Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинарскому занятию. При изучении данной темы, необходимо учитывать, что древневосточные цивилизации – египетская, месопотамская






При изучении данной темы, необходимо учитывать, что древневосточные цивилизации – египетская, месопотамская, индийская и китайская – создали уникальный механизм адаптации человека к окружающей среде и безотказный инструмент выживания в лице государства восточной деспотии и традиционного права.

Важно обратить внимание на специфику социальной структуры древневавилонского, древнеиндийского, древнекитайского и древнеегипетского общества и тем самым разобраться в сложных вопросах их типологии, в особенностях государственного строя, политического режима.

Значительное внимание следует уделить анализу крупнейших памятников права Древнего Востока, что позволит установить основные принципы и институты, а также и своеобразие древневосточных правовых систем. Следует помнить, что назначение права в странах Древнего Востока, где в качестве регуляторов доминировали религиозные нормы, нормы морали, традиции, обычаи, состояло в закреплении социального неравенства, в признании его справедливым. Вместе с тем, не следует забывать, что наличие общих черт в развитии государства и права Древнего Востока не исключает их специфики и конкретно-исторических форм в конкретных странах.

На основе изучения рекомендованной учебной литературы, не упустите из внимания важные стороны характеристики правовой базы, на которой создавались Законы Хаммурапи и Законы Ману. В первом случае это: обычаи, установившаяся судебная практика (следует выявить при этом степень влияния религиозных норм); во втором случае: религиозные источники, в том числе Веды, дхармашастры и др. Дайте характеристику таким чертам древневосточного права как: формализм, казуистичность, символизм и др.

Особое внимание уделите комплексному характеру Законов Ману – объединение норм позитивного права, религиозных и морально-этических предписаний, мифологических и философских представлений.

Анализируя содержание рассматриваемых памятников права, попытайтесь выявить особенности их структуры, логику изложения правовых норм, противоречивость правового материала. Наряду с этим важно иметь в виду, что Судебник Хаммурапи более систематичен, чем сборники шумерийских судебных решений - однако, он еще не может быть признан кодексом в полном смысле этого слова, и скорее является сводом отдельных юридических решений (казуальное право).

Характеристика правовой системы Древнего Китая невозможна без уяснения доктринальных основ, а именно – конфуцианства и легизма. Проанализируйте содержание этих учений, основные взгляды на государство, роль власти в обществе, характер и способы регулирования общественных отношений, понимание права, различие между нормами «ли» и «фа», а также итог противоборства этих двух учений.

Перечислите и охарактеризуйте основные источники права Древнего Китая. При этом следует помнить, что приоритетный характер имели своды императорского законодательства. Подумайте, для регулирования каких сфер жизни общества преимущественно использовался тот или иной источник, роль морали, традиции, ритуала, религиозных воззрений, характер различий между нормами «люй» и «лин».

Определите, какие социальные группы различались в древневосточном обществе. Охарактеризуйте каждую из них. При характеристике социальных групп населения используйте альтернативные понятия: «привилегированные / непривилегированные, «свободные / несвободные», «полноправные / неполноправные / бесправные».

Применительно к Древнему Вавилону, прежде всего, следует обратиться к различиям в правовом статусе между свободными и рабами. Далее при характеристике категорий свободного населения, определите, почему в них отсутствует однородность в правовом отношении. Особое внимание уделите характеристике таких групп, как «авилум» и «мушкенум», «редум» и «баирум», «тамкар».

Древняя Индия характеризовалась наличием варнового строя, поэтому определите, какие социальные группы, различающиеся по правовому статусу, выделяют Законы Ману. При этом установите почему рабство в Древней Индии не получило такого широкого распространения, как в других странах.

Правовой статус социальных групп древнекитайского общества определялся, с одной стороны, их положением во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), а с другой – степенью материального благополучия, связанного с формальными рангами, статусами во властных структурах и наличием земельного надела.

В рамках данного вопроса рассмотрите и основы брачно-семейного законодательства. Как можно определить юридическую природу и цель брака по нормам рассматриваемых правовых памятников? При каких обстоятельствах возможен развод супругов? После ответа на указанные вопросы, основываясь на конкретных статьях изучаемых документов, определите права и обязанности супругов. Что представляют собой нормы, регулирующие взаимоотношения родителей и детей (эти нормы ограничивают власть родителей над детьми). В чем состоят данные ограничения?

Каково правовое положение приемных детей?

К нормам, регулирующим взаимоотношения родителей и детей, тесно примыкают правила наследования детьми имущества их отца. Какой порядок наследования имущества родителей детьми устанавливают данные памятники права? Может ли отец отстранить сына от наследования семейного имущества?

Определите основные виды хозяйственной деятельности на Древнем Востоке. Характеризуя институты вещного права, следует учитывать, что это в первую очередь институты права собственности, владения или держания, то есть совокупности правовых норм, закрепляющих те или иные вещи во власти какого-либо субъекта права – будь это отдельный индивид или объединение индивидов (корпорация, товарищество, община).

Необходимо выявить формы землевладения и их специфику. Важно выяснить способы приобретения вещных прав.

При характеристике обязательственных отношений установите основания их возникновения, ответственность за неисполнение, а также существующее видовое разнообразие договоров.

Установите, как определено понятие преступления по Законам Хаммурапи и Законам Ману. Приступая к рассмотрению данного вопроса, имейте в виду, что в древневосточном праве отсутствует грань между уголовным преступлением и гражданским правонарушением. Под преступлением здесь понимается, как правило, действие, причинившее тот или иной материальный ущерб. Приведите конкретные статьи из изучаемых памятников права, отражающие такое понимание преступления и наказания.

Охарактеризуйте основные группы преступлений: против частной собственности, против личности, против семьи. Наряду с этим учтите, что государственные преступления не выделены в особую группу.

Далее следует учитывать, что в основе уголовно-правовых санкций лежит идея талиона: наказание есть возмездие за вину и поэтому оно должно быть «равным» преступлению. Данный принцип применим к людям равного социального положения. Охарактеризуйте виды талиона (материальный, символический и зеркальный); охарактеризуйте виды наказания: смертная казнь, членовредительные наказания. Каковы достоинства и недостатки принципа талиона?

При характеристике уголовного права Древнего Китая учтите особенность китайского правосознания и охарактеризуйте преступления в соответствии с концепцией «10 зол», укажите, какие критерии лежат в основе этой классификации. Определите виды преступлений, а также цель и формы наказаний. Обратите внимание на характеристику квалифицирующих признаков: соучастие, рецидив, смягчающие, отягчающие или исключающие уголовную ответственность обстоятельства, время суток и др.

Выявите органы, осуществляющие правосудие. Установите поводы для начала судебного разбирательства, доказательства, возможность обжалования судебного приговора и др. Определите форму судопроизводства.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал