Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Корпоративное устройство средневекового общества






Социальная структура общества в Западной Европе строилось на идее сословного разделения, в которой каждая социальная группа занимала свое определенное место.

В Средние века понятие «сословие» имело широко значение, поэтому наряду с разделением общества на три сословия можно встретить и подразделение на двенадцать. Сословие – состояние, ordo (порядок), за этим определением стоит мысль о действительности, которая установлена Богом. Понятие «ordo» охватывало множество разнородных категорий: сословие (в современном понимании); профессии: гильдии купцов и ремесленные цехи; состояние в браке, наряду с сохранением детства, кровнородственные союзы, патриархальные и индивидуальные семейные группы; пребывание в состоянии греха; четыре придворных: хлебороб, кравчий, стольник, кухмейстер; церковников: священники, диаконы, служки; монашеские и рыцарские ордена; городские коммуны; сельские общины [9, с. 12]. Это общество корпоративно сверху донизу. Средневековый человек всегда член группы, с которой он тесно связан.

Каждая из этих групп, сословий, «орденов» (порядков) являет собой божественное установление, определенный орден мироздания. За каждым сословием признавалось те функции, благодаря которым оно проявляло полезность, священную обязанность. Кроме того, тесные «микромирки», коллективы, в которые были объединены индивиды, давали им защиту, помощь, и строились на основе взаимообмена услугами, поддержкой.

В некоторых из этих групп (сословиях) человек рождался, жил в их составе, проявлял активность, удовлетворял свои социальные потребности. Иные группы были менее тесными и не поглощали целиком своих членов, человек Средневековья мог принадлежать к разным корпорациям. Но он всегда, так или иначе, был соотнесен с корпорацией.

Социальные связи были, прежде всего, внутригрупповыми. В каждой группе существовал свой регламент – устав, статус, кодекс поведения, писанный или традиционный, строго обязательный для каждого члена коллектива, имелись и свои моральные установки, социально-политические идеалы. Регламент вырабатывался самой группой и основывался на принципах всеобщего согласия и самоуправления.

И хотя группа, в которую включался индивид, давала ему занятие, гарантировала соблюдение определенного образа жизни, обеспечивала его материальное существование, но поведение, строй мысли и взглядов индивиду не предлагались, а навязывались.

Стоит остановиться еще на одном моменте. М.К. Петров, говоря о традиционном обществе, определял его как общество, для которого характер профессионально именной тип кодирования. В данном случае сфера социального поведения приобретает профессиональный план. В этом обществе люди типизируются по группам – профессиям, но в рамках таких групп человек утрачивает различимость, становится похожим на членов своей группы. Люди в группе «равные», одинаковыми, неразличимыми земледельцами, гончарами, плотниками и др. [8, с. 41] (рис. 19).

Нарушители регламентов и кодексов осуждались морально, наказывались и изгонялись из группы, корпорации. Не важно, в какую сторону отклонялось поведение индивида от нормы. Имеем ли мы дело с крестьянином, который решил перейти в рыцарское сословие или с ремесленником, изготавливающим изделие лучшего качества, чем принято в цехе, или работавшим рациональнее и быстрее по сравнению с коллегами, его наказывали как и нерадивого мастера. Это можно объяснить тем, что общество корпораций могло себя воспроизводить только на прежней основе, вне изменения и развития, сознание индивида было подчинено коллективному сознанию группы.

Между корпорациями существовали неравноправные отношения, но внутри корпорации основывались на принципе равенства своих сочленов. В корпоративную группу объединялись люди не только одной профессии или одинакового рода занятий, но и равного социально-правового статуса. В рамках такой группы не было отношений господства и подчинения, социальные связи внутри группы строились по горизонтали. Принцип равенства в корпорации становился конституирующим признаком даже тогда, когда на практике он не соблюдался. Цеховое единство могло быть нарушено дифференциацией в среде мастеров, точно также как и равенство горожан в коммуне, - но идея равенства служила стимулом для ее восстановления.

Отношения индивида и корпорации были противоречивыми, т. к. с одной стороны, личность была определена жесткими ограничителями, но, с другой – воспитывала чувство собственного достоинства и солидарности членов корпорации, сознания их равенства.

Таким образом, социальная структура средневекового общества характеризовалась двумя принципами организации: отношения господства/подчинения (например, принцип вассалитета – система подчинения одних рыцарей другим) и корпоративными отношениями.

Основными сословиями в европейской средневековой цивилизации было крестьянство, рыцарство и духовенство, особое сословие составляли горожане. Господь повелел простому народу появиться на свет, чтобы трудиться, возделывать землю или торговлей добывать себе надежные средства к жизни; духовенству предназначено вершить дело веры; аристократия призвана возвеличивать добродетель и блюсти справедливость. Высшие задачи страны: поддержание Церкви, распространение веры, защита народа от притеснения, соблюдение общего блага, борьба с насилием и тиранией. Человеческие грехи препятствуют осуществлению идеала, но он сохраняется как мерило, основа общественного мышления.

Но разные сословия, группы, корпорации были объединены в целое не одинаково и по-разному определяли индивидуальность своих членов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал