Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Духовенство






Священнослужители – привилегированное сословие. Обязанность клира – служба и молитва. Церковь нуждалась в своих профессионалах. Духовенство не только творило молитвы, но и отправляло обряды и богослужения, учило, контролировало нравы, занималось благотворительностью. Оно было разделено на две группы – на белое и черное. Белое духовенство – священники и диаконы. Они жили в миру и служили мирянам. Черное духовенство – монахи. В поисках Града Божьего удалялись от мира в пустыни.

Христианская церковь делала Европу единой, хотя внутри была разделена на конфессии, раскол произошел в 1054 г. Это разделение началось еще в период античности в результате распада Римской империи. Различались два мира – мир «латинян», западная церковь, и мир «православных», восточная церковь. Во главе западной церкви стоит Папа римский – «наместник Иисуса Христа» на земле.

Внутри субкультура духовенства было строго иерархична - от высших иерархов каждой конфессии до рядовых священников и со всеми промежуточными степенями церковных «офицеров» и «генералов». Мироздания выстроенное в строгом порядке представлялось проявлением божественного порядка и в земном мире, поэтому было гарантом его совершенства и неизменности. Существовали - космический порядок, общественный порядок, порядок внутри человеческого тела. Огромный, сложный, организованный космос был также идеально рациональным.

Структуры сознания эпохи Средневековья могут быть представлены следующими оппозициями: все сущее и мыслимое было расслоено на сферы – небесную и земную, божественную и людскую, идеальную и реальную, сверхъестественную и естественную, вечную и смертную, телесную и духовную. В это время повсеместно господствовала аскеза. К телу было презрительно-негодующее отношение, попрать которое можно было торжествующим духом. Организованной формой обеспечения аскетического образа жизни стало монашество.

Монашество складывается первоначально в Сирии и в Египте в конце II – начале III вв., расцвет его наступил уже в IV веке в Европе. Помимо монастырей существовали общежития аскетов и аскетов из числа мирян, которые назывались «аскетерии». На Западе отшельники уединялись в лесах, на островах, но их главная форма была характерной для всего средневековья – коллективная. Первые монастыри строились по восточной модели, но в VI в. была развита своя. Большую роль в этом сыграл Бенедикт Нурсийский, который создал монастырь и разработал «правила» монашеского общежития. Именно этот устав стал впоследствии главным нормативным документом, регламентом западного монашества.

Требования устава были следующие: монахи давали обет целомудрия, бедности и послушания. Монахи должны были трудиться и соблюдать молчание. Послушание требовалось как полное подчинение воле аббата и отказ от личной собственности, физический труд постепенно сменился интеллектуальным – чтение религиозных книг, переписывание книг.

Позднее количество монашеских орденов увеличилось, например, были основаны духовно-рыцарские ордена, которые были предназначены для борьбы с исламом; нищенствующие ордена францисканцев и доминиканцев. Они отличались и по функциям и по принципу организации, преследовали разные цели и имели собственные уставы. Создаются также и женские монастыри, куда принимались женщины только из привилегированных слоев.

Кроме того, в монастырях складывалась система начального образования, а затем и высшего образования, которое которое сначала существовало в епископских школах, с традиционным набором дисциплин: trivium включал грамматику, диалектику и риторику, а quadrivium - арифметику, геометрию, астрономию и музыку, которая по пифогарийской традиции воспринималась как математический предмет. Известность получили епископские школы в Реймсе, Париже, Шартре, Орлеане, Лане, Льеже и др. В IX в. был создан университет в Константинополе, получивший широкую известность в Европе благодаря тому, что там преподавались только светские дисциплины. Начиная с ХII в., один за другим открывались университеты в Европе, в которых организовывались наряду с богословскими организовывались медицинские и юридические факультеты.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал