Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мусульманские государства.
Цивилизационное качество восточных структур выявило себя еще в древности, однако в средние века эта специфика не только углубилась, но и видоизменилась. Во-первых, потому что оформлявшиеся в древности индо-буддистская и китайско-конфуцианская цивилизации обрели свой завершенный облик, устойчивые нормы жизни и системы ценностей. Во-вторых, потому что вся ближневосточная зона оказалась под влиянием новой, возникшей именно в средние века исламской цивилизации. Ислам – это не только религия, но и новая цивилизация, новая модель государственности. Религиозной рыхлости древних восточных цивилизаций ислам противопоставил жесткую догматическую доктрину с ее 5-ю символами веры (исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж), полную безоговорочную покорность воле Аллаха и его пророка на земле. Мухаммед (570-632) – бедняк из рода Хашим племени курейшитов сумел создать третью мировую религию, наполнив ее как противовес остальному миру религиозной воинственностью. 622-й год – переселения Мухаммеда и его последователей из Мекки в Медину (Ятриб), стал началом нового летоисчисления для мусульман всего мира. Арабские завоевания 7-8вв. позволили создать громадное государство от Среднего Востока по африканскому берегу Средиземного моря до почти полностью захваченной Испании – Арабский Халифат. Натиск арабов в Европу остановили лишь Византийская империя на восточных ее границах, и франки Карла Мартелла в 732г. у Пуатье – на западных. Халифат династии Омейядов (661-750), а затем Аббасидов (750-1258) испытал на себе и победы, и поражения, и единство, и распад, но всегда духовным лидером мусульман всего мира считался халиф. С постепенным распадом халифата при Аббасидах, независимые эмиры, тем не менее, признавали сакральный авторитет и сюзеренитет халифов. Во время монгольского нашествия, невзирая на перенятие большинством монгольских государств именно ислама в качестве гос. религии (в т.ч. и Золотая Орда), халифы были вынуждены покинуть Багдад (религиозный центр ислама), а сам халифат был фактически упразднен. В начале 16в., с захватом в 1517г. Египта султанатом Османской империи, в качестве преемников сакрального авторитета халифа стали выступать турецкие султаны. Одним из наивысших подъемов исламской государственности, уже на излете Средневековья, стала Османская империя, которая и в Новое время продолжала оставаться великой державой. Создание в 1299г. Османского эмирата на осколках разгромленного монголами Румского султаната турок-сельджуков, стало началом возвышения нового исламского государства. Турецкий султан был наиболее ярким олицетворением всесильной власти над подданными восточной деспотии, олицетворением той системы, о которой писали Гегель и Маркс, и парадигма которой была создана, вероятно, европейскими представлениями об Османской империи. Перед султаном-падишахом, все прочие подданные были не более как покорными рабами, чья жизнь всецело зависела от отношения властелина. Зато, и любой подданный, даже вчерашний раб, мог достичь высот власти (великий визирь), т.к. это также зависело от султанской прихоти. Основные черты мусульманского права: 1.основным источником права являются религиозные догмы, которые находятся в Коране и Сунне. Сам по себе Коран не является непосредственным источником права, таковыми являются комментарии, написанные в разное время авторитетными богословами – Иджма (название комментариев, взятых вместе). Другой источник права – Кияс (рассуждения в области права по аналогии). 2.отсутствие деления права на частное и публичное, что, в принципе, присуще всем восточным обществам. 3.тесная связь между собой юридических положений с религиозными и моральными постулатами, а также с местными обычаями. Мусульманское духовенство освобождалось от налогов, причем как служилое (судьи-кади), так и неслужилое (улемы). Судебная система. На долю судебно-религиозной системы в рамках общей административно-политической структуры, приходилась функция контроля за образом жизни и поведением населения. Судьи-кади были, прежде всего, судьями, решавшими от имени ислама, и по поручению властей все судебные дела, касавшиеся мусульман.
|