Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Демократическое конституционное право






С конца 1980-х гг. в Советском Союзе начался процесс ре­форм (перестройка), который затронул и сферу государственного права. Этот процесс был связан с именем М. С. Горбачева. Наи­более важным шагом было разрушение монополии КПСС на ру­ководство обществом и государством — отмена ст. 6 Конститу­ции СССР, а затем и соответствущей статьи Конституции РСФСР.

Государственно-правовые реформы начались с создания орга­нов народного представительства (Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР). Эта двухзвенная система на первом этапе имела прогрессивное значение, ибо позволила соз­дать начала свободного парламентаризма. Съезд, однако, по сво­ей структуре был организацией корпоративного типа, в нем по заранее утвержденной квоте были представлены КПСС, проф­союзы, комсомол, другие общественные организации. Но все же он выявил демократический потенциал страны, выдвинул плеяду решительных борцов за демократические перемены (А. Д. Саха­ров, Б. Н. Ельцин, А. Н. Яковлев, Г. X. Попов, А. А. Собчак, Ю. А. Афанасьев и др.). Съезд народных депутатов избрал Прези­дентом СССР М. С. Горбачева.

Начался процесс расширения прав союзных республик. В ап­реле 1990 г. был провозглашен суверенитет РСФСР, а 12 июня 1991 г. впервые всенародно избран ее Президент — Б. Н. Ельцин. Августовский путч 1991 г., организованный сторонниками воз­врата к прошлому, закончился провалом, он дал толчок сувере­низации всех союзных республик, сорвав подписание подготов­ленного проекта договора о конфедеративном союзе этих респуб­лик. Произошел распад СССР на 15 независимых государств.

Большинство из них, включая Россию, позже образовали Содру­жество Независимых Государств (СНГ).

После провозглашения России суверенным государством в со­ответствии с волей народа была проведена демократизация ряда институтов конституционного права. В конституциях России и республик были исключены из официального названия государств слова «советское» и «социалистическое». Появились важные но­веллы в механизме государственной власти: введен институт пре­зидентства, учреждены двухпалатный Верховный Совет и Консти­туционный Суд. Избирательная система приобрела демократиче­ский характер, расширились права местных органов власти.

В то же время разделение властей было проведено непоследо­вательно, в целом система власти сохраняла многие черты преж­ней, советской системы, когда Советы всех уровней формально контролировали все и вся, ни за что не отвечая. Но если прежде, при реальном всевластии КПСС, эта сторона дела отодвигалась на второй план, то теперь именно Советы, освобожденные от од­нопартийного диктата, начали противостоять исполнительной власти, что порождало конфликты. Такую позицию занял Съезд народных депутатов России, избранный в годы диктатуры партии и под ее решающим влиянием, а также созданный из части на­родных депутатов Верховный Совет.

В 1992—1993 гг. между Президентом и Верховным Советом стали назревать серьезные разногласия, которые завершились острым конституционным кризисом. 21 сентября 1993 г. Прези­дент издал Указ, которым приостановил деятельность Верховного Совета и объявил о проведении новых выборов. 3—4 октября произошли трагические события, связанные с применением си­лы обеими сторонами, после чего на всенародное голосование была вынесена новая Конституция, которая и была принята 12 декабря 1993 г. Одновременно были проведены выборы в но­вые органы государственной власти (Государственную Думу и Совет Федерации). Этим завершился конституционный кризис, а в стране установилась новая форма правления.

С принятием новой Конституции начинается широкое обнов­ление всех институтов конституционного права России. По сути, формируется новое конституционное право, соответствующее из­бранному народом курсу на отказ от тоталитаризма и строитель­ство демократического государства. Демократическое конститу­ционное право вводит сложные отношения между различными политическими группами в русло порядка, обеспечивающего как твердость власти, так и свободу для оппозиции. Институт граж­данских прав и свобод получает такое развитие, которого нико­гда не было в истории России.

Современная наука конституционного права переживает сложный период. Перед ней стоит задача решительно перестро­ить свою методологическую базу, полностью освободившись от тоталитарной методологии. Но для этого, по-видимому, должно смениться поколение ныне работающих государствоведов, кото­рые в своем большинстве не знали реалий и теории зарубежного конституционного права или занимались его сознательной фаль­сификацией.

Многочисленные произведения марксистско-ленинской науки государственного права стали достоянием истории. Они останутся памятником того, во что превращается наука, когда она теряет свободу. В этих произведениях можно почерпнуть информацию о правовых актах и теориях прежних лет, но их теоретическое значе­ние практически полностью утрачено1.

Вместе с тем в юридической науке нарождаются принципи­ально новые подходы и концепции, увязывающие развитие рос­сийского права с достижениями мировой правовой науки и це­лями демократического переустройства общества. Работы уче­ных-правоведов демократической ориентации создают общую методологическую базу изучения права с позиций правового го­сударства. Постепенно складывается новая теория конституци­онного права, решительно порывающая с наследием прошлого.

Изучение новых российских конституционно-правовых ин­ститутов идет широко. Возник огромный интерес к дореволюци­онной и эмигрантской русской государственно-правовой мысли. Свежие идеи не всегда безболезненно, но все же пробивают себе дорогу. Наука конституционного права не должна играть роль прислужницы властей, она может стать подлинной наукой толь­ко на основе разумного плюрализма мнений, критического отно­шения к правовой действительности. Никто не вправе «ликвиди­ровать» марксистов, ибо марксизм был и остается одним из крупных политических учений, и никто не может лишить его права на существование. Другое дело — практика марксизма-ленинизма, доказавшая, что его цели неотъемлемы от насилия. Марксизм, как и любое другое учение, не имеет права на моно­полию, и никогда больше народ не должен допустить создания государственно-правового механизма для навязывания этого уче­ния тем, кто его отвергает.

Теоретическая мысль, способная более или менее адекватно объяснить и осмыслить современный российский конституцио­нализм, ближе всего к современному западному либерализму. Именно это учение, корни которого уходят в философию древ­них греков, выдвинуло идеи парламентаризма, разделения вла­стей, правового государства и др., которые легли в основу новой российской государственности. Вместе с тем она также испыты­вает влияние социального либерализма и социал-демократии. Это не значит, что конституционный строй России «списан» с западных моделей, но, безусловно, он учитывает все лучшее, что накопила за столетия демократическая мысль. У России свой, неповторимый путь в истории, но этот путь, при всей его специ­фике, не должен вырывать наше Отечество из мирового сообще-ства.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал