Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение магометанства (ислама)






Родившийся в Мекке около 570 года бывший погонщик верб­людов и счетовод Мухамед (умер в 632 году), соприкоснувший­ся с христианством во время путешествия со своим дядей в Сирию и Палестину, женившийся на богатой вдове и получивший большое приданое, в 610 г. почувствовал, на его взгляд, боже­ственное призвание провозглашать единобожие. За три года обратил к богу 12 человек, в основном своих родственников.

С детства Магомет (Магомед, Мухаммед) был подвержен припадкам эпилепсии, которая сопровождала его всю жизнь. Оставшись сиротой, воспитывался бабушкой, а потом дядей. В 24 года он нанялся погонщиком верблюдов к богатой вдове Хадпдже. Потом, женившись на ней, хотя она была старше его на пятнадцать лет, сделался приказчиком. О Христе он услышал от последователей Ария. Магомет начал часто приезжать на могилу своего отца в Медину, где жила колония иудеев. Тут он медитировал, обращаясь к духам предков. Однажды во время длительного поста и очередного припадка черной болезни в пещере ему будто бы явился ангел, предложив выступить в качестве пророка и основателя истинной религии. Поначалу Магомет вроде сомневался в этом, но жена и родственники, жела­ющие прославления своего рода, убедили больного, что это дей­ствительно было распоряжение от Аллаха (бога их племени).

В 622 г. в г.Мекке Магомет провозгласил Аллаха единым богом, творцом Вселенной, а себя — его единственным проро­ком, пытаясь проповедовать в главном языческом храме, имев­шем форму куба и называвшемся Кааба. В то время в этом храме были выставлены 360 идолов многих религий, в т.ч. и Черный камень, ставший символом Аллаха. Магомет осуждал поклонение другим идолам, а потому их почитатели намеревались расправиться с ним. В связи с этим Магомет был вынужден бежать из Мекки в Медину. Год.этого побега, называемый хид­жра, стал первым годом мусульманского календаря.

К 630 г. движение последователей Магомета настолько раз­рослось, что он из числа своих приверженцев сформировал ядро армии, воевавшей против Мекки, которая препятствовала грабежам караванов с товарами. Будучи сильным оратором, он выступал за нравственность, против распущенности, исключая при этом себя, потому что брал в свой гарем даже малолетних жен. Магомету удалось захватить Мекку, уничтожить всех идолов, кроме Черного камня, который был вмонтирован потом в восточную стену мусульманского храма Кааба.

Священной книгой ислама стал «Коран», что означает «чте­ние, рассуждение». Все его главы (суры) были якобы получены от ангела в виде откровений, рассуждений, речей Аллаха перед пророком Магометом, а потом дополнялись. В «Коране» вспо­минается об Адаме, Давиде. Соломоне, о сыне Марии — Иисусе. Но так как Магомет сам никогда не читал Библию, а только слышал рассказы из неё, то все они в его изложении весьма запутаны, хотя Магомет утверждал, что «Коран» был написан на небе еще до создания мира, но передан только через него.

Свою религию Магомет назвал исламом, что означает покор­ность. Его последователи получили название «мусульмане», т.е. те, кто подчиняются. Центральным положением веры стало утвер­ждение: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет — пророк его». Имя Аллах, возможно, является модификацией общесемитекого кор­ня, который лежит и в основе имени Элогим. одного из основных имен Бога в Ветхом Завете. Некоторые исследователи считают, что Аллахом называло своего придуманного бога племя курейшитов. сыгравших важную роль в создании арабской государственности.

Для своих последователей Магомет изложил несколько прин­ципов, предусматривающих веру в единого бога Аллаха и Его предопределение в ангелов Божьих и пророков. «Коран», вос­кресение мертвых и день Божьего суда.

Требовалось также пять раз в день совершать молитвы, обра­щаясь в сторону Мекки. Раздавать подаяние бедным, поститься 20 дней в месяце рамадан (причем соблюдать пост можно было только в дневное время, а после захода солнца разрешались и еда, и питье и т.д.). Чем больше паломничеств в Мекку совершал мусульманин, тем больше считался приобретшим святость.

По утверждению Магомета, те, кто попадал на небеса, возле­жали на ложе, не трудились, пили из рек. полных молока, меда и вина, которое запрещалось только в земной жизни. Каждый мужчина становился господином целомудренных, «высокогру-дых, робких и застенчивых девственниц» (Коран 4: 56, -37: 48. 78: 33). Мусульманские взгляды на жизнь как на земле, так и на небе, носили ярко выраженный характер мужского «шовинизма».

Однако ислам запретил детоубийство, которое до этого было обычным делом, особенно по отношению к новорожденным девочкам, которых убивали, если этого хотел их отец.

Мужчины-мусульмане могли иметь только четыре офици­альных жены, но столько наложниц, сколько могли содержать (полигамия на Востоке Азии возникла в связи с высокой детской смертностью и постоянной нехваткой мужчин по причине бесконеч­ных войн).

Ислам сумел превратить коренное население Аравийского полуострова — бедных, завистливых и враждующих между собой бедуинов — в грозную силу. Выросшие в нищете жестокие воины сражались с удвоенной яростью, веря в то, что бесстраш­ная смерть в бою дает им непреложное право на вход в рай, со всеми обещанными Магометом чувственными наслаждениями. Магометанство выступило против идолопоклонства, проникше­го и в христианство в виде поклонения иконам, статуям Марии и святых, мощам великомучеников, что стало Божьим наказани­ем для Церкви, отступившей от первоапостольского служения. Наследник Магомета калиф (халиф) Омар выдвинул идею объе­динения с помощью ислама всех арабов, чтобы покорить весь мир. Сначала были захвачены Сирия, Палестина, Египет, Персия, Месопотамия (нынешний Ирак), Средняя Азия, Индия. По приказу Омара на месте разрушенного Иерусалимского храма была пост­роена мусульманская мечеть. Принявшие ислам освобождались от высоких налогов, вследствие чего многие нестойкие христиане поспешно принимали ислам. Армия магометан могла захватить и Европу, но потерпела сокрушительное поражение во Франции.

 

4.3. Утверждение христианства в Киевской Руси

Константинопольский патриарх Фотий в своем послании под­чиненным ему восточным церквям в 875 году, отмечая успехи православия, зафиксировал крещение Киевской Руси и создание там церкви во время правления Аскольда. В частности, он писал: «Не только болгары обратились в христианство, но и тот народ, наиболее отмечавшийся грубостью и дикостью, так называемые русы. Покорив соседние народы и возгордившись, они подняли руки на Римскую империю. Но теперь и они, поменяв бывшую эллинскую и безбожную веру на чистое христианское учение, присоединились к преданным нам друзьям, хотя незадолго до этого грабили нас с присущей им несдержанной дерзостью. Теперь у них возгорелось большое желание веры и искренность, приняли пастыря (архиепископа Михаила) и старательно придер­живаются христианских требований». Христианским именем Аскольда после крещения стало имя Николай. Позже это под­твердил внук византийского императора порфироносного исто­рика Константина Багрянородного в жизнеописании своего деда. По преданию, архиепископа в Киеве приняли с почтением, но старейшины язычников потребовали чуда, дескать, если Еванге­лие не сгорит в огне, то они с готовностью примут христианскую веру. После молитвы архиепископа свиток Священного Писания бросили в огненную печь. Когда огонь угас, свиток вынули из печи нисколько не поврежденным, даже кисти на концах скреп­ляющих шнуров не пострадали.

К середине IX ст. в Восточной Европе возникло два государ­ственных объединения славян. Русь, с центром в Киеве и Славия, с центром на озере Ладога, где утвердилась норманская княжес­кая династия, основателем которой был шведский конунг Рюрик из Упсалы. умерший в 879 году и оставивший престол своему малолетнему сыну Игорю, а фактически — его опекуну Олегу. В 882 году Олег организовал военный поход на Русь, захватил Киев, убил Аскольда и провозгласил себя правителем объединен­ного славянского государства со столицей в Киеве. Так ко власти в Киеве снова пришли антихристианские ревнители язычества.

В 944 году Киевский князь Игорь возобновил договор с Визан­тией. Этот договор подтверждал, что христианство тут существо­вало рядом с язычеством, население делилось на крещенных и некрещённых, и для них в тексте договора предусматривались отдельные наказания — от христианского Бога и от языческого Перуна. В этом же документе упоминается действующий в Киеве христианский храм св.Ильи (Ильинская церковь). После гибели князя Игоря во время собирания дани от древлян в 945 году власть перешла к его вдове Ольге, ставшей христианкой. Она управляла государством как опекунша своего малолетнего сына Святослава. В 956 году ее принимал в Константинополе визан­тийский император Константин Багрянородный. В составе ее свиты был пресвитер Григорий. По свидетельству летописцев, когда она умерла в 969 году, погребальный обряд над ее телом осуществлял также пресвитер. Приняла Ольга христианство в 965 г. и оказала большое влияние в этом плане на своего внука, будущего киевского князя Владимира.

В 969 году к власти в Киеве пришел сын Игоря и Ольги, князь Святослав, развязавший антихристианский террор, продолжав­шийся до 972 года. Он обвинял христиан даже в своих военных поражениях. Когда они отказывались приносить жертвы идо­лам, предавал их смерти, не пожалев в т.ч. и своего брата Глеба. По его распоряжению были разрушены, основанные княгиней Ольгой, христианские храмы святых Софии и Николая, соору­женных на Аскольдовой могиле. Камни храмов использовали для сооружения капищ, где приносили жертвы придуманным язычес­ким божествам.

В 977 г. новый киевский князь Ярополк принимал послов папы Римского, пытавшихся возвратить Киевскую Русь в христиан­ство под протекторатом католической церкви.

В 980 г. киевский престол занял внебрачный сын князя Свя­тослава Игоревича, Владимир Святославович. В начале он стал лидером антихристианской группировки, создал новый язычес­кий пантеон, объединивший шесть идолов, посвященных шести вымышленным верховным божествам восточнославянских пле­мен —полян, сиверян, древлян, дреговичей, кривичей, ильменских славян. Кроме идолов Даждьбога. Стрибога и Симаргла. в панте­оне были идолы, посвященные заимствованным иранскому боже­ству солнца Хорсу, богине финских племен Верхней Волги Мокош (Макош), литовскому божеству молний Перуну. Объединяя вы­мышленные божества в одном пантеоне. Владимир пытался объединить Русь вокруг Киева. Верховным божеством «назначили» Перуна. В капищах в жертву идолам приносили не только животных, но и людей. В частности, по распоряжению князя с ритуальной целью были казнены таким образом христиане-варяги Иоанн и Федор.

Но в 986 году произошло удивительное: зарекомендовавший себя неисправимым жестоким грешником, способным на любое коварство, лицемерие, ложь, измену, блуд, пьянство, низмен­ные поступки вплоть до убийства брата и насилия княжны Рогне-ды на глазах ее родителей, киевский князь Владимир, совершен­ствуя государство, склоняется к вере в одного Бога. Он пригла­шает миссионеров: представителей ислама из Волжской Болга­рин, католицизма из Германии, иудаизма из Хазарин и правосла­вия из Византин. Представитель Византии постепенно изложил князю библейские истории от Адама до падения Иерусалима, разъяснил пророчества, смысл жертвы Иисуса Христа и Его второго пришествия, показал изображенные на полотне сцены страшного суда, сообщил о распространении христианства среди народов и предложил принять крещение. Владимир ответил, что ещё повременит. В следующем году он направил своих послов в Волжскую Болгарию, Германию и Византию, с целью изучения обрядов богослужений. Послам наиболее понравились визан­тийские обряды.

Как рассказывается в «Повести временных лет», киевский князь Владимир в 988 году, воспользовавшись советом попа-изменника, переданного с помощью лука и стрелы, перекрыл подземный водопровод и овладел городом Херсонесом. Потом Владимир потребовал от византийских императоров, братьев Василия Второго и Константина Восьмого, выдать за него за­муж их сестру Анну. Императоры согласились, но только с условием, что князь примет крещение. Они уговорили сестру и в сопровождении священников отправили ее в Херсонес. Влади­мир упрямо не желал входить в христианский храм для венча­ния. Вдруг у него заболели глаза.— и он потерял зрение. Анна посоветовала ему немедленно принять крещение, чтобы выздо­роветь. И только тогда он вошел в храм для совершения обря­дов, после чего к нему возвратилось зрение.

Владимир вернул захваченный Херсонес и отбыл в Киев с новой женой Анной и попом-изменником Анастасом, который подсказал ему. как овладеть городом, захваченной церковной утварью, иконами, двумя медными жертвенниками, четырьмя медными стату­ями лошадей, мощами папы римского Климента и его ученика Фифа. В Киеве князь Владимир немедленно ликвидировал когда-то им же созданный языческий пантеон. На следующий день по его распоряжению киевлян крестили в реке Почайне. Потом Влади­мир побеспокоился о том. чтобы на тех местах, где стояли капища идолам, начали строить христианские храмы, настоя­телями которых назначал привезенных из Херсонеса священников.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал