Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Ритмический слух – способность улавливать, различать и понимать организацию процесса во времени (как ритма вообще






Ритмический слух – способность улавливать, различать и понимать организацию процесса во времени (как ритма вообще, так и музыкального ритма).

Дошкольное детство является периодом особо благоприятным, сенситивным для интенсивного развития ребенка, в том числе и развития его музыкальных способностей. В дошкольном возрасте к показателям развитости ритмического слуха относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки. Благодаря неотделимости (друг от друга) песен и игровых движений в детском саду чувство ритма (ритмический слух) у дошкольника развивается в постоянной музыкальной деятельности непринужденно и планомерно. В ритмических упражнениях, кроме разнообразных игровых движений, можно использовать и такие движения, которые способствуют слуховому восприятию ритма (хлопки, постукивания); а также и такие, которые воспринимаются только зрением и мышечными ощущениями (взмахи рук, движения пальцев).

Формирование чувства ритма у ребенка - одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время - одна из наиболее сложных. Здесь можно увидеть два различных подхода. Первый вариант относится к стремлению педагогов развивать непосредственно чувство ритма, т.е. эмоциональное переживание и ощущение ритма. Второе направление относится к развитию ритмического слуха, то есть развитие способности улавливать, различать и понимать организацию ритма во времени. Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, также как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Для развития ритмического слуха дошкольников используются различные виды музыкальной деятельности: слушанье музыки, хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения.

Проведение констатирующего эксперимента позволило сделать вывод о том, что у старших дошкольников ритмический слух развит недостаточно, что обусловило необходимость проведения опытно-экспериментальной работы. Формирующий эксперимент был проведен с целью развития ритмического слуха старших дошкольников в различных видах музыкальной деятельности. В рамках проведения формирующего эксперимента были проведены занятия с использованием различных упражнений. Проведение контрольного эксперимента показало, что в дошкольном возрасте использование различных видов музыкальной деятельности является эффективным средством развития ритмического слуха.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. Высш. пед. учеб.заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.

2. Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада-к начальной школе Текст. / Ю.Б. Алиев. Воронеж: МОДЭК, 1998. - 352 с.

3. Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой Текст.: Из опыта работы / А.Д. Артоболевская. М.: Сов. композитор, 1989. - 103 с.

4. Бекина, С.И. Музыка и движение/ С.И. Бекина. - М.: Просвещение, 1984. – 287 с.

5. Бонфельд, М.Ш. Введение в музыкознание: Учебное пособие для ВУЗов/ М.Ш. Бонфельд. – М: Академия, 2001. – 218 с.

6. Брайнин, В.Б. О возможных подходах к ритмической сольмизации/ В.Б. Брайнин // Педагогическое образование и наука. – 2007. - № 2. - С. 25-27.

7. Ветлугина, Н.А. Музыкальные занятия в детском саду/ Н.А. Ветлушина. - М.: Просвещение, 1984. – 438 с.

8. Галянт, И.Г. Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников Текст.: автореферат дис. канд. пед. наук / И.Г. Галянт; УрГПУ. Екатеринбург, 2006. - 22 с.

9. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - М.: Академия, 2005. — 320 с.

10. Жак-Далькроз, Э. Ритм/ Э. Жак-Далькроз – М.: Классика-Χ Χ Ι, 2006. – 409 с.

11. Костина, Э.П. Камертон Текст: Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э.П. Костина. М.: Просвещение, 2004. - 223 с.

12. Куприна, Н.Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребенка Текст.: монография / Н.Г. Куприна. М.: Academia, 2007. - 448 с.

13. Метлов, Н.А. Музыка — детям: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада/ Н.А. Метлов. – М: Просвещение, 1985. – 144 c.

14. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н. А. Ветлугина и др. – М: Просвещение, 1976. – 265 с.

15. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных возможностей деток/ М.А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 329 с.

16. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб.пособие для студ. Высш.пед.заведений / Э.Б.Абдуллин, О.В.Ванилихина, Н.В.Морозова. -М.: Академия, 2002. - 272 с.

17. Музыкальное воспитание дошкольников/ под ред. О.П. Радынова. – М.: Владос, 1994. – 352 с.

18. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия/ Е.В. Назайкинский. – М: Просвещение, 1972. – 201 с.

19. Петрушин, В.И. Музыкальная психология/ В.И. Петрушин. - М.: Владос, 1997. – 297 с.

20. Радынова, О. Дошкольный возраст - задачки музыкального воспитания/ О. Радынова// Дошкольное воспитание. – 1994. - №. – С. 24 - 30.

21. Смирнова, Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания/ Т.А. Сирнова. – М: Просвещение, 2001. – 530 с.

22. Суслова Н. Расставьте акценты – получите ритм / Журнал «Искусство в школе». – 2002. – №4. – С. 10-12

23. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий/ Б.М. Теплов. – М: АПН, 1961. – 345 с.

24. Торопова, А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: учебное пособие/ А.В. Торопова. – М: ГРАФ-ПРЕСС, 2008. – 331 с.

25. Холопова, В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины Χ Χ века/ В.Н. Холопова. – М: Просвещение, 1971. – 328 с.

 

26. https://www.maaam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-razvitie-ritmicheskogo-sluha.html (20.11.2012 г.)


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Результаты проведения диагностики чувство ритма у старших дошкольников

 

№ п/п Результаты
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Результаты диагностики уровня развития метрического чувства у старших дошкольников

 

№ п/п Результаты
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Результаты повторного проведения диагностики чувство ритма у старших дошкольников

 

№ п/п Результаты
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Результаты повторной диагностики уровня развития метрического чувства у старших дошкольников

 

№ п/п Результаты
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал