Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация исследования






Эмпирическое исследование осуществлялось в 3 этапа:

1. Проведение констатирующего эксперимента. На этапе проведения констатирующего эксперимента осуществлялась диагностика ритмического слуха старших дошкольников.

2. Проведение формирующего эксперимента. Со старшими дошкольниками была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию ритмического слуха в различных видах музыкальной деятельности.

3. Контрольный эксперимент был проведен с целью проверки эффективности формирующего эксперимента. На данном этапе исследования осуществлялась повторная диагностика ритмического слуха старших дошкольников.


Содержание и методика развития ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности

Результаты исследования диагностики чувства ритма у дошкольников представлены в Приложении 1. Анализ полученных результатов сведен в табл. 2.1.

Таблица 2.1 – Уровни развития ритмической регуляции старших дошкольников

Уровень развития АВ %
Высокий уровень   20 %
Средний уровень   43 %
Низкий уровень   37 %
всего   100 %

Примечание. АВ – абсолютное выражение, % - процентное соотношение.

 

В графическом виде данные представлены на рис. 2.1

Рисунок 2.1 – Уровни развития ритмической регуляции у дошкольников

 

Таким образом, у 20 % старших дошкольников был выделен высокий уровень развития ритмической регуляции, т.е. они могли прохлопать ритм мелодии без ошибок.

В то же время у 43 % дошкольников был отмечен средний уровень развития ритмической регуляции, что означает их способность к воспроизведению ритма мелодии с небольшими ошибками.

У 37 % старших дошкольников был отмечен низкий уровень развития ритмической регуляции, что проявилось в том, что мелодия воспроизводилась ими неверно.

 

Результаты выполнения методики диагностики метрического чувства «Шаги великана, Саши и гнома» представлены в Приложении 2. Анализ полученных данных сведен в табл. 2.2.

Таблица 2.2. – Уровень развития метрического чувства у старших дошкольников

Уровень развития АВ %
Высокий уровень   13 %
Средний уровень   54 %
Низкий уровень   33 %
всего   100 %

Примечание. АВ – абсолютное выражение, % - процентное соотношение.

 

В графическом виде данные представлены на рис. 2.2.

Рисунок 2.2 – Уровни развития метрического чувства у дошкольников

Таким образом, у 13 % старших дошкольников выявлен высокий уровень развития метрического чувства, т.е. им было свойственно точное обозначение шагов «великана, Саши и гнома» на протяжении всех 4 «тактов».

У 54 % старших дошкольников был отмечен средний уровень развития метрического чувства, а у 33 % детей – низкий уровень развития.

 

Таким образом, проведение констатирующего эксперимента позволило сделать вывод о том, что у старших дошкольников ритмический слух развит недостаточно, что обусловило необходимость проведения опытно-экспериментальной работы.

 


Формирующий эксперимент был проведен с целью развития ритмического слуха старших дошкольников в различных видах музыкальной деятельности. В рамках проведения формирующего эксперимента были проведены занятия с использованием различных упражнений.

Так, были использованы игры- потешки для развития ритмических движений (примеры игр- потешек представлены в Приложении 5).

Также на занятиях использовались упражнения на музицирование с помощью элементарных звуков и движений. К примеру, упражнение «Ритм стиха»:

В лесу на поляне, на белом ковре

(Хлопки в ладоши на каждое слово.)

Рисунок оставили звери.

(Хлопки по коленям обеими руками.)

Тут зайчика след — он бежал от лисы.

(Похлопывание по плечам в такт слов, как будто успокаиваешь сам себя.)

И белок, их домик на ели.

(Притопывание ногами.)

Большое внимание уделялось обучению детей игре на импровизированных музыкальных инструментах (деревянные ложки, детские погремушки, крышки от кастрюль). Дети обучались умению отстукивать ритм песен (например, Калинка-малинка). При этом простукивание ритма мелодии сопровождалось хоровым исполнением этой песни.

Тем самым в формирующем эксперименте были задействованы различные виды музыкальной деятельности.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал