Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Региональные рынки и пространственная теория цены







 

Модель рыночного равновесия в микроэкономике:

Спрос на товар D падает при увеличении цены Р, предложение товара S, наоборот, растёт при увеличении цены.

Пересечение обратных функция спроса и предложения Qd=D(P) и Qs=S(P) даёт точку равновесия спроса и предожения Q* и цену равновесия P*:

Q*=D(P*)=S(P*)

 

Приведённая широко известная модель имеет, однако, принципиальный недостаток: она игнорирует влияние пространства, то есть допускает, что рынок является точкой.

Для теории пространственной или региональной экономики такие предположения неприемлемы.

 

Рисунок «Равновесие спроса и предложения однородного товара на двухрегиональном рынке».


А1 — цена равновесия для автономного региона 1.

А2 — то же для автономного региона 2.

Т1, 2 — транспортные затраты на доставку единицы товара из региона 1 в регион 2.

Т2, 1 — наоборот.

 

Задача — определить в системе связанных региональных рынков:

· Объёмы производства.

· Межрегиональные поставки товара.

· Цены равновесия (Р1 и Р2).

 

Пусть А2 больше А1. Тогда у производителей (продавцов) возникает стимул для поставки товара из региона 1 в регион 2 с целью реализации его по более высокой цене.

Если А2-А1 < Т1, 2, то межрегиональная торговля неэффективна, поскольку выигрыш производителя региона 1 на цене реализуемого товара меньше транспортных затрат. В этом случае состояние равновесия региональных рынков сохраняются такими же, как и при автономном их функционировании.

Если А2-А1 > Т1, 2 - наоборот.

 

Учение о пространственной организации хозяйства Августа Лёша

В работе «Пространственная организация хозяйства» (1940) А. Лёш:

· Обобщает и развивает все известные теории размещения производства.

· Расширяет предмет теории размещения, переходя от микроуровня к мезоуровню.

· Разрабатывает основы теории пространственного экономического равновесия.

· Лёш значительно расширяет состав факторов и условий, рассматриваемых при размещении предприятий и их сочетаний (налоги, пошлины, эффекты монополий).

· Анализирует ситуацию размещения фирм в условиях конкуренции, когда выбор местоположения определяется не только стремлением фирмы к максимуму прибыли, но и увеличением числа фирм заполняющих всё рыночное пространство.

· Доказывает оптимальность размещения фирм на вершинах кристаллеровской решётки.

 

Согласно Лёшу, экономический регион — рынок с границами, обусловленными межрегиональной конкуренцией.

Идеальная форма региона — правильный шестиугольник.

Экономический ландшафт — высший тип региона, объединяющий рыночные зоны, определяемые радиусами сбыта продукции.

 

Лёш считал, что есть чисто экономические причины пространственной дифференциации территории, независимо от географических и исторических различий территорий:

1. Транспортные издержки.

2. Экономия от масштаба.

3. Потребности сельского хозяйства в пространстве.

 

При действии экономии масштаба и отсутствии транспортных издержек, всё производство концентрировалось бы в одном или нескольких местах на заводах оптимальных размеров, размещённых случайным образом.

При наличии территориальных издержек и отсутствии экономии масштаба производство велось бы в малых размерах в любом месте.

При действии обоих факторов несельскохозяйственные виды деятельности (промышленность и сфера услуг) размещаются в местах, между которыми происходит разделение рынков сбыта, что приведёт к пространственной дифференциации территории.

 


1 - Кривая спроса


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал