Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крестьян






Это сословие имело меньше всех прав. Ход жизни крестьянина зависел от природных ритмов: время воспринималось циклично, так как было связано со сменой времен года и сельскохозяйственными сезонными работами. Его труд носил монотонный характер и был слабо расчленен, поэтому крестьянин был слит со своим природным окружением, что нашло отражение в мировоззрении, в котором христианские представления накладывались на мифологические. Сознание крестьянина было коллективным, себя он рассматривал не как индивида, а только как единицу сельского «мира». Внутри крестьянская община была неоднородна: мелкое индивидуальное производство, с одной стороны, подчиняло ее членов общим правилам, а с другой - служило источником раздоров и неравенства между общинниками (разные правила, повинности, разная величина доходов). Отклонение от стандартов крестьянского поведения выражалось в переходе от земледелия к ремесленному труду, в уходе в город, что осуждалось.

Рыцари

У этого сословия были относительные возможности для раскрытия своей индивидуальности, т. к. и здесь в сознании также преобладало коллективное начало. Замок – мир, относительно самостоятельный от внешнего мира, в котором рцарь-феодал устанавливал свои порядки. В отличие от крестьянского труда, воинское ремесло было индивидуализировано, рыцарь мог полагаться только на собственные силы, мужество, опыт, действовал всегда на свой страх и риск.

Но, с другой стороны, благородное происхождение и высокий общественный статус налагали на него обязательства, которые не оставляли места для раскрытия собственного «Я». Поведение этого сословия было подчинено строгому регламенту. Обязательное следование ритуалу необходимо было везде: принесение омажа или расторжение связи с сеньором, объявление войны или участие в турнире, служба при дворе сеньора и др. Кодекс чести обязывал рыцаря соблюдать строгий этикет, отход от которого даже в мелочах мог привести к «потере лица». Свою социальную роль он собственно играл, так как этикет – разработанный сценарий поведения, здесь руководствуются не здравым смыслом, а требованиями сословного этикета.

Представление о чести также носило специфический характер. Честь рыцаря – слава среди окружающих. Он видит себя глазами других, доблестью здесь считается не особенность, а одинаковость, сходство с другими рыцарями. Личные качества отступают на задний план перед его социальным статусом, который предполагает мужество, щедрость и благородство.

Характеристика Средневековой культуры как семиотической справедливо именно относительно господствующего сословия. Для этого сословия значимо все – поступок рыцаря, любой предмет, который он использует, одежда и ее цвета, слова выражения и язык. Обладая юридической свободой, это сословие было не свободно в выборе поведения, индивидуальность рыцаря всегда находило выражение в установленных формах.

Разговор о рыцарском сословии будет неполным без упоминания о куртуазной любви. Средневековая культура – культура мужчин-воинов, в ней не принято высоко ценить женщину, но в этой любви женщина занимает иное место, чем в официальном феодальном браке – союзе двух домов.

Культ прекрасной Дамы возник в XII в. Его родиной принято считать юг Франции. Этот культ воспевает сладостное блаженство и эротическое томление. Благородное воспевание любви – монополия рыцарства. Это чувство могла возбудить женщина только рыцарского сословия. У рыцарского поведения есть два правила, которые он должен выполнять бескорыстно, - «сражаться и любить».

Куртуазная любовь невозможна между мужем и женой, строилась по модели вассальных отношений и носила платонический характер. Женщина здесь занимает место сеньора. Влюбленный рыцарь приносит ей клятву и служит как сюзерену. Культ любви состоит из ряда ступеней посвящения, а его основным пунктом становятся испытания. Рыцарь служит во имя идеи, а Дама – это всего лишь повод для выражения чувств и представления доблести. Вознаграждение в этой игре не главное.

Дама не только воспевалась, чувства также подтверждались реальными действиями. Это могли быть подвиги на полях сражений или на турнирах, ношение платка, ленты, перчатки или рубашки своей дамы, а также цветов ее герба – на что способна была фантазия. Для того чтобы добиться благосклонности своей Дамы, рыцари подвергали себя всевозможным унижениям, мирились с физическими мучениями.

Своей вершины поклонение женщине достигает в культе Девы Марии. Получает хождение легенда о непорочном зачатии Марии, она была объявлена «новой Евой», которая искупила грехи своей праматери, ее рассматривают как милосердную заступницу и мужчины превозносят ее духовную красоту.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал