Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие буржуазной правовой системы Франции






 

Основные источники права Франции в новое время – законодательные акты. Главными правовыми документами, оказавшими огромное влияние на дальнейшее историческое развитие французского государства и общества стали: Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Конституция Франции 1791 г., Конституция Франции 1793 г., Конституция Франции 1799 г., Конституция Франции 1848 г., Конституционные законы 1875 г. В годы правления Бонапарта были приняты гражданский кодекс – 1804 г., Гражданско-процессуальный кодекс – 1806 г., Торговый кодекс – 1807 г. Уголовно-процессуальный кодекс – 1808 г. и Уголовный кодекс – 1810 г.

Гражданский и торговый кодексы, составленные под наблюдением и при непосредственном участии Наполеона, продолжают действовать, хотя и в измененном виде и в наши дни.

Положение, структура и форма выражения и закрепления правовых норм наполеоновских кодексов полностью соответствуют потребностям капиталистического общества. Кодексы были восприняты во всех странах мира.

26 августа 1789 года Учредительным собранием был принят программ­ный документ революции – Декларация прав человека и гражданина. Декларация провозглашала принципы демократического государствен­но-правового строя – народный суверенитет, естественные и неотъем­лемые права человека и разделение властей, а также устанавливала взаимосвязь этих принципов.

Одновременно с составлением Декларации Учредительное собрание приступило к выработке конституции.

Окончательный текст Конституции 1971 г. был составлен на основе много­численных декретов и решений, имевших конституционный характер и принятых в 1789 – 1791 гг.: декреты об отмене деления на сословия, о церковной реформе, об уничтожении старого административного де­ления страны, об упразднении цехов и т. д.

Конституцией утверждались основные принципы, определяющие ста­тус высшего органа законодательной власти, короля, правительства, суда, избирательной системы.

Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления. Она была утверждена 3 сентября 1791 года, а через несколько дней король присягнул на верность Конституции.

Конституция 1793 г. ( «Конституция первого года респуб­лики»), принятая Конвентом была гораздо более демократическая. Она, как и предыдущая, состояла из Декларации прав человека и граж­данина и собственно Конституционного акта.

Новая Декларация прав человека и гражданина заявляла о том, что це­лью общества является «общее счастье», что правительство должно обеспечивать человеку пользование его естественными и неотъемле­мыми правами.

В Декларации последовательно проводился принцип законности. Закон определялся как выражение общей воли. Верховенство закона нераз­рывно связывалось с понятием «суверенитет народа», введенным вза­мен понятия «суверенитет нации».

Демократические принципы Декларации были конкретизированы в Конституционном акте 1793 г., устанавливавшем государственный строй. Актом торжественно подтверждалось установление республики. Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу. Избирательное право было всеобщим, а не цензовым, но только для мужчин.

Органом законодательной власти объявлялся постоянно действующий Законодательный корпус (Национальное собрание). Он состоял из од­ной палаты и избирался на один год. Принятый Национальным собра­нием законопроект приобретал силу закона лишь в том случае, если 40 дней спустя после его рассылки в департаменты в большинстве из них одна десятая часть первичных собраний не отклоняла данный зако­нопроект. По ряду вопросов Национальное собрание могло издавать дек­реты, имеющие окончательную силу.

Высшим правительственным органом республики являлся Исполни­тельный совет, на который было возложено руководство деятельнос­тью всех ведомств (министерств). Его члены избирались Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских собраний. Совет нес ответственность перед Нацио­нальным собранием.

В результате правительственного заговора 1799 г. во Франции был совершен военный государственный переворот. Генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал высший орган законодательной власти – Законодательный корпус и высший орган исполнительной власти – Директорию.

Была принята новая Конституция 1799 года.

Исполнительная власть была передана Исполнительной комиссии, со­стоявшей из трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, пост которого занял Бонапарт.

Законопроекты могло предлагать только правительство, то есть первый консул. Органами законодательной власти по Конституции 1799 г. были: Государственный совет (осуществлявший редактирование этих законопроектов); Трибунат (обсуждавший их); Законодательный корпус (принимавший или отвергавший их целиком без прений); Охранительный сенат (утверждавший их). Все эти органы не имели самостоятельного значения, а только маскировали единовластие первого консула.

Конституция 1848 г. установила следующие принципы государственного строя: республиканская форма правления; разделение властей; представительное правление.

Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собра­ние. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых дого­воров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сро­ком на 3 года.

Главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зави­сел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения за­конопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д.

Президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права рос­пуска Национального собрания.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. В компетенцию Госу­дарственного совета входило предварительное рассмотрение законопро­ектов, исходящих от правительства и Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администра­цией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности администра­тивных споров.

Конституция вводила всеобщее и прямое избирательное право при тай­ном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте от 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста.

Конституция 1875 г. (Конституция Третьей республики), принятая Учредительным собранием, не представляла собой единого документа, а складывалась из трех законов:

- Закон от 24 февраля 1875 года об организации Сената;

- Закон от 25 февраля 1875 года об организации государственной власти;

- Закон от 16 июля 1875 года об отношениях между государственными властями.

Конституционные акты определяли структуру и компетенцию высших органов государственной власти.

Отсутствие единого конституционного нормативного акта давало воз­можность обойти вопрос об общих принципах государственного строя. Ни одна статья прямо не утверждала республику, но в целом три кон­ституционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной вла­сти и парламентским правительством.

Главой государства являлся президент, который избирался на 7 лет аб­солютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соеди­ненных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициати­вы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения зако­нопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распус­кал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось пра­во назначения на все высшие военные и гражданские должности.

Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов избирае­мой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоявшим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Назовите основные этапы развития революции во Франции.

2. Какие формы правления устанавливали вновь принятые Конституции французского государства в Новое время?

3. Какова эволюция государственного аппарата?

4. В чьих руках концентрировалась власть по каждой из вновь принятых французских конституций?

5. Как повлияла Французская буржуазная революция на становление национальной правовой системы?

6. Раскройте особенности буржуазного права Франции.

7. Как сложилась и эволюционизировала судебно-правовая система Франции в Новое время?

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал