Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Испытания Церкви во времена римских императоров Нерона, Деция, Диоклетиана






В 64 голу в Риме вспыхнул большой пожар. Для того, чтобы отвести от себя слухи, что именно император является поджи­гателем Рима. Нерон безпочвенно обвинил христиан в этом страшном преступлении. Во время жестоких преследований тысячи христиан были жестоко замучены, убиты, заживо со­жжены на кострах, брошены на растерзание хищным зверям в амфитеатрах. В этот период, возможно, были казнены также апостолы Петр и Павел.

Церковь в Риме вынуждена была теперь тайно собираться на богослужения в подземных катакомбах. В этих катакомбах часто хоронили и мучеников за веру в Христа. Впоследствии в этих подземных пещерах были найдены тысячи могил с надпися­ми возле них на стенах: «За веру в живого Бога».

В 66 году в районе Иерусалима вспыхнуло организованное партией зилотов национально-освободительное восстание про­тив римского оккупационного режима. На подавление восстания двинулся римский военный корпус из Сирии, но он был разгром­лен воставшими. Зилоты также казнили иудейского первосвя­щенника Анну, обвинив его в поддержке римлян.

Тогда в Иудею прибыл другой римский корпус под командо­ванием Веспасиана, который за два года жестокой войны поко­рил всю Иудею, кроме Иерусалима. В это время император Нерон окончил жизнь самоубийством. После него в борьбе за власть были убиты заговорщиками еще два провозглашенных императора. Ввиду этого римские войска в Египте провозгласи­ли императором Веспасиана. который оставил вместо себя у стен осажденного Иерусалима своего сына Тита, а сам поспешил в Рим, чтобы занять императорский трон.

В 70-м году войска Тита взяли Иерусалим. Его жестокие воины безжалостно истребляли даже не родившихся детей, рассекая утробы беременных женщин. Они полностью разруши­ли Иерусалим, не оставив от него камня на камне, заставив рабов перепахать улицы и площади. Очевидцем тех событий был пере­водчик Иосиф Флавий, который впоследствии стал историком и описал упомянутые события как Иудейскую войну. Он указы­вал, что во время осады Иерусалима погибло один миллион триста пятьдесят четыре тысячи евреев. Так сбылось пророчество Иисуса Христа, который говорил: «Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя... и побьют детей твоих в тебе, и не оставлят в тебе камня на камне, за то. что ты не узнал времени посещения твоего» (Лук. 19: 43-44).

В 81 году императора Тита сменил на троне его брат Домициан, свирепо и жестоко продолживший преследование христиан. В 95-м году он сослал на остров Патмос апостола Иоанна, где тот написал свою книгу Откровений. Первое свое послание Иоанн написал для того, чтобы уберечь Церковь от ереси гностиков, сторонников религиозно-мистического учения, пытавшихся объе­динить в нем идеи христианства с религией Древнего Востока и античной философией.

Жестокие преследования очищали Церковь от случайных людей. Христиане были вынуждены бежать на окраины империи. Благодаря этому. Благая Весть о возможности обретения веч­ной жизни достигала самых отдаленных уголков.

После смерти апостолов руководящее положение в церкви заняли их лучшие ученики, принявшие наставления в вере непос­редственно от них: Климент. Поликарп, Игнатий, Варнава и другие, которые во время преследований тоже умерли мучени­ческой смертью.

Бывшего епископа Римской церкви Климента, в свое время уверовавшего после проповеди апостола Петра и сотрудничав­шего с апостолом Павлом, казнили в Крымской ссылке по указанию императора (бросили в море с камнем на шее) в 101 г.

По приказу императора был арестован епископ г.Смирны, ученик и преемник апостола Иоанна, Поликарп. Ему предлагали свободу, если он проклянет имя Иисуса Христа. «Восемьдесят шесть лет я служил Ему, и Он делал для меня только доброе, как же я могу проклинать моего Господа и Спасителя?» — ответил Поликарп и был сожжен заживо на костре.

Также был арестован и другой ученик апостола Иоанна епископ Антиохнп Игнатий, много сделавший для единства Церкви в борьбе с заблуждениями иудействующих христиан, внедривший трехуровневую структуру управления Церко­вью: епископы — пресвитеры — диаконы. Сам император председательствовал на суде и приговорил бросить Игнатия на растерзание хищным зверям на глазах собравшихся римлян. Игнатий посчитал большой честью умереть за учение Господа.

Кроме внешних преследований и гонений. Церковь боролась со лжеучениями, ересями, крайностями, возникающими через отклонение от переданного апостолами учения. Эта борьба и породила развитие богословия.

Христианство существовало менее 30 лет. когда стали за­рождаться различные формы ереси, известные под одним назва­нием гностицизма. Последний вынуждал церковь отражать это чуждое христианству учение. Гностики ставили знание выше веры и считали себя исключительными обладателями гноспса (знания, познания). Одним из первых во 2 веке в борьбу с гностицизмом вступил епископ Ириней Лионский (120-195), са­мый ранний церковный писатель и богослов, написавший пять книг против гностицизма под названием «Опровержение и низло­жение лжеименного знания» (кратко — «Против ереси»). В этом труде Ирнней опроверг внесенные гностиками в христианство языческие элементы и указал на Священное Писание как един­ственный авторитет, «основу и столп истины», по которому надо «устроять» свою жизнь и понятия.

Ошибочно относят к ереси, как другой крайности гностициз­ма, монтанизм. Монтанизм — это первое фундаменталистко-харизматическое движение во 2 веке, ставшее реакцией на фор­мализм и будничность церковной жизни, которые начали прони­кать в Церковь. Монтанизм — это ревнование о «большом огне», попытка возвращения к первоначальной простоте и независимо­сти верующих в апостольской церкви. Церковь, учили монтани-сты, должна держать свои двери плотно закрытыми для всякого проявления греха, а Духу Святому отвести у себя первое место. Монтан призвал к более строгому образу жизни христиан. Его последователи, монтанпсты. требовали строгих и продолжи­тельных постов, не допускали возможности повторных браков. Монтанизм не был безукоризненным выразителем подлинного христианства, он допустил отступления во второстепенных воп­росах веры, но в главном он был прав: нельзя было не протесто­вать против принятия в церковь невозрожденных лиц. крещения младенцев, мирской жизни верующих и других заблуждений тогдашнего времени.

К движению монтанистов примкнул выдающийся христианский деятель, бывший язычник и адвокат, родившийся в 160 г. в Карфагене Тертуллиан. Как основатель латинского богосло­вия, он впервые на Западе четко сформулировал учение о трие-динном Боге—Троице, выступал против крещения младенцев. В Восточной части Римской империи учение о Троице в Александ­рии провозгласил Ориген.

Тертуллиан. утешая терпящих преследования христиан, ут­верждал, что кровь их невинных жертв становится семенем Церкви Христовой, потому что стойкость и самоотверженность христиан даже перед лицом смерти, их убежденность в подарен­ном Богом бессмертии дают новые всходы в сердцах людей. Среди народов, принимающих учение Христа, он называл также скифов и сарматов, проживавших на территории современной Украины.

До 250-го года гонения на христиан все же носили местный характер, но взошедший на престол в этом году император Деций начал массовые жестокие гонения по всей империи. Решив ук­реплять римскую культуру, как цементирующую основу госу­дарства, он рассматривал христианство как дестабилизирующий фактор, подрывающий государственные устои, поэтому издал эдикт, в котором требовал, по меньшей мере, ежегодного по­жертвования на алтари римских богов и императора.

Принесшие такие жертвы, получали охранный документ, под­тверждающий их благонадежность. Если христианин ради полу­чения этого документа приносил вышеупомянутые жертвы, то тем самым отрекался от христианской веры, предусматриваю­щей поклонение только истинному Богу, а если не жертвовал, то не получал документа и подвергался жестоким гонениям.

В 284 году пришедший ко власти римский император Диокле­тиан провел реформы в армии и управлении, назначив тетрархов для управления частями империи. В начале IV века в последние годы его правления во многих местах империи происходили восстания, стихийные бедствия, засухи, голод, эпидемии, в т.ч. чумы. В это время христиане показывали пример истинной люб­ви к своим ближним, помогая своим гонителям.

Заболел и сам император. Все его тело покрылось такими зловонными язвами, что в комнату, где он лежал, невозможно было даже войти. Во время вызванных болезнью мучений Диоклетиан признал, что по отношению к христианам репрессии были ничем необоснованными, и подписал указ о прекращении гонении (в 305-м году Диоклетиан отрекся от престола).

Григорием Просветителем был крещен правитель Армении Тринндат. Новый Завет был переведен на армянский язык. Арме­ния стала первым государством, которое официально назвало себя христианским в 301 г.

Вследствие повсеместного распространения монархического епископата, каждой церковью начал управлять епископ, под нача­лом которого находилось несколько пресвитеров, живших побли­зости. Со временем пресвитеры стали все больше времени прово­дить в пригородных церквях, превратившись в тех, кого в послед­ствии стали называть приходскими священниками. Слово «священ­ник» во многих языках происходит от греческого «пресвитер».

Наиболее выдающихся представителей Церкви, возвестнн-ков ее истины (обычно это были епископы), начали называть отцами Церкви, чтобы выразить свое уважение к ним. Изучение трудов этих людей называется патрологией или патристикой.

Как движение внутри Церкви зародилось монашество. Непо­средственной основой послужила буквальная трактовка неко­торых мест Писаний, в т.ч. назидания об опасности мирского богатства, вовлечения в мирскую суету. Ранние монашеские обеты бедности (отречения от мира) и безбрачия (отречения от сексуальных и плотских желаний) представляли, по сути, взгля­ды последователей гностицизма, утверждавших, что плоть — это зло. создание низшего божества.

В связи с прекращением репрессий против христианства любители крайностей, не имея возможности умереть за веру («красное мучени­чество» — по цвету крови), находили для себя удовлетворение в аскетизме («белом мученичестве» — по цвету бледной кожи).

Аскетами называли пытавшихся показать свою безраздельную преданность христианству с помощью строгой религиозной само­дисциплины и полного самоотречения от мирских утех и радостей. Часть сторонников чистоты веры, не обманываясь растущей численностью Церкви, в своем эгоизме решали уединиться, что­бы общаться с Богом в одиночестве, не вовлекаясь в мирскую суету и греховность. Эти люди стали первыми настоящими мона­хами («моно» — один).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал