Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава: 14. Оккультный коммунизм






Разве может быть праведной жизнь, если представление о жизни ложно? Если ересь достаточно еретична, она влияет на мораль.

Г. К. Честертон659

 

Теперь я попробую поговорить о семье Рерихов просто как о людях. Как о людях своего времени, которые вместе почти со всеми своими современниками мечтали о новой жизни, о новом обществе, новом человеке.

Рубеж XIX-XX веков был ознаменован целым фейер­верком самых разнообразных утопий. От утопии Н. Федо­рова, мечтавшего воскресить отцов средствами полуоккуль­тной техники — до утопии коммунизма и фрейдизма, ви­девших путь к Утопии в отречении от всех отцов. Были утопии теургические и утопии техницистские, утопии кос­мические и утопии нацистские. Такова была " мода дня": самые разные партии бросились рыть " котлованы" для свет­лого будущего. И семья Рерихов не осталась в стороне. Они тоже создали свою Утопию. Они тоже мечтали о но­вом обществе и, как могли, набрасывали его очертания. О чем же мечталось Рерихам?

Они мечтали о " новом мире". В этом мире все будет другое, новое — не только философия и этика, не только способы медитации и молитв. Новым должно стать обще­ство, новой должна стать власть. То, что теософия есть ре­лигиозное учение, никак не означает, что у нее нет поли­тических идеалов и стремлений. Теософия стремится к сво­ей теократии. Отсюда и переписка Е. Рерих с супругой президента Рузвельта, и послание Махатм вождям Советс­кого Союза. Да и масонские ложи, в которых Блаватская считалась " посвященной 33-й степени"

 

Масонский диплом Блаватской недавно опубликован в издании ее писем (Блаватская Е. П. Письма. — М., 1995, ее. 45-46). Его централь­ный пассаж звучит так: " Мы, Трижды Прославленный Верховный Великий Генеральный Магистр, и мы, Верховные Великие хранители, 33-й и последней степени Верховного Святилища Англии, Уэльса и пр., на­гражденные великой Звездой Сириуса и пр., и пр., Великие Командую­щие Трех Легионов Рыцарей Масонства, данной нам высшей властью, которой мы объявляли и провозглашали, объявляем и провозглашаем нашего Брата, Е. П. Блаватскую, Подмастерьем, Кавалером Ордена, Совершенной Мастерицей, Великой Избранной Шотландской Леди, Ве­ликой Избранной, Кавалером Розового Креста, прекраснейшей Госпожей, Совершенной и Почтенной Владычицей и Коронованной Принцес­сой Обряда Усыновления".

 

и в которых состояли А. Безант и Р. Штейнер660, а также отец Николая Рериха, никогда не гнушались деятельностью по мутиро­ванию политических структур. " В будущем, если мой план осуществится, — пишет Блаватская единоверцу, — мы вста­нем во главе движения и поведем мир по пути истины" 661. " Мы поведем мир". Куда? — В " New Age", в Новый Век, в " Эру Водолея".

 

" В специальном французском масонском журнале " Acacia" от 6 января 1910 на стр. 77 напечатано, что 21 сентября 1909года состоя­лось торжественное открытие ложи №351, ритуала г. Чикаго. Ложа открыта А. Безант, которая состоит главным инспектором 33-й степе­ни, Вице-Президентом высшего соединенного Масонского совета и деле­гатом масонства для Великобритании, Индии и других английских ко­лоний". — Кудрявцев К. Д. Что такое теософия и Теософическое обще­ство. — СПб., 1914, с. 41.

 

В одном из своих писем Е. Рерих выговаривает своему корреспонденту: " У Вас встречается фраза: " Но, как и преж­ние Писания, Агни Йога не дает прямых и исчерпываю­щих указаний, как и что делать". Это заблуждение. Имен­но Агни Йога дает самые прямые и определенные указа­ния, что делать" 662. Это верно — в трактатах Агни Йоги и в письмах Елены Ивановны можно найти немало вполне конкретных указаний — как надо жить в будущем.

Во-первых, будущее настанет тогда, когда к власти при­дут сторонники единственно верного учения Агни Йоги. В письмах Елены Рерих упоминается грядущий " государ­ственный строй, отмеченный монизмом религиозного куль­та" 663. " Близится время, когда стоящие во главе стран нач­нут поддерживать в государственном масштабе все просве­тительные созидания" 664. Близится время Вождей.

 

О стремлении оккультистов к политической власти рассказывает книга Мэрилин Фергюсон " Заговор Водолея": Marilyn Ferguson. The Aquarian Conspiracy: Personal and Social Transformation in the 1980s. — Los Angeles, 1980.

 

От­куда они придут? Невежественное большинство, не при­нявшее мудрость " тайной доктрины", конечно не сможет

избрать правильных руководителей. Что ж — они придут к власти иным путем. " Вожди будущего будут назначаться не безответственными массами, но иерархией Света и Зна­ния" 665. " Никто не назначает иерарха. Учитель будет есте­ственным вождем. Можно радоваться, что Ленин признан таким учителем" (Община, 215). Итак, истинный Вождь приходит к власти подобно Ленину.

Как ему это удастся? Будет ли это одиночка, своим та­лантом проложивший себе путь вверх? Нет — ему будут помогать некие тайные " братства": " Для вас будут значи­тельны указы Невидимого Правительства... Существует Невидимое Международное Правительство" (Агни Йога, 24). По уверению Рерихов, оно направляло деятельность Марк­са, Энгельса и Ленина: " Мы знаем книги Маркса и Энгель­са, даже наши представители в свое время беседовали с Марксом. Все их положения легко вместимы нами" (Об­щина, 133). " Мы видели Ленина в Швейцарии. Наш со­трудник беседовал с ним в Москве. Каждый знал о неис­черпаемости его утверждений" (Община, 238). " Наши пред­ставители посетили Маркса в Лондоне и Ленина в Швей­царии. Явно было произнесено имя Шамбала. Разновре­менно, но одинаково оба вождя спросили: " Какие призна­ки времени Шамбалы? ". Отвечено было: " Век истины и мировой общины". Оба вождя одинаково сказали: " Пусть скорее наступит Шамбала" (Община, 242).

Присяга на верность " Шамбале" помогла Ленину прий­ти к власти: " Международное Правительство никогда не отрицало свое существование. Оно не обнаруживало себя манифестами, но действиями... Можно назвать факты из французской и русской революции, когда самостоятель­ная рука извне изменяла ход событий" (Агни Йога, 32).

На эту же поддержку рассчитывает и Валентин Сидо­ров. " Я причастен подпольному духовному братству", — заявляет он666. От его имени он, подобно Н. Рериху, привез некое новое послание правителям России. " Лишь в исклю­чительных случаях духовное правительство, которое не­сомненно держит нас под незримым контролем, допускает свое прямое, физически ощутимое вмешательство в наши земные дела. Примером такого рода может служить его специальное обращение к Советскому правительству в 1926году, фигурирующее в публикациях как письмо гималай­ских Махатм. Примером такого же рода может служить и новое послание представителя Братства Махатм, которое пишущий эти строки привез из Индии".

Какие же средства этим подпольщикам дозволяется ис­пользовать для утверждения тотального счастья человечества?

Во-первых, средства могут быть сами по себе не очень чисты. Главное — чтобы они были в нужных руках и слу­жили нужной цели. " Разрушение называем созиданием, если существует сознание о будущем. Все слышали о на­ступлении Нового века, может ли новое наступить бездей­ственно" (Агни Йога, 142). " Самая большая ошибка может быть оправдана, если источник ее чист. Но измерить эту чистоту можно лишь просвещенным сознанием" (Община, 79).

В частности, как мы уже видели выше, можно исполь­зовать ложь, пряча свои религиозные цели под " образова­тельными" вывесками, маскируя свои теократические иде­алы под видом " культурных инициатив", а также до вре­мени скрывая антихристианский характер своих взглядов. Такое прикрытие называется " внешними щитами" 667 или " гримировкой" (Община, 204).

Как применять на практике это разрешение жить по лжи, Елена Рерих показывает на таком примере:

Диспут, имевший место в одном из теософских круж­ков в Америке, обсуждает следующую ситуацию. " Один фабрикант и большой благотворитель шел по дороге. Впе­реди него, заплетаясь ногами, передвигался пьяный ни­щий, из-за поворота неожиданно вывернулся автомобиль и смял пьяницу. Вопрос — должен ли был фабрикант бро­ситься спасать нищего и рисковать при этом жизнью или же он был прав, воздержавшись от возможности самоубий­ства. Учитель-американец утверждал, что фабрикант, не­сший на себе ответственность за существование множества рабочих, поступил правильно, сохранив свою жизнь. Но в обществе поднялась буря негодования и утверждалось, что человек не должен рассуждать, но обязан жертвовать со­бою ради ближнего. Но, конечно, подобные сознания еще не вышли из приготовительного класса и не могут понять, что каждая жертва должна быть осмысленна. Потому скажем, что человек должен везде, где может, помогать свое­му ближнему, но рисковать своею жизнью он может лишь в том случае, если он не несет большой ответственности. Было бы тяжкою утратою для всего человечества, если бы люди, несущие благо всему человечеству, безрассудно рис­ковали своею жизнью. Но если мы будем говорить массам, то мы должны сказать, что человек всегда и во всем дол­жен спешить на помощь своему ближнему" 668.

Так что ложь и двойная мораль позволены сверхчело­векам.

В зависимости от политической моды можно рекомен­довать себя по-разному. Например, в 1927 г. первое изда­ние " Общины" содержит такой текст: " Мы — материали­сты, имеем право требовать уважения и познавания мате­рии" (Община, 123). Но в издании 1936 года, когда большевизанство на Западе стало уже менее модным, этот же текст стал звучать несколько иначе: " Мы — Носители Духа, имеем право требовать уважения и познавания материи".

 

А вообще давно замечено, что " отважному Духу Космоса" все рав­но, какие аргументы употреблять для борьбы с Церковью Христа. Фау­ста он подзуживал " слезинкой ребенка": " Мне дела нет до Солнца и миров: Я вижу лишь страданья человека". Спустя век Рерихам он уже внушал нечто совершенно противоположное: " Необходимо направить человечество на путь к дальним мирам" (Агни Йога, 135). Кстати — " Где же ближайшие миры, куда мы могли бы направить наше созна­ние? — Юпитер и Венера" (Община, 32).

 

Но будет ли лукавство самым сомнительным средством в их наборе способов утверждения новой жизни? Будет ли вообще мирным и бескровным путь установления нового строя? Е. Рерих считает, что " слабость и непротивление злу не для нас" 669. Даже более того — " гибель мира от полумер и от непротивления злу" 670.

Утверждение нового мира, Нового Времени связано с разрушением всего старого мира. " Могу оправдать любое разрушение" (Община, 66). " Так на развалинах старого мира пусть подымается Великая Держава Света! " (Иерархия, 417). А если кто-то будет сопротивляться (например, невежествен­ные христиане)? — " Когда колесница направлена ко бла­гу, то возница не отвечает за раздавленных червей" 671. Впро­чем, Елена Ивановна сразу же уточняет: " Конечно, изрече­ние о колеснице оставьте для себя, иначе много соблазна может произойти".

Но и фундаментальные трактаты " Живой этики" до­пускают необходимость убийства во имя торжества своих идеалов: " Можно представить необходимость уничтожить врага" (Община, 146). Елена Рерих недоумевает: " Принято изображать Христа каким-то всепрощающим непротивлен­цем, но такое представление, прежде всего, кощунственно. Никто из Великих Владык не останавливался перед под­нятием меча и даже физического действия в защиту спра­ведливости" 672. А значит — физическое насилие позволено и сторонникам " Живой этики": " Не правы те, кто считает нашу Общину Молитвенным Домом. Не правы те, кто на­зывает Твердыню Нашу рабочей мастерской. Не правы, кто находит Общину изысканной лабораторией. Община — военный стан, Знамя Завоевателя" 673.

" Не нам, в наш век жестокости и растлений, говорить о жестокости Моисея. Кроме того, назовете ли Вы уничто­жение диких зверей, угрожающих пожрать всех домаш­них животных, жестокостию, мстительностию и т. д.? А среди выведенных из Египта представителей израильского народа немало было именно таких необузданных зверопо­добных и Вождю нужно было спасти от них лучший эле­мент" 674. Это логично — Вождь не должен смущаться лик­видацией " звероподобных". " Двуногие" не должны путаться в ногах у " лучших элементов" Новой Расы.

В реальной истории путч с оружием в руках уже прак­тиковался создательницей теософии Еленой Блаватской. Она участвовала в " восстании" Гарибальди, описывая свою роль в нем так: " Мы с друзьями отправились в Ментану, чтобы помочь стрелять в папистов" 675. Теософские издания насыщены ссылками на " Бхагавадгиту" и ее " кармичес­кую этику", благословляющую исполнение кармического воинского долга, даже если для этого необходимо убийство самых близких людей. Но какая же это " карма" подвигла женщину, рожденную в Тифлисе, стрелять в итальянских католиков на их родине? Наверно, охоту " стрелять в папи­стов" в сердце Блаватской вложила не " карма", а " друзья" -масоны...

Да и сами паписты, похоже, просто под руку подверну­лись. Ведь, как писала Блаватская, " мы не чувствуем ни­какой особой враждебности к папизму, по крайней мере, большей, чем в отношении любой другой существующей догматической и ритуалистической вере" 676. Православие, насколько мне известно, также обладает и догматикой, и ритуалом. А, значит, несмотря на клятвы Блаватской в любви к русскому православию, у теософов не будет при­чин отказаться от удовольствия " помочь стрелять" не только в католиков, но и в нас. И это даже не предположение. Стоило в России появиться своему Гарибальди — и Рери­хи привезли уверение Махатм: " мы посылаем вам всю нашу помощь".

Было бы, однако, неверно видеть в грядущих Вождях лишь банальных путчистов. Они, как мечтается Рерихам, будут владеть более мощными силами, нежели физическое принуждение. " Истинное завоевание, когда дух заменит все аппараты. Вооружить человека без единой машины, это ли не завоевание? " 677. " Мы не насильственные завоева­тели, но все же имеем учет врагов Наших и не обманыва­емся в их многочисленности. Лучи, газы и воздушный до­зор будут лучшими внешними средствами, но самое дей­ственное будет в продуктах психической энергии. Мы вов­се не намерены представить зрелище беззащитных овечек! Нам нет дела запугивать кого-нибудь, но Мы должны пре­дупредить: " Берегись, невежда! " (Община, 186). Итак, кро­ме ВВС, химического оружия и физических " лучей" Кос­мической Иерархией разрешено использовать еще одно сред­ство: внушение. Это будет гипнократическая Утопия. " Вну­шением разрешается пользоваться в исключительных слу­чаях" (Община, 156).

Это логично: ведь Новому Времени нужно не просто подчинение людей, но власть над их умами и душами. " На скептика нельзя подействовать доводами и убеждениями. Скептицизм есть особая болезнь, есть психоз, от которого нельзя излечиться при помощи доводов и убеждений разу­ма. Нужно нечто другое, нужно лечение, нужно бревно по затылку, как говорится в Агни Йоге", — признается лю­бимый ученик Е. Рерих А. Клизовский678. Речь у него идет о тех, кто требует доказательств теории переселения душ... Где именно в Агни Йоге говорится о " бревне по затылку" — я еще не нашел. Но нашел другой призыв: " Пора поднять народы мечом или молнией, лишь бы пробудить вопль духа" (Озарение, 2, 4, 20).Этот " вопль духа" можно исторгать из человека и из народов не только " мечом" или " молнией", но и прямым магическим действием. Елена Блаватская считала, что если внушение человеку приказа делается с недобрыми мотива­ми — то это акт черной магии. " Ошибочно и незаконно лишать человека его свободной воли, если только не ради его собственной пользы или блага общества" 679. Значит, ради " блага общества", ради интересов " дела Водолея" — мож­но. В таком случае гипноз, по разъяснению Блаватской, становится " белой магией". Далее Блаватскую спросили — можно ли гипнозом внушать человеку необходимость воз­держания от спиртного или от лжи. Ответ: " это акт благо­творительности и милосердия, и это близко к мудрости. Хотя отказ от пагубных привычек ничего не прибавит к его доброй карме, все же успешное " внушение" удержит его от создания еще худшей кармы" 680. Заметьте — вопрос включал в себя и кодирование " от привычки лгать". То есть если некоторые черты характера и нравственные недо­статки (или то, что кажется таковым теософам) решено будет исправить — это можно будет сделать даже не спрашивая свободную волю человека. Блаватская ведь не ставит воп­рос — " обязательно с согласия пациента", она подчеркива­ет лишь порядочность мотивов целителя.

Имея таких учителей, ныне популярный " диагностик кармы" считает вполне допустимым, не спросясь, вторгаться в сознание для кармической " корректировки": " Опять на­чинается словесная дуэль. Мне не хватает аргументов, что­бы убедить женщину, но я начинаю делать то, что называ­ется очищением кармы" 681.

Поскольку с теософской точки зрения вожди будущего будут несомненно порядочны и они будут действовать для блага теософского общества, они применят гипнотические силы для того, чтобы граждане не ухудшали свою карму.

 

Пример: " Вы знаете, — говорит " Известиям" Илюмжинов, — неза­висимо от того, что я говорю народу, я даю специальную установку на подсознательном уровне, код. То же самое и когда я общаюсь с россияна­ми из других регионов — вокруг республики мною создается доброе экст­расенсорное поле, и это очень помогает нам во всех начинаниях!.. (Ротарь И. Астральные опыты калмыцкого президента. // Известия. 11.11.1995.)

 

Я полагаю, что с их точки зрения логично было бы для предохранения кармы от дурных влияний внушить людям оперативно отречься от христианской догматики.

Рерихи добавляют к этому интересный штрих: оказыва­ется, в будущем мире гипноз также будет широко приме­няться для исповеди подчиненных начальству: " Правители будущего должны будут уметь читать мысли окружающих" 682.

Вообще скрыть " нежелательные" мысли и эмоции в гря­дущем обществе будет невозможно — ибо при наступле­нии " шестой расы" " чуткость Нашего аппарата позволяет читать волны неосторожных мыслей мира" (Община, 210). Впрочем, не только читать, но и управлять: " Психическая энергия не только немедленно передает, но человек также немедленно принимает к исполнению. Не ошибемся, если скажем, что половина мира исполняет внушенные приказы и нет расстояния для психической энергии" (Агни Йога, 487).

Рерихи и сами не отказывали себе в удовольствии заг­лянуть в чужое сознание: " Помню, как один сааб уверял, что он вместил между народность и общину. В присутствии его доверенного друга Я усыпил его, и он рассказал нам свои истинные мысли. Нужно сказать, что его мысли го­раздо более соответствовали банкиру, чем общиннику" (Об­щина, 199). Здесь еще надо иметь в виду, что для Рерихов слово " общинник" синонимично слову " коммунист" (Об­щина, 121).

Елена Блаватская уверяла, что она видела начатки по­добного устроения общества на началах гипнократического коммунизма. В Индии, недалеко от Мадраса она наблю­дала племя " муллу-курумбов". Низкорослые и обладаю­щие отталкивающей внешностью, люди этого племени, однако, из века в век развивали в себе " психические силы". В конце концов они достигли того, что силой своего маги­ческого взгляда они могли очаровывать людей из соседних племен и обращать их в рабство. Члены этого племени могут даже убивать своих врагов просто сосредоточенным взгля­дом на них683. Блаватская осуждает моральную неразви­тость этого племени, но при этом восхищается их магичес­кой техникой. Она даже делает замечание, что европейс­ким гипнотизерам " потребуется еще двести лет, чтобы дойти до знания муллу-курумба, до его искусства управлять по-своему мышлением и действиями слабейшего в сравнении с ним человеческого организма". Искусство архитектуры, поясняет Блаватская, тоже ведь развивалось тысячелетия-ми684... Так и оккультная техника — развивалась, разви­валась... И вот появилась теософия. И таланты Блаватс­кой превзошли способности несчастных муллу-курумбов. " Не от взывания к Господу моему Богу ожидаю я получить реальную действенную помощь, но от использования свое­го знания сил природы, от насылания месмерических " чар" на своих врагов" 685.

Когда же придет " Новое время" и вместе с ним новая раса; когда все европейские теософы вполне овладеют сек­ретами муллу-курумбов, тогда можно даже отказаться от пыток: " Можно навсегда исключить пытки и насилие. Та­кие темные меры не нужны там, где есть познание психи­ческой энергии. Суд отмечает на фильме внутреннее состо­яние судимого. Признание контролируется ясновидением. Сам судимый скажет правду по указу, ослушаться которо­го никакая воля не может. Так психическая энергия при­дет в обиход" (Напутствие вождю, 105). Здесь стоит обра­тить внимание на обоснование воздержания от пыток. Именно так — как заменитель пыток — " психическая энер­гия придет в обиход".

Такому использованию психической энергии Рерихи могли научиться не только из книг Блаватской, но и не­посредственно в " Шамбале". В ламаизме существуют тео­рии, изъясняющие способ убийства человека на расстоя­нии. " Переданная предмету энергия может сообщить ему подобие жизни — он получает способность двигаться и может выполнять действия под диктовку ламы, вдохнув­шего в него жизнь... После длительной концентрации мыс­ли, продолжавшейся, быть может, несколько месяцев, маг сообщает ножу волю для убийства определенного лица. Наконец, оружие подготовлено, и маг подбрасывает его сво­ей жертве. Тибетцы уверяют, будто едва контакт между роковым кинжалом и жертвой установлен, кинжал начи­нает шевелиться, сообщая держащей его руке непреодоли­мое роковое движение, и убивает и ранит владельца" 686. Но есть и другое объяснение: внушение передается не ножу, а жертве. " В результате, лишь только загипнотизирован­ная жертва прикасается к заколдованному кинжалу, вну­шение активизируется, она подчиняется ему и ранит себя ножом. Более того, тибетцы верят, что адептам, овладевшим глубинами оккультных наук, нет надобности прибе­гать к посредству неодушевленного предмета. Путем вну­шения они могут даже на расстоянии приказать людям, животным, демонам, духам и пр. совершить самоубийство или какое угодно другое действие" 687.

В европейской литературе XX века получил развитие жанр антиутопии — описания худших из возможных ми­ров. В этих обществах власть элиты держится на том, что она целенаправленно и систематично искажает восприя­тие мира своими подданными, заставляя их не замечать реального убожества их жизни и восхвалять несуществую­щие достижения. У Оруэлла (в " 1984") для этого, напри­мер, служит " новояз" — специально сконструированный язык, на котором невозможно критиковать действия влас­ти. В других антиутопиях — тотальная реклама и пропа­ганда цепко контролируют ум обывателя и не позволяют ему создавать альтернативные системы координат. В чис­ле этих миров — идеальных по виду и античеловечных по сути — встречалось и описание галлюциногенных цивили­заций. В них социальное повиновение достигается через постоянное распыление в воздухе небольших доз галлюци­ногенов. Обитатель лачуги, надышавшись ими, мнит себя владельцем великолепного дворца и испытывает чувство глубокой благодарности к властям, столь благотворно из­менившим среду его обитания.

Теософия готова предложить более мощные средства контроля над умом. Е. Блаватская любила демонстриро­вать мгновенные исчезновения людей и предметов. Напри­мер, человек несет лампу и вдруг исчезает — и зрители видят, что лампа как бы сама передвигается по комнате. Блаватская так объясняла подобные феномены: йог может воздействовать на нервные токи таким образом, что у того, на кого направлено его воздействие, временно прекраща­ется подача нервных токов, проволоки внутреннего теле­графа как бы перерезываются и человек перестает видеть то, на что направлено запрещение оккультиста688.

Объяснение Блаватской похоже на то, что дают тибетс­кие ламы: человек становится невидим тогда, когда оста­навливается его умственная деятельность. Тут требуется Умение, приближаясь не возбуждать в живых существах никаких эмоций. Если же суперагенту удается заглушать в себе деятельность сознания, ощущений вокруг не возни­кает, и вас никто не видит689.

Понятно, что когда подобного рода возможности про­явятся у Вождей, подданные буквально будут видеть только то, что им разрешат. Представитель " высшей расы" сможет успешно выполнять обязанности сотрудника спецслужб — ибо его присутствие где бы то ни было не сможет быть обнаружено без его желания.

Впрочем, пока членов новой расы мало, им потребуется помощь и обычных доносчиков. Кришнамурти, например, прямо пишет о том, что " если ты видишь, что кто-то нару­шает законы страны, ты должен информировать об этом власти".

 

Книга Алкиона (Кришнамурти) " У ног Учителя" цитируется Куд­рявцевым (Кудрявцев К. Д. Что такое теософия и Теософическое обще­ство. — СПб., 1914, с. 31). Он обращает внимание на то, что в русском переводе этой книги теософы изъяли эту фразу (восстановленную им по французскому изданию). Вслед за первым изданием книги Кудрявцева вышло второе русское издание книги Кришнамурти. В нем эта фраза появилась, но в существенно ином и искаженном переводе: " Если же ты увидишь иное нарушение закона страны, предоставь дело властям". Французский текст: " Si tu vois quelqu'un contrevenir aux lois de paix, tu dois informer les auto rites". Желание теософов спрятать эту заповедь " Учителя" понятно: в России доносительство всегда считалось мерзос­тью. В отличие от Америки, где собирается " шестая раса"...

 

Теософы, конечно, возразят, что свои высшие способно­сти, равно как и доносы благопослушных граждан друг на друга они будут использовать только во благо. Но дело в том, что совсем не очевидно — будет ли то, что теософы считают благом для себя, благом для остальных людей.

Во всяком случае не стоит забывать, что идеалом Вож­дя для рерихианцев был Ленин — " Ленин служил Эволю­ции, и ради этого ему пришлось идти самым верхним пу­тем — используя всех и вся для достижения Высшей цели — победы Революции в России" 690, — уверяет " Живая эти­ка". Таков, значит " верхний путь" теософии: " использо­вать всех и вся для достижения Высшей цели". Благая, " космическая" цель, цель рождения " новой расы", конеч­но, допустит использование самых разных средств для пре­одоления того сопротивления, что неандертальцы оказы­вают прогрессу. И даже если прогрессисты по дороге во всемирную Шамбалу раздавят несколько неандертальцев — это будет даже лучше для самих раздавленных: ведь в сле­дующий раз они перевоплотятся уже в улучшенном мире.

Так что уверение " Живой этики" — " запомните, не имеем запретов" 691 — может иметь не только либертинистский смысл (у нас, мол, " запрещено запрещать"); оно мо­жет быть прочитано как предупреждение о том, что пособ­ничество Космической Эволюции оправдает использование любых средств...

Когда же весь арсенал оккультно-масонских средств сработает и приведет-таки Вождя к власти — он будет на­путствован целой серией практических рекомендаций.

Как и подобает утопическому правителю, Вождь дол­жен будет начать с реформы языка, с создания " новояза". " Вождь должен очищать значение смущенных выражений. Смута жизни в значительной степени происходит от сму­ты понятий. Значит, лучшие знатоки языка должны быть собраны, чтобы очистить значение слов" (Напутствие вож­дю, 8). В частности, " где возможно, следует заменять сло­во Господь, Бог, Творец — Божественным Началом, ибо слишком уж вкоренилось в сознание масс антропоморфи­ческое представление со словом " Бог" 692. И вообще — " пора заменить библейские термины четкими понятиями" (Агни Йога, 24). Что за четкие эти понятия — можно увидеть на той же странице откровения Владыки Шамбалы: " Учитель мучается скорченным тупоумием воплощенных двуногих" (Агни Йога, 26).

Следующая реформа, как и положено — в школе. " Оккультпросвет". " Прекрасный новый мир", который возве­щают человечеству " Нью-эйджеры", хоть и придет в конце концов оккультно-явочным порядком, все же нуждается в помощи землян. Чтобы как можно больше человеческих душ стремилось к слиянию с " духами Космоса", надо пост­роить соответствующую систему перевоспитания людей, а еще лучше — просто их воспитания. Поэтому создание " новой школы" для " нового века" мыслится рериховцами в качестве первоочередной задачи. " Необходимо проверить программы школ. Идеализм загоняет людей в щели ужа­са. Необходимо это выпрямление школьного мышления провести немедленно, иначе еще одно поколение недоумок будет позорить планету" (Община, 157). Для " выпрямления мышления" в школе " вводятся духовные беседы, в духе различных религий, в зависимости от состава учеников... Духовные беседы проходят в особом помещении, где висят изображения всех Основателей религий" (Напутствие вож­дю, 26). Однако дело не ограничивается рассказами о " Ма­хатмах". Нужно учить детей магической практике. " В школах пусть поймут, как обращаться с полетами и ясно-слышанием. Также и Тонкий мир будет изучаем наряду с тонкими энергиями" (Община, 114).

Обеспечив себе таким образом будущее, надо не забыть рассчитаться с пережитками прошлого.

" Теперь мы должны направить зоркость на искорене­ние узости сектантства и суеверия" (Община, 237). Что подпадает под эти определения? — Все, что не есть теосо­фия. Например, " идиотичный атеизм" 693: " по Приказу Мо­ему будет преследоваться безбожие, которое приняло вид самого явного сатанизма" (Напутствие вождю, 106). (Кста­ти, Г. К. Честертон в романе " Шар и крест" предвидел, что антихрист будет преследовать христиан и атеистов — то есть тех, кто не верит во всех богов сразу.)

И под преследованием имеются в виду отнюдь не дис­путы и разъясняющие статьи. Нет — " всякая невежествен­ность должна быть реально обнаружена и удалена из ком­муны" (Община, 230). Итак — отлучение от общества, от " всемирной общины". " Можно преследовать невежество, но следует, особенно, казнить суеверие и ханжество" — выдается Махатмой индульгенция для новых ГУЛАГов (Иерархия, 71). " Государство должно изгонять закорене­лых невежд", — напоминает Е. Рерих694. Но куда? — Для этого будут созданы " трудовые гипнотические лагеря": " Смертная казнь отменяется, ибо уничтожение разбойни­ков в бою не есть казнь. Множество преступников обратят­ся к труду под внушением" (Напутствие вождю, 107). Во­обще " Живая этика" на редкость проницательно предус­мотрела совмещение лагеря и психушки: " Инквизиторы и ретрограды могут строить тюрьмы и сумасшедшие дома, которые пригодятся для них же, в виде рабочих колоний" (Община, 248).

Поскольку Русская Православная Церковь заявила, что она считает рерихианцев отлученными от себя, несложно догадаться, что православные (как и все христиане вооб­ще) окажутся в числе " сектантов" и " невежд".

Очень логично и даже с похвальной откровенностью теософия числит среди своих предшественников императо­ра Юлиана Отступника: " Император Юлиан был Посвя­щенным" 695. По личному приказу этого Посвященного были до смерти замучены воины Ювентин и Максим, отказав­шиеся есть пищу, освященную по языческим обрядам (Фе­одорит. Церковная история. 3, 15).

Юлиан правил уже после Константина Великого, после обращения большей части Империи в христианство. Одна­ко, новый император решил повернуть назад. Какими сред­ствами Посвященные вовлекают людей в единомыслие с собою, видно из такого рассказа современного Юлиану ис­торика: " Тиран против благочестия избрал и другое ору­жие. По древнему обычаю, раздавая деньги полкам, он са­дился на царском троне и при этом случае, против обыкно­вения, поставил подле своего места наполненную горящи­ми углями кадильницу, а на столе ладан с повелением, чтобы каждый шедший за деньгами сперва клал в кадиль­ницу несколько ладану, а потом уже подходил для получе­ния денег из рук его. Большая часть войска, по совершен­ному неведению, вдалась в тот обман, но проведавшие о нем предварительно притворились больными и избежали столь опасной ловли. Иные же по страсти к деньгам пре­небрегли о своем спасении или, боясь царя, изменяли бла­гочестию. После этой гибельной раздачи денег несколько воинов из числа получивших золото пировали за одним столом. Кто-то из них, принимая чашу с вином, прежде чем выпить, положил на ней спасительное знамение крес­та, но другой пировавший укорил его и сказал, что это противно недавнему его поступку. Что же сделал я против­ное? — спросил тот. А этот напомнил ему о кадильнице и ладане, о бывшем отречении и сказал, что подобные вещи противны исповеданию христианства. Услышав это, весь­ма многие из пировавших вскрикнули от ужаса и возры­дали, и, оставив пир, побежали через площадь и кричали, что они — христиане, что они обмануты хитростию царя. С подобными воплями скоро прибежали они ко дворцу и, громко жалуясь на хитрость тирана, просили предать себясожжению, чтобы, осквернившись огнем, очиститься по­средством другого огня" (Феодорит. Церковная история. 3, 16-17).

Эти солдаты Юлианом сначала были приговорены к смерти, но, рассудив, что мученическая кончина лишь об­радует этих христиан, он приказал отправить их в ссылку.

Вскоре, получив смертельную рану в походе против пер­сов, Юлиан умер со словами: " Ты победил, Галилеянин! "

Но чтобы не был забыт опыт венценосного Отступника, спустя шестнадцать столетий Р. Штейнер стремится раз и навсегда закрепить в неоязыческом сознании, что " церков­ные исповедания являются почвой, наиболее благоприят­ной для проникновения зла в жизнь людей" 696. И от этого зла всеведущая Иерархия защитит своих подданных. Она ведь желает людям добра и благоденствия, а, значит, из­бавления от лжи и бед. По убеждению же Е. Рерих, " глав­ная причина почти двух третей бедствий, которые пресле­дуют человечество,.. это — религия в какой бы то ни было форме и в какой бы то ни было национальности. Это жре­ческая каста, священнослужители и церкви... Запомните, сумма человеческого бедствия не уменьшится до тех пор, пока лучшая часть человечества не разрушит во имя Исти­ны, нравственности и всеобщего милосердия алтари этих лживых Богов" 697. Среди тех " лживых Богов", которых надо сокрушить, называются индуизм, христианство, не-каббалистический иудаизм, ислам. Понятно, что, когда " луч­шая часть человечества" под водительством " Махатмы Ле­нина" взялась " разрушать алтари" — с Гималаев раздался торжествующий крик: " Мы одобряем все сделанное вами!!! " Как же — ведь и по Агни Йоге тоже полагается отменить " средневековое идолопоклонство Христу" (Агни Йога, 13).

В теософском рае религия будет вообще повсеместно отменена: " Религия отменяется не запретом, но предло­жением учения жизни'(Община, 252). В этом утверждении важно признание, что " религия отменяется" (очевидно, в пользу оккультного материализма). Средства же " отмены" теософы найдут по обстоятельствам. Во всяком случае со­ветский вариант " штурма небес" Рерихам нравился: " Мно­гое вы начинаете делать правильно. Вы сокращаете язык. Вы начинаете переоценку ценностей. Вы отменяете наследование. Вы отменяете храмы и тем признаете подлин­ное учение. Видите, сколько у нас согласий, — только особо тупой может думать о противоречии путей" (Община, 143). А г-жа Л. Шапошникова, вице-президент Международно­го центра Рерихов, сегодня не устает уверять, что Рерихи шли в разрез с большевиками. Неужели она — " особо.."?

После проведения религиозной реформы необходимо уничтожить следы бытования иных верований в челове­ческой истории. Рерихи, как и Оруэлл, понимают, что ис­тинная власть должна простираться не только в будущее, но и в прошлое. Утопические режимы — это страны с не­предсказуемым прошлым. Скажут Вожди оценивать некое историческое событие положительно — оно будет восхва­ляться. Скажут Вожди, что такого-то события не было — оно исчезнет. А если намекнут, что такое-то славное дея­ние, напротив, имело место — изумленные, но послушные историки немедленно его обнаружат и докажут...

У рериховского " Министерства правды" работы будет достаточно, и причем работы оперативной. " Не позже года должны быть проверены книги, иначе число жертв будет велико" (Напутствие вождю, 78). " Ошибки в книгах рав­ны тяжкому преступлению. Ложь в книгах должна быть преследуема как вид тяжкой клеветы. Занимать ложью место народных книгохранилищ — тяжкое преступление. Нужно почуять истинное намерение писателя, чтоб оце­нить качество его ошибок. Открытая ошибка должна быть удалена из книги. Необходимость изъятия и перепечатка книги образумят писателя. Каждый гражданин имеет пра­во доказать ошибку. Особенно надо беречь книгу, когда достоинство ее потрясено. На полках книгохранилищ це­лые гнойники лжи. Было бы недопустимо сохранять этих паразитов. Книги засоряют сознание детей. Должно отме­тить вопрос книги! " (Община, 94). Здесь стоит выделить еще одну очень реалистическую черту: утопический режим не может устоять, если не вовлекает рядовых граждан в круговую поруку с собою. Сделать из " каждого граждани­на" доносчика и цензора — это предложение " Живой эти­ки" учитывало высшие достижения техники государствен­ного тоталитаризма своей эпохи. Надо также оценить содержательную глобальность за­мысла — на что будет иметь право стучать " каждый граж­данин". Ведь, по мнению Рерихов, Евангелия не соответ­ствуют истинному учению " Махатмы Иисуса": " невозмож­но допустить, чтобы Евангелия могли в точности выражать мысль Христа" 698. А, значит, и Евангелия, и вся христиан­ская литература будут изъяты из библиотек.

Рериховцам вообще точно известен критерий, по кото­рому без труда можно будет узнать вредную литературу. " Новое Учение почитает Носителей прежних Заветов, но идет без багажа конченных времен. Иначе караван посо­бий примет непередаваемые размеры. Самое практичное было бы уничтожить все комментарии, сделанные после трех веков от ухода Учителя. Надо когда-нибудь очистить полки. От этой чистки вырастут Облики Учителей Света" (Община, 40 *).

 

Это вставка в издание 1936 года.

 

Термин " чистка", оказывается, пришел из " Космоса". Критерий, предложенный Рерихами, означает: долой пророков Израиля с их проповедью " милости хочу, а не жертвы" (ибо они жили более чем три века спустя после Моисея). Долой Авиценну, ибо он жил более чем три века спустя после Магомета, равно как и мистику суфиев. Долой Златоуста, Григория Нисского, Василия Великого, Августина, Иоанна Кронштадтского и Серафима Саровско­го, ибо они имели несчастье творить более чем три века спустя после Иисуса. Буддизм должен быть сведен к ран­ней традиции хинаяны, а любезная сердцу " паломников на Восток" махаянистская традиция должна быть отбро­шена, ибо появилась пять столетий спустя после пропове­ди Будды... " Уничтожить все комментарии"...

А чтобы и впредь никакие " невежественные мнения" не распространялись, " Вождь должен самолично участво­вать в Совете Печатного дела. Совет состоит из представи­телей Издательства. Сами они пекутся об изгнании пошло­сти и зла. Уличенные трижды в этих преступлениях ли­шаются права издателей. Также Совет наблюдает за хоро­шей внешностью изданий и печется о доступных ценах. Они же заботятся, чтобы в народ проникало большое коли­чество полезных листков. Пусть даже оберточная бумага содержит полезные советы" (Напутствие вождю, 89).

А если некий издатель " пошлости и зла" захочет оспо­рить решение сего Совета в судебном порядке? Конечно, " Живая этика" предусматривает и такую возможность. А потому предписывает Вождю лично " проверять сознание судей" (Напутствие вождю, 19).

Но, может, несогласный сможет тогда апеллировать к народу? И это ему не удастся, поскольку " каждое забасто­вочное движение недопустимо, как разрушение производ­ства" (Напутствие вождю, 30). А ждать выборов бессмыс­ленно — поскольку их просто не будет. " Лишь случай бо­лезни или дряхлость дает общественное содержание. Не может быть и речи об отставке, когда силы не истощены" (Напутствие вождю, 15). Итак, в эру Водолея миром будут править пожизненные правители. Впрочем, Рерихам та­кая мечта почти простительна. Они еще не имели знакомо­го нам опыта реальной геронтократии...

Понятно, что Вождь соединяет в себе все возможные виды власти — и судебную, и законодательную, и испол­нительную, и теократическую. " Совет Высшего Хозяйства состоит под руководством самого Вождя. Так строится зда­ние всего Государства с одною Вершиною" (Напутствие вождю, 99). При этом править Вождь будет при помощи внушенных приказов и устных распоряжений, то есть по своего рода " телефонному праву": " Вождь сохраняет в сер­дце приказ Владык и, в свою очередь, дает такое поруче­ние устно. Если кто не знает Иерархии, тот не поймет свя­тости Приказа" (Напутствие вождю, 104). Самому Вождю помогает понять волю Космических Владык Институт Ас­трологии, который " будет близким помощником для про­верки данных" (Напутствие вождю, 107).

В обществе устанавливается принцип единоначалия, потому что " решение Иерархии всегда монолитно" 699, тог­да как, напротив, " сомнение есть самый страшный яд" 700. " Разногласие уничтожается знаком Свыше. В случае Мое­го Присутствия — решаю я" 701, — так объявляет Владыка Космоса о своей готовности лично " командовать парадом". " Осуждение и хула на Владыку непоправимы. Каждый, осуждающий Иерарха, должен помнить, что его легкомыс­лие и преступление на много веков засорят его карму" (Иерархия, 57).А значит, лучше по доброй воле — " поймите, родные, что каждая клеточка вашего существа должна трепетать радостью выполнения Высшей Воли" 702.

Особо стоит обратить внимание на то, что Вождю при­надлежит и прерогатива теократической власти. Он отнюдь не просто организатор хозяйственной или политической жизни. Он осуществляет власть над умами и убеждениями людей. " Вождь печется не только о физическом здоровье народа, но он охраняет крепость духовную" (Напутствие вождю, 21). Это и есть критерий, отличающий авторитар­ный строй от тоталитарного.

И вот сей Титан, в соответствии с замыслами Рерихов, должен провести еще ряд более мелких реформ. Без ком­ментариев просто процитируем их:

1. " Кладбища вообще должны быть уничтожены как рассадники всяких эпидемий" 703.

2. " Милостыня денежная должна быть уничтожена. Помощь работою или вещами" (Напутствие вождю, 37). " Что требуется в Новой Общине? Конечно, нуж­но забыть о доброте, ибо доброта не есть благо" (Об­щина, 67).

3. " Завещания отменены, но можно оставить Государ­ству пожелание, чтобы пользование известными пред­метами передано было известному лицу на пробное трехлетие" (Напутствие вождю, 34).

4. " Уничтожить землевладение и наследование" (Общи­на, 251).

5. " Сословия, как выражения условности, не могут су­ществовать в Новом Мире" (Напутствие вождю, 103).

 

А вот Л. Шапошникова все же инкриминирует коммунистам " бе­зумную мечту о бесклассовом обществе". — Шапошникова Л. В. " Син­тез действенного блага...". // Человек. 1994, №1, с. 100.

 

6. " Чудовищные города как гнойники разврата и забо­леваний, должны быть распределены более правиль­но, чтобы не нарушалось равновесие" (Напутствие вождю, 99).

7. Все народности стираются и отменяются (Община, 93). " Прежде всего забудьте все народности... Кровь еди­на течет, и внешний мир не будет больше разделяем

расами первичных формаций. Потому красно знамя века Майтрейи" (Община, 71). " Народы безграмотны и покрыты вонью и мерзкими насекомыми. Который же из их ветхих предрассудков оплакивать? Весь сундук с насекомыми надо сжечь! " (Община, 141). Когда знаешь эти рассуждения Рерихов о " безгра­мотных" и " вонючих" народах, то как-то по-особому воспринимаешь призыв Б. Н. Ельцина: " Давайте ори­ентироваться на рериховский эталон служения наро­дам России и Индии" 704. Кроме того, нельзя забы­вать, что А. Клизовский в числе предрассудков на­зывал веру западного мира в Христа как Единород­ного Сына Божия705.

8. " Ряд развлечений должен быть уничтожен как рас­садник пошлостей. Фронт образования должен очис­тить притоны дураков, сидящих за кружкой пива. Также явление ругательства должно найти более стро­гое наказание" (Община, 63).

9. " Суровость приветствую. Указываю, как изгнать на­смешливые шутки" (Община, 78).

10. " Мы бывали в ваших театрах и мало ощущали их нужность" (Община, 180).

11. " Пища в общине должна быть растительная. Еда дважды в день достаточна. Долго за столом не си­дим" (Община, 148).

12. " Анонимность останется в идеале правильной эво­люции... Община будет стремиться к анонимности. Но без психомеханики такая анонимность будет урод­лива" (Община, 176). А чтобы такая коллективистс­кая анонимность достигалась быстрее, лучше пересе­лить всех из " крупных городов" в общежития. " Не только надо оторваться от дома, но надо преобороть само понятие дома. Эволюция свергает понятие дома-тюрьмы. В насиженном месте столько закопченности, столько кислоты и пыли. Мы против затворниче­ства, но маленькие домики, с проплесневевшей ат­мосферой, хуже пещер. Да, да, да! Следует покон­чить с пристанями пошлости" (Община, 93).13. Есть у Елены Рерих еще одно предложение, которое я просто не дерзаю комментировать. Она предлагает " Устроение женщин по государственной линии" 706.

14. Наконец, должно быть проведено изгнание домаш­них животных. " Никакие животные не допускаются в жилые комнаты. Даже птицы не могут находиться в спальне. Все низшее привлекает низшее. Кошки вообще рассматриваются как сущности, определенно принадлежащие к темным группировкам" 707. Дело в том, что они мешают слышать космические голоса. " Сама видишь, как даже птицы оказываются меша­ющими" 708. " Не забывай кошачий концерт. Тянутся вонючие нити к вам, временно направлено много стрел. Они как бы обесцвечивают пространство... Опыт должен преодолеть разные условия. Скоро и птицы, и кошки не окажут влияния... Когда удастся выгнать всех кошек из вашего дома? " 709

Говоря об отношениях Елены Рерих к животным, надо заметить, что она не была такой уж " зеленой", как некото­рые из современных нью-эйджеров, всерьез обеспокоенных вымиранием акул-людоедов. Елена Рерих более практична: " Счастье миров может слагаться и без бегемотов и носоро­гов, очень отвечавших складкам былых напластований. Если известного рода люди являются подражанием бегемо­тов, то — та же участь. Животные должны работать, должны завоевывать право на жизнь" (Озарение, 3, 6, 14). Так что очень может быть, что когда теософы проломятся по миру " как слоны лес переходят", то бегемотов не останется...

 

" Как слоны лес переходят, сокрушая кусты и раздвигая деревья, так идите в Великом Служении. Потому умейте сражаться" (Зов. 30.12.1922).

 

А еще Елене Ивановне, как мы помним, во дни особен­но напряженных контактов с Космосом было трудно пере­носить голоса детей710... Также — no comments.

Я не утверждаю, что Рерихи набросали какое-то небы­вало мрачное общество. Нет — они лишь довольно тща­тельно воспроизвели стереотипы утопического мышления, обогатив жанр социальной фантастики оккультными ор­наментами. Логика их мысли вполне понятна. Понятен и манифест авангардистского художника Малевича, увлекавшегося теософией: " бросить весь накопленный багаж блага вчерашнего... разбить Церковь, семью, уничтожать старые города и деревни каждые пятьдесят лет,.. создать эко­номический совет по ликвидации всех искусств старого мира" 711.

 

Свидетельство о близости автора " Черного квадрата" к теософам см. — Байдин В. " Космический бунт" русского авангарда. // Российс­кий ежегодник, 1990, №2.

 

Кроме того, я знаю, что и из трудов православных пуб­лицистов можно набрать коллекцию вполне пугающих предложений и общественных идеалов, в которой окажет­ся немало общего с рериховской теократией. Например, в 20-е годы нашего века софийский архиепископ Серафим (Соболев) в книжке " Русская идеология" предлагал ввести смертную казнь для проповедников атеизма... Но ведь ар­хиеп. Серафим — не основоположник православия. В мно­говековой истории Церкви, начинающейся с Евангелия, он не более чем весьма периферийная фигура. Вот если бы возникла " Истинно-православная Серафимовская Церковь", то ее надо было бы бояться, потому что любая религиозная община стремится к буквальному исполнению всех заве­тов своего основателя.

В Православной же Церкви есть Евангелие для того, чтобы выправлять слишком человеческие, слишком страс­тные, слишком " сиюминутные" порывы позднейших про­поведников. Но рериховцы считают себя выше суда Еван­гелия. Евангелие для них не достаточно " подлинно" (" Не­возможно допустить, чтобы Евангелия, из которых первое написано чуть ли не через сто лет после ухода Христа, и после того, как они прошли цензуру стольких ревнителей, могли в точности выражать мысль Христа")712. А вот тру­ды Рерихов и Блаватской — это как раз непогрешимое " священное писание". По законам религиозного мышле­ния труды основателей движения, как находящиеся в не­сравненной близости к Источнику Истины, воспринима­ются в качестве несравненно более истинных, чем размыш­ления любых последующих учеников. И если о неудачных мыслях одного из тысяч православных епископов доста­точно лишь пожалеть, то такие же советы основоположни­ков рериховского движения заслуживают уже гораздо более серьезного отношения. Православный останется право­славным, если оценит совет владыки Серафима как " не­праведный". Рериховец вряд ли со столь же спокойной сове­стью сможет назвать неправедными заветы своих " Махатм".

Во всяком случае разговор о прелестях оккультной тео­кратии был необходим хотя бы для того, чтобы показать, что теософия не имеет никакого нравственного преимуще­ства над историческими религиями. Идеал теософии не является более бескровным, чем практика исторических религий. А потому вполне непонятна логика мысли тех, кто и поныне пытается рекламировать " Живую этику" Рерихов как высший плод духовного развития человечества.

Я также не утверждаю, что Валентин Сидоров или Люд­мила Шапошникова (нынешние возглавители рериховско­го движения) лелеют в своих сердцах очертания подобных утопий и на ночных совещаниях составляют инструкции на тему " Как нам организовать революцию".

 

Впрочем, Сидоров, как мы помним, бравирует своим подпольным статусом (" Я причастен подпольному духовному братству") и в случае, если выборы в России не приведут к власти коммунистов, готов даже развернуть кампанию гражданского неповиновения (Сидоров В. Время выбора. // Гласность. 5.9.1995).

 

Дело не в их личных амбициях. Сами по себе они, наверно, добрые люди.

Но они нашли себе недоброго советчика. Тот Дух, что стоит за их плечами, тот Дух, что вдохновлял Блаватскую, Рерихов и прочих оккультистов и христоборцев — это дух мировой злобы. " Он был человекоубийца от начала, он лжец и отец лжи" (Ин. 8, 44)... Самообоготворением, надеждой на " истинный гнозис" и безбожное бессмертие соблазнил он первых людей. С помощью тех же уловок он и ныне вербует своих слуг.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.03 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал