Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание единого германского государства






 

«Священная Римская империя германской нации» была практически распавшимся феодальным государством. Реально империя распадалась на 300 монархий и автономных политических образований, среди которых с XVII в. главенствующую роль играли Австрия, Пруссия и Бавария. Ее разрушение довершил Наполеон I, который нанес поражение Прусско-Австрийскому союзу и уничтожил самостоятельность отдельных «вольных» городов.

Вместо нескольких сотен государств осталось около нескольких десятков. Прирейнские области, составлявшие значительную часть Германии, были поставлены под управление Франции. Здесь были уничтожены феодальные привилегии и крепостное право.

Даже поражение Наполеона не восстановило старой империи. Вместо империи по Парижскому трактату 1814 г. из белее чем 30 государств (княжества, герцогства, королевства, немногие свободные города) был образован «Германский союз». Первоначально в союз вошло 38 государств, но уже к 1866 г. их осталось 35. Главенство в союзе принадлежало Австрии, а каждое государство сохраняло свою независимость. Между государствами сохранялись таможенные пошлины, отсутствовали центральные органы власти (кроме единственного – Союзного сейма, состоявшего из представителей вошедших в союз государств). Работа сейма была несогласованной, противоречивой. Решения на нем было необходимо принимать обязательно с согласия всех членов, что парализовало деятельность данного органа власти.

«Германский союз» никоим образом не решал проблемы объединения Германии, да и не стремился к нему.

С 1816 по 1847 гг. в большинстве германских государств были приняты первые конституции, в основной массе они были октроированными (дарованными монархом) хартиями.

Буржуазное развитие Германии шло очень медленно. Некоторому прогрессу и ускорению способствовал заключенный между Пруссией (она была инициатором), Баварией, Саксонией и другими германскими государствами Таможенный союз 1834 г., который позволил сблизить различные государства и области Германии с целью экономического развития. Постепенно экономическую и как следствие политическую главенствующую роль в Таможенном союзе приобретает Пруссия.

Необходимость создания единого государства стала особенно очевидна в середине XIX в., в связи с завершением промышленного переворота. Преодолению отставания Германии от других, ведущих в экономическом и политическом плане того времени держав – Англии и Франции, в полной мере мог способствовать капиталистический прогресс, который невозможен без окончательного уничтожения феодальных и полуфеодальных порядков.

Подавляющее большинство немецкого народа было заинтересовано в переменах. Германскому рабочему классу, нищему, обездоленному, работающему по 16 часов в день и зачастую умирающему от голодной смерти) противостояли крупные и мелкие монархи, верхушка бюрократии, высшее дворянство и военщина, отстаивающие свои привилегии.

Французская революция 1848 г. дала наконец давно назревавшему кризису в немецком обществе выход. Столица Пруссии покрылась баррикадами. Революция была жестоко подавлена, что привело к отказу верхушки власти от многих данных ранее демократических обещаний, однако революция не прошла бесследно, поскольку во всех сферах общественной жизни Пруссии: политической, экономической, социальной, идеологической – произошли серьезные изменения.

Конституция 1848 г. оказалась недолговечной и ей на смену пришла новая октроированная (дарованная Фридрихом-Вильгельмом IV) Конституция 1950 г., которая установила в Пруссии строй конституционной монархии с выборным народным представительством, хотя главенствующей государственной силой была признана традиционная монархия, когда король был не только главой государства, но ему принадлежали значительные законодательные, административные и судебные полномочия. Наряду с королем (обладающим правом вето) правом законодательной инициативы обладал ландтаг, состоящий из двух палат. Министры правительства того времени не были подчинены ландтагу, они не знали понятий «вотум недоверия» и «коллективная ответственность». Несмотря на провозглашение целого ряда свобод (слова, собраний, равенства граждан перед законом и судом) все они оставались мнимыми. Конституция 1850 г. оставалась по своему содержанию конституцией абсолютной монархии.

В результате войны с Австрией в 1866 г. Пруссия аннексировала Ганновер, Нассау, Франкфурт и др. земли, увеличив тем самым свою территорию. В том же 1866 г. был упразднен Германский союз и образовался Северо-Германский союз, в который вошли все северогерманские государства, а также ряд западных и южно-германских. В 1867 г. была принята Конституция Северо-Германского союза, согласно которой вся власть переходила президенту союза – прусскому королю, канцлеру и Общесоюзному рейхстагу. Нижняя палата рейхстага созда­валась на основе всеобщего избирательного права.

В 1870 г. Пруссия начала войну с Францией, победоносно закончив ее и заключив в 1871 г. Франкфуртский мир – договор, по которому к Герма­нии были присоединены Эльзас и Лотарингия и получена контрибуция в размере 5 млрд. франков.

Объединение Германии завершилось присоединением Бадена, Баварии, Вюртемберга, Гессен-Дармштадта, что было оформлено договорами, ратифицированными парламентами соответствующих стран. 18 января 1871 года в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I, и таким образом в центре Европы возникло новое государство – Германская империя.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал