Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Режим труда и отдыха работников транспорта






Теоретической основой режима труда и отдыха является динамика работоспособности человека, она не является величиной постоянной и меняется в течение дня, недели, года. В течение дня работоспособность проходит следующие периоды:

-мобилизация;

-первичная реакция (снижение работоспособности);

-гиперкомпенсация (врабатываемость);

-фаза устойчивой работоспособности; (в середине нее необходимо установить обеденный перерыв)

-субкомпенсация (небольшое снижение работоспособности);

-декомпенсация (резкое снижение работоспособности);

-срыв или перенапряжение. За чертой –фаза конечного порыва.

Внутрисменный режим труда и отдыха включает 2 перерыва:

-обеденный;

-кратковременный.

Обед – не относится к рабочему времени, устанавливается администрацией. Продолжительность от 20 мин до 2 ч., рациональнее 1 час в середине рабочего дня, но не позднее чем через 4 (+ - час) после начала смены. При суммированном учете рабочего времени, если продолжит. рабочей смены больше 8 часов, то устанавлив. 2 обеда по 45 мин.

Кратковременные перерывы относятся к рабочему времени (оплачиваются), устанавливаются в зависимости от условий и тяжести работы.

Для установления количества и продолжит. этих перерывов применяются разные методики:

-основан. на использовании типовых режимов труда и отдыха, разработ. НИИ труда;

-основанный на установлении расхода энергии рабочего и на этой основе устанавливается продолжит. перерывов;

-в % от оперативного времени в зависимости от факторов условий труда.

По своему характеру они могут быть активные и пассивные. Минимальная продолжит 1 перерыва 5 мин, максимальная 12 мин.

Выбранные режимы труда и отдыха лежат в основе графиков сменности, определяющих выход работников в 1, 2, или 3- смену.

Графики с неполным рабочим временем.

Предполагается, что человек отработает меньшее количество часов, чем предусмотрено трудовым законодательством за меньшие деньги. Наиболее распростр. графики:

32 ч – 4 дня по 8 ч.

30 ч -3 дня по 10 ч

24 ч – 3 дня по 8 ч.

20 ч -5 дней по 4 ч

16 ч -2 дня по 8 ч

Гибкие графики, 2 вар:

1.смещается начало рабочего дня и человек отрабатывает установленное рабочее время.

2.Устанавливается время обязательного присутствия на раб. месте (интервал от 2 до 7 часов). При таком варианте идет суммированный учет рабочего времени, чаще всего за месяц.

В этом случае разрешается:

-увелич. продолжит рабочего дня до 10 часов;

-использовать 6-дн. раб. недели;

-определенное количество часов переносить на след раб. период.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал