выражения в тексте;
- понимать содержание поговорок;
- придумывать новые эпизоды к сказке. Упражнять в подборе синонимов.
|
|
|
|
| Декабрь
| Тема
| В. Осеева «Волшебная палочка» (чтение). 3. Александрова «Елочка» (заучивание)
| Э. Успенский «Разгром» (чтение).
Русская народная сказка «Гуси лебеди» (рассказывание)
|
Цели
| Способствовать эмоциональному восприятию образной
основы поэтических произведений.
Развивать творческое воображение, выразительность речи
| Учить эмоциональному восприятию образного содержания
поэтического текста.
Развивать образность и выразительность речи
| Январь
| Тема
| Г. Цыферов «В медвежий час» (чтение).
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» (рассказывание)
| А. Н. Майков «Ласточки» (чтение).
А. Барто «Я знаю, что надо придумать» (заучивание)
|
Цели
| Учить:
- понимать тему, образное содержание и идею сказки, значение пословицы и ее связь с сюжетом сказки;
- видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения;
- формулировать тему, основную мысль сказки;
- понимать.
Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке
| Учить:
- эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста;
- понимать средства выразительности. Развивать образность речи
| Февраль
| Тема
| С. Есенин «Поет зима, аукает» (чтение). П. С. Комаров «Олененок» (заучивание)
| «Лиса и журавль» Тат. сказка, (чтение). «Глупый волк» (рассказывание)
|
Цели
| Продолжать учить понимать содержание стихотворений. Помочь осмыслить значение образных выражений. Упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности
| Учить:
- понимать тему, образное содержание и идею сказки;
- видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения;
- формулировать тему и основную мысль сказки. Стимулировать желание придумывать новые детали, эпи зоды, фрагменты к сказке
|
МАРТ
| Тема
| В. В. Вересаев «Братишка» (чтение).
М. Хусаин «Баю-бай дитя мое» (заучивание)
| К. Чуковский «Бутерброт» (рассказывание). Р. Кудашева «Гусенок пропал» (чтение)
|
Цели
| Учить:
- эмоционально воспринимать и понимать образное содержание произведения;
| Учить эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста, пониманию значения использования автором средств выразительности. Развивать образность, выразительность речи.
|
|
|
|
|
|
| - видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения. Развивать образность и выразительность речи
| Воспитывать трудолюбие, аккуратность
| Апрель
| Тема
| Ш. Перро «Красная Шапочка» (чтение). Дождик- дождик, пуще (заучивание), Чувашская народная песенка «Линка, линка»
| «А Алиш «Два петуха» (чтение), М. Симаков «Шанкарч музыкант» (рассказывание).
|
Цели
| Учить понимать:
- эмоционально-образное содержание произведения;
- нравственный смысл произведения.
Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию. Знакомить с малыми формами фольклора. Повторить знакомые считалки.
| Учить:
- понимать тему, образное содержание и идею сказки;
- видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения;
- формулировать тему и основную мысль сказки. Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке.
Развивать образность и выразительность речи.
|
М
А
Й
| Тема
| В. Степанов «Лосиное эхо» (чтение).
В. Степанов «Подсолнух» (заучивание)
| «Дядя рабочий» А. Алиш (рассказывание). «В лесу» М. Файзуллина (чтение)
|
Цели
| Учить:
- находить различные средства для выражения и передачи об разов и переживаний;
- понимать значение образных слов произведения;
- замечать выразительные средства речи в произведениях. Развивать образность и выразительность речи.
| Учить:
- эмоциональному восприятию образного содержания произведения, пониманию значения использования автором средств выразительности;
- придумывать небольшие рассказы по предложенному воспитателем сюжету.
Активировать употребление в речи эмоционально-оценочной лексики. Развивать образность и выразительность речи.
|
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
|