Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение государства в Афинах.






В VII-VI вв. до н. э. государство постепенно вытесняет родовую организацию. Тезей делит всех афинян на 3 группы: эвпатридов (благородные), геоморов (земледельцы) и демиургов (ремесленники). Деление населения на роды и племена теряет свое значение. При Тезее центром управления становятся Афины, вождь племени становится должностным лицом государства - архонтом, а племенной совет преобразуется в ареопаг. Гибель остатков родового строя знаменуют реформы Солона. Солон отменяет все долги, вводит 4 имущественных разряда граждан и создает новые органы власти.

Органы власти в Афинах после реформ Солона. Ареопаг состоял из знатных людей I разряда, занимался надзором за соблюдением законов, рассматривал дела о заговорах против демократии. Совет четырехсот - орган управления, в работе которого могли принять участие граждане первых трех разрядов. Совет подготавливал проекты законов для народного собрания. Члены совета четырехсот избирались племенами (Солону не удалось ликвидировать это устаревшее деление населения). Девять архонтов. Кандидаты в архонты также выдвигались племенами. Первый архонт занимался надзором за внутренним управлением, выступал в качестве судьи по семейным делам. Второй архонт являлся верховным жрецом и вершил суд по религиозным делам. Третий архонт обладал военной властью. Остальные шесть архонтов обладали судебной властью. Гелиэя- орган судебной власти, членами которого могли стать граждане всех разрядов. Народное собрание состояло из представителей всех разрядов населения. Собрание рассматривало предложенные советом четырехсот проекты законов. Ареопаг и совет четырехсот контролировали деятельность собрания.

В 560 г. до н. э. власть оказывается в руках Пизистрата, который устанавливает режим тирании. Неудачная политика сыновей Пизистрата, пришедших на смену своему отцу, вызывает возмущение в обществе, которое уже не желает мириться с режимом тирании. Сопротивление тиранам возглавляет Клисфен, который и становится во главе государства после падения режима тирании. Клисфен предпринимает ряд мер, направленных на укрепление демократии. В частности, народное собрание получает право изгонять из Афин на 10 лет любого афинянина, представляющего угрозу для демократии. Клисфен вводит новое территориальное устройство государства. Страна отныне состоит из 10 территориальных фил. Каждая фила разделена на 3 части (триттии), триттии, в свою очередь, распадаются на демы.

7. Государственный строй Афин в V – IV вв. до н.э. Античная демократия.

Военная демократия явилась последней стадией родового процесса. Богатая верхушка полностью контролировала деятельность патриархальных учреждений. Из нее избирались военные вожди. Знать подчинила себе Совет старейшин. Утратил власть басилевс – племенной царь. Ба—силевс обладал правом военного командования, выполнял жреческие функции, участвовал в суде. Совет старейшин состоял из представителей знатных родов – евпатридов, Народное собрание созывалось в основном для одобрения криком решений Совета. Появление частной собственности, классов и классовой борьбы вызвало появление государства. Нужда толкает людей на поденную работу, оплачиваемую натурой – пищей, одеждой. Рабство носит патриархальный характер, и сам раб входит в состав семьи господина, дома знатных наполняются рабами.

Афинское государство по своей классовой сущности было рабовладельческим, по форме правления – рабовладельческой демократической республикой для свободных граждан. Если лицо незаконно присвоило право афинского гражданина, его могли обратить в рабство. Женщины к участию в политической жизни не допускались. Фактически демократия существовала лишь для зажиточных свободных афинских граждан.

Свойствами демократии в Афинах были участие граждан в принятии законов, сменяемость и подотчетность должностных лиц, относительная простота управления, коллегиальность решения вопросов, отсутствие бюрократизма.

Кровная месть за убийство еще не запрещена, но уже допускается выкуп.

Полноправными афинскими гражданами считались те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.

К наиболее важным правам гражданина относились:

1) право на личную свободу;

2) право на земельный участок на полисной территории;

3) право на экономическую помощь от государства в случае материальной необходимости;

4) право на ношение оружия и службу в ополчении, на участие в делах государства;

5) право на почитание и защиту отечественных богов;

6) право на защиту и покровительство афинских законов.

Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, сельском хозяйстве, строительстве и т. п.

Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой – метеки (чужеземцы, которые проживали в Афинах). Это люди, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе права гражданства, права приобретать недвижимость, права заключать браки с афинскими гражданами.

Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, которые не могли иметь собственности, и рабов, принадлежавших государству.

Одним из источников рабства служила долговая зависимость.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал