Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.3.11. Познание, творчество, практика.






1. Формы духовно-практического освоения мира. Вера и знание.

2. Субъект, объект и предмет познания. Познавательные способности человека. Познание, понимание и объяснение.

3. Познание как культурно-исторический процесс. Единство познавательной, предметно-практической деятельности и коммуникации.

4. Специфика чувственной и рациональной форм познания.

5. Проблема истины в философии и науке. Критерии истинности.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какое из приведённых суждений соответствует материалистическому пониманию процесса познания? Познание – это:

а) процесс погружения «ума» в действительность;

б) воспоминание души о том, что она созерцала в мире идей;

в) упорядочивание сигналов внешнего мира с помощью априорных форм чувственности и рассудка;

г) созерцание в своем сознании сущности своего бытия;

д) отражение объективной действительности в сознании человека;

е) комбинирование врожденных идей под влиянием эмпирических фактов.

2. Дайте философскую оценку следующему высказыванию французского физика и математика А. Пуанкаре: «Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идёт о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом. Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм, геометрической выразительности. Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувство!».

3. «…Все научные (правильные, серьёзные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее». (Ленин В.И. Полн. Собр. соч. Т. 29. С. 152). Объясните, почему на основе понятийного мышления достигается большая глубина знаний по сравнению с чувственным познанием? Приведите также примеры «вздорных» абстракций, подумайте над их гносеологическими истоками.

4. Л. Фейербах писал о том, что он не имеет ничего общего с теми философами, которые закрывают глаза, чтобы легче было думать. Против какой тенденции в философии направлены эти слова?

5. «Абсолютная истина – это не вечная истина, переходящая в неизменном виде от одной ступени знания к другой, а свойство объективно-истинного знания, состоящее в том, что такое знание никогда не отбрасывается. Такого рода знание всегда выступает предпосылкой более глубоких и фундаментальных истин. Более того, оно содержится в них в снятом виде. Абсолютная истина проявляется в росте знания». (Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977. С. 49-50). Согласны ли Вы с автором этого положения?

6. «…Для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить всё под сомнение». (Р. Декарт). Дайте оценку «принципу сомнения». При каких условиях этот принцип приводит к агностицизму?

 

Литература к теме:

Основная:

1. П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия: Учебник – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Велби, Изд-во Проспект, 2004, с 202-254; с. 283-343; с. 355-371.

2. В.О. Голубинцев, А.А. Донцов, В.С. Любченко. Философия для технических вузов. Серия «Высшее образование» - Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2004, с. 302-319.

3. А.Г. Спиркин. Философия: учебник для студ. вузов / А.Г. Спиркин – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2005г, 278-231.

4. Философия: учебник по дисциплине «Философия» для студ. вузов по нефилософским спец. И напр. / Б.Л. Губин, Т.Ю. Сидорина, А.Н Алешин [и др.]; под ред. В.Д. Губина, Т.Ю., Сидориной. – 4-е изд., стер. – М.: Гардарика, 2008, с. 398-418.

5. Сафронов П.А. Фролов А.В. Сознание мира и онтологический опыт, ж. Вестник МГУ №3, 2007, с. 34-43.

6. Аредаков А.А. Онтологические и гносеологические основания антропного принципа, ж. Вестник МГУ № 3, 2008г., с. 3-19.

Дополнительная:

7. Лекторский, В.А. Эпистемология классическая и неклассическая/ В.А. Лекторский. – М.: Едиториал УРСС, 2006. – 256 с.

8. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия: пер. с фр. / М. Мерло-Понти. – СПб.: Наука, 1999. – 606 с.

9. Микешина, Л.А. Философия познания. Полемические главы/ Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 624 с.

10. Полани, М. Личностное знание. На пути к посткритической философии: пер. с англ. / М. Полани. – М.: БКГ им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2003. – 344 с.

11. Проблема субъекта и объекта в истории философии и в современной философии/ Режим доступа: https://psylib.org.ua/books/probsub/index.htm

12. Рассел, Б. Человеческое познание: его сфера и границы: пер. с англ./ Б. Рассел. – Киев: Ника-Центр; М.: Институт обще-гуманитарных исследований, 2001. – 560 с.

13. Сартр, Ж.-П. Трансцендентность Эго: Набросок феноменологического описания: пер. с фр. / Ж.-П. Сартр // Логос. – 2003. - № 2 (37). – С. 86 – 121.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал