![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Региональные рынки и пространственная теория цены
Модель рыночного равновесия в микроэкономике: Спрос на товар D падает при увеличении цены Р, предложение товара S, наоборот, растёт при увеличении цены. Пересечение обратных функция спроса и предложения Qd=D(P) и Qs=S(P) даёт точку равновесия спроса и предожения Q* и цену равновесия P*: Q*=D(P*)=S(P*)
Приведённая широко известная модель имеет, однако, принципиальный недостаток: она игнорирует влияние пространства, то есть допускает, что рынок является точкой. Для теории пространственной или региональной экономики такие предположения неприемлемы.
Рисунок «Равновесие спроса и предложения однородного товара на двухрегиональном рынке».
А1 — цена равновесия для автономного региона 1. А2 — то же для автономного региона 2. Т1, 2 — транспортные затраты на доставку единицы товара из региона 1 в регион 2. Т2, 1 — наоборот.
Задача — определить в системе связанных региональных рынков: · Объёмы производства. · Межрегиональные поставки товара. · Цены равновесия (Р1 и Р2).
Пусть А2 больше А1. Тогда у производителей (продавцов) возникает стимул для поставки товара из региона 1 в регион 2 с целью реализации его по более высокой цене. Если А2-А1 < Т1, 2, то межрегиональная торговля неэффективна, поскольку выигрыш производителя региона 1 на цене реализуемого товара меньше транспортных затрат. В этом случае состояние равновесия региональных рынков сохраняются такими же, как и при автономном их функционировании. Если А2-А1 > Т1, 2 - наоборот.
Учение о пространственной организации хозяйства Августа Лёша В работе «Пространственная организация хозяйства» (1940) А. Лёш: · Обобщает и развивает все известные теории размещения производства. · Расширяет предмет теории размещения, переходя от микроуровня к мезоуровню. · Разрабатывает основы теории пространственного экономического равновесия. · Лёш значительно расширяет состав факторов и условий, рассматриваемых при размещении предприятий и их сочетаний (налоги, пошлины, эффекты монополий). · Анализирует ситуацию размещения фирм в условиях конкуренции, когда выбор местоположения определяется не только стремлением фирмы к максимуму прибыли, но и увеличением числа фирм заполняющих всё рыночное пространство. · Доказывает оптимальность размещения фирм на вершинах кристаллеровской решётки.
Согласно Лёшу, экономический регион — рынок с границами, обусловленными межрегиональной конкуренцией. Идеальная форма региона — правильный шестиугольник. Экономический ландшафт — высший тип региона, объединяющий рыночные зоны, определяемые радиусами сбыта продукции.
Лёш считал, что есть чисто экономические причины пространственной дифференциации территории, независимо от географических и исторических различий территорий: 1. Транспортные издержки. 2. Экономия от масштаба. 3. Потребности сельского хозяйства в пространстве.
При действии экономии масштаба и отсутствии транспортных издержек, всё производство концентрировалось бы в одном или нескольких местах на заводах оптимальных размеров, размещённых случайным образом. При наличии территориальных издержек и отсутствии экономии масштаба производство велось бы в малых размерах в любом месте. При действии обоих факторов несельскохозяйственные виды деятельности (промышленность и сфера услуг) размещаются в местах, между которыми происходит разделение рынков сбыта, что приведёт к пространственной дифференциации территории.
|