Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вселенские соборы Церкви и их значение






Император Константин продолжал благоприятствовать Цер­кви, приблизил к себе и наделил политической властью еписко­пов. Церковь постепенно становилась государственной и возвы­шалась над языческими религиями. Когда в Церкви возникали дискуссионные вопросы, император для принятия решения созы­вал епископов и наиболее авторитетных пресвитеров, диаконов. Такие встречи назывались «Вселенскими соборами». И хотя сам император не являлся членом Церкви, он председательствовал на этих соборах и руководил их работой, т.е. Церковь впервые потеряла свою самостоятельность.

Летом 325 года император Константин созвал собор еписко­пов в Нпкее для устранения теологических (богословских) раз­ногласий. Это совещание стало первым в длинной череде Все­ленских соборов. В нем приняли участие около 400 епископов, множество пресвитеров и диаконов, причем-Западное ответвление Церкви представляло только несколько человек. В центре внимания была проблема понимания взаимоотношений между Богом-Отцом и Его Сыном Иисусом Христом. Разногласия уг­рожали единству империи не меньше, чем единству Церкви.

В Западном крыле Церкви Тертуллиан настаивал на том. что правильное толкование Троицы состоит в признании единодушия трех ипостасей Бога-Отца, Бога- Сына и Бога-Духа Святого. Один же из пресвитеров, ученый-аскет, известный проповедник Арий, желая избежать политеистических взглядов на Бога, оши­бочно толковал учение о спасении, дескать, мог ли Христос спа­сать, если Сам был полубогом, находился ниже, чем истинный Бог?

Ввиду того, что на соборе столкнулись три различных мнения, он длился целый месяц. Арий с небольшой группой единомышлен­ников настаивали на том. что Христос существовал не от вечности, а сотворен деянием Бога из ничего, а потому отличается от Бога-Отца сущностью, ниже по положению, и стал считаться божеством только ввиду праведности Его жизни и покорности воле Божьей. Для большинства участников собора позиция Ария была неприем­лемой. Афанасий, будущий епископ Александрии убеждал всех (согласно некоторых данных), что Христос существовал от вечно­сти и по сущности Его един с Отцом, хотя является другой ипоста­сью, иначе бы Ему не удалось стать Спасителем людей. Примерно половина присутствующих поддержала Евсевия Кессарийского. предложившего компромиссное решение.

Собор утвердил Символ веры со словами «Единосущный», «Бог Истинный от Бога Истинного», «Рожденного, не сотворенного», подтвердив предвечность Христа и единство Его сущности с Отцом.

Принятое решение заканчивалось анафемой всех используе­мых Арием формулировок типа «было, когда Его не было» и других, осуждало арианство как «безбожную ересь». Оконча­тельный документ подписали все. кроме Ария н двух его после­дователей (всех троих отправили в ссылку). Семена арианства до сих пор прорастают в учениях унптаристов, свидетелей Иего­вы, единственнпков.

На Никейском соборе было достигнуто соглашение между Восточным и Западным ответвлениями Церкви относительно определения дня Пасхи. Была принята точка зрения Западной Церкви — отмечать этот праздник в воскресенье, следующее за днем 14-го нисана по иудейскому календарю, т.е. в нарушение четко определенной Богом даты в Ветхом Завете.

Было выработано 20 канонов, в т.ч. о лидерстве Александрий­ского. Римского. Антнохпйского. Иерусалимского патриархов.

В работе Первого вселенского собора в Никее участвовали епископы Домн Боспорскмй и Феофил Готский из Северного Причерноморья, что свидетельствовало об организованном хри­стианстве в этом крае, который в настоящее время входит в состав Украины.

Император Константин в 330 году перенес столицу империи в город Константинополь. С возникновением института архиепис­копов начался рост территориальных церковных образований, которые впоследствии были названы «патриархиями». Наибо­лее влиятельными были «матерь городов всех земель христиан­ских» Иерусалим, а также Александрия, Антиохия, Рим и Кон­стантинополь.

Епископы константинопольские вскоре стали управлять боль­шей частью церквей Греции. Малой Азии, Причерноморья. Рим­ские епископы длительное время оставались единственными сильными властителями Рима, на чье руководство как в духов­ной, так и в светской жизни полагались люди на Западе.

Император Константин, который много полезного сделал для развития христианства, но носивший по традиции титул главного языческого жреца и беспощадно расправлявшийся даже с родственниками, подозреваемыми в конкуренции за престол. Только за несколько недель до своей смерти. 22 мая 337 года, принял водное крещение.

Впоследствие Византийский император Феодосии сделал членство в Церкви почти принудительным, что привело к пополнению Церкви поверхностно подготовленными людьми и богословским распрям.

На Втором Константинопольском соборе в 381-м году была сделана попытка устранить разногласия. Император Феодосии утвердил христианство единой религией государства (через де­сять лет язычество и всякое идолопоклонство были оконча­тельно запрещены). Христиане начали разрушать языческие храмы, что часто сопровождалось кровопролитием. К сожале­нию, получив власть. Церковь сама начала выступать в роли жестокого преследователя язычников.

В 431-м году император восточной части Римской империи Феодосии Второй созвал в Ефесе Третий Вселенский собор, участники которого проголосовали против концепции констан­тинопольского епископа Нестория. отрицавшего правомерность употребления слова «Бог» по отношению к Христу-ребенку, предлагавшему вместо слова «богородица» использовать слово «христородпца», потому что Мария — лишь мать человеческо­го тела Христа, подразумевая, что в воплощенном Христе суще­ствовали две личности — человеческая и божественная. Многие поместные церкви ставили Марию на одном уровне с Христом и дело доходило до её обожествления. Хотя Несторий отказы­вался прибыть в Ефес, император, на основании решений собора, низложил его, лишив епископского сана, и выслал в Египет.

Созванный императором Маркианом в городе Халкидоне Чет­вертый Вселенский собор в 451 году осудил монофизитов и сторонников Аполлинария, утверждавших, что у Христа была только Божественная природа, а потому Он не чувствовал ни боли, ни голода, ни усталости. Собор низложил их лидера, епископа Александрийского Диоскора, и его сторонников; ещё раз осудил ариан, и несторианцев, подчеркивающих подчинен­ную природу Христа что унижало Его Божественность; признал главенство в христианстве Константинопольского патриархата; утвердил формулировку об Иисусе Христе как истинном Боге и истинном человеке, единосущном с Богом-Отцом и представ­лявшем два естества, но одну ипостась; подтвердил формулиров­ку о Божественной Троице.

Монофнзнты не согласились с этим и выделились в отдель­ную самостоятельную церковь.

Борясь с ересями. Церковь вынуждена была разрабатывать богословскую теорию и совершенствовать свою организацию.

Предоставляемые государством льготы христианам привле­кали в Церковь многих корыстолюбцев, которые без должного обучения и наставления не вели христианскую жизнь, а лицемер­но сохраняли прежний греховный образ жизни. Пытаясь удов­летворить потребности язычников, церковь распахнула двери некоторым языческим ритуалам и обрядам, постепенно сама частично становясь языческой.

Однако Вселенские соборы на протяжении двухсот лет помогали сохранять единство, вырабатывать основные положения (догматы) христианства, противостоять заблуждениям, давать отпор ересям.

3.5. Начало отклонения церкви от преподаИного апос­толами учения (иконопоклонство и почитание святых, по­клонение деве Марии, крещение младенцев, отпевание умер-ших, _врзникновение монашества, украшение храмов и алтарей)

Ещё в начале третьего столетия в некоторых поместных церквях начали преподавать водное крещение младенцам, кото­рое было узаконено в 342-м году. Постепенно в храмах начали появляться предметы по примеру языческих храмов, как бы для облегчения восприятия, сопровождения служения. Простые п всем всегда понятные богослужения начали превращаться в тщательно соблюдаемые пышные церемонии, позаимствованные в языческих храмах.

Еще в 428 году Несторий. епископ Константинопольский, решительно восстал против того, чтобы Деву Марию называли Матерью Божней и тем вызвал сильнейшую вражду и распри в разных кругах церкви. Споры по этому вопросу продолжались до созыва Ефесского собора (в 431 году), который именование Марии — Матерью Божией авторитетно одобрил. Вследствие этого узаконенное поклонение Деве Марии стало беспрепят­ственно распространяться по всем церквам запада и востока. К Деве Марии стали обращаться с молитвами, как к верной «по­среднице», «ходатайнице и заступнице» рода человеческого пред Христом и пред Богом.

Вскоре и укоренилось почитание, а потом и поклонение апос­толам п другим великим подвижникам христианства. Почитание святых п их останков из чувства уважения к замученным (языч­ники тоже почитали героев своего племени, распространяя ле­генды о чудодейственной силе их мошей).

При строительстве молитвенных домов и храмов часть поме­щения начали отделять для духовенства. На Востоке перего­родка оформлялась в виде иконостаса, на Западе — в виде барьера. Со временем это превратилось в алтарь храма.

В храмах начали зачитывать списки отдавших свою жизнь за Христа, хотя это и не было молитвой за них. Затем были введены

и молитвы за умерших в виде панахпд п отпевания. Многие христианские праздники перенесли на дни языческих праздни­ков, чтобы вытеснить последние, что часто приводило к совсем неожиданным и нежелательным сочетаниям обрядов п традиций.

В храмах начали появляться картины с изображениями пас­туха, несущего ягненка, как символ Доброго Пастыря, голубя, как символ Святого Духа. Позже храмы стали украшать не только картинами и скульптурами, но и иконами.

Законом Западного патриархата стало безбрачие духовен­ства, что часто приводило к греху, разврату и лицемерию.

Во время путешествия в Иерусалим мать императора Констан­тина будто бы нашла крест, на котором был распят Христос. Эта история положила начало почитанию священных предметов в хри­стианских храмах, наподобие языческим. В дальнейшем стали поклоняться не только предметам в виде креста, но и мощам святых, и всяким другим реликвиям, приписывая им чудодействен­ную силу.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал