Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации






Статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Фе­дерации складывается из их прав, обязанностей и ответственно­сти, он определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государст­венной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции от 30 января 2007 г.) и рядом других федеральных за­конов. Закрепляя такой статус, законодатель предоставляет чле­нам парламента особую право- и дееспособность, с тем чтобы парламентарий мог участвовать в законотворчестве и осуществле­нии других функций парламента.

Статусы депутата Государственной Думы и члена Совета Феде­рации во многом схожи, но между ними есть и различия. Различия определяются уже тем, что депутаты Думы избираются населени­ем, а члены Совета Федерации входят в состав палаты по назначе­нию или избранию органами государственной власти субъек­тов РФ. Депутаты Думы представляют в палате весь народ в целом, а члены Совета Федерации представляют свои субъекты РФ. Од­нако они в равной степени работают на профессиональной посто­янной основе, не могут быть депутатами законодательного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления, находиться на государственной службе, заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, состоять членами орга­на управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации. Члены обеих палат обязаны представлять деклара­ции о доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собст­венности. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, налоговой полиции, таможенных органов, органов уголовно-ис­полнительной системы, избранные депутатами Государственной Думы, как и членами Совета Федерации, приостанавливают свою службу в перечисленных органах и учреждениях на период осуще­ствления депутатских полномочий.

Мандат российских парламентариев: императивный или свобод­ный? От ответа на этот вопрос зависит главное в статусе парла­ментария: возможность или невозможность действовать только в соответствии со своими убеждениями, нести или не нести ответ­ственность перед своими избирателями.

Под императивным мандатом понимаются полномочия, полу­ченные депутатом от своих избирателей при условии, что он обя­зан выполнять их наказы и нести перед ними ответственность за свои действия. Если депутат не выполняет свои предвыборные обещания или вообще работает в парламенте неудовлетворитель­но, то избиратели вправе отозвать его. Следовательно, депутат не свободен в выборе своей позиции при решении вопросов в пар­ламенте, он должен служить не народу в целом, а своим избира­телям.

Напротив, свободный мандат предполагает, что депутат не должен быть связан наказами избирателей, а действовать в пар­ламенте исходя из своих убеждений в интересах всего народа. Та­кой мандат исходит из понимания возможности несовпадения общих и местных интересов народа и необходимости отдавать предпочтение общим интересам. При свободном мандате не мо­жет быть отзыва депутатов, а ответственность за свою деятель­ность он несет не перед своими избирателями, а перед народом в целом.

Эти разновидности мандатов в разных вариациях присущи всем странам мира. Императивный мандат весьма подходит тота­литарным государствам, которым нужны внешние формы «наро­доправства», хотя право отзыва в таких государствах практически нигде не реализовалось. Правовое демократическое государство исходит из того, что наказы избирателей и прямая ответствен­ность депутатов перед избирателями имеют смысл и практиче­скую осуществимость скорее на уровне местного самоуправле­ния, но на общенациональном уровне парламенты решают более сложные вопросы в интересах народа, и депутаты должны высту­пать как представители всего народа, а не только своих избирате­лей. Поэтому в современных демократических странах утверди­лись системы свободного мандата.

Свободный мандат не означает полную свободу действий пар­ламентария, он зависит от установок своего партийного руковод­ства во фракции, связан желанием снова баллотироваться на предстоящих выборах в парламент в своем избирательном округе. Однако юридически его право голосовать при решении того или иного вопроса ничем не ограничено. Поняв, что его предвыбор­ные обещания были нереальными или популистскими и идут вразрез с общенародными интересами, депутат вправе отказаться от выполнения этих обещаний. Во всей своей деятельности депу­тат должен в первую очередь руководствоваться Конституцией, законами и своей совестью.

В Российской Федерации Конституция полностью обходит вопрос о природе мандата парламентария, законодательство же решает его половинчато. В целом можно считать, что императив­ный мандат отвергнут, поскольку права отзыва на федеральном уровне уже нет. Не существует и юридически закрепленной обя­занности депутата поддерживать политику какой-либо политиче­ской партии, строго следовать фракционной дисциплине и отчи­тываться перед избирателями. Отсутствие санкций за нарушения депутатских обязанностей позволяет депутату поступать в соот­ветствии со своими убеждениями, свободно выступать в СМИ и т. д. Практически таким же статусом обладают и члены Совета Федерации. Хотя они являются представителями органов госу­дарственной власти своих субъектов РФ, но не предусмотрено никакой обязанности членов палаты выполнять какие-либо на­казы избирателей.

Общие требования к депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации. Членом Совета Федерации в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования Совета Феде­рации Федерального Собрания Российской Федерации» является представитель субъекта РФ: законодательного органа государст­венной власти субъекта РФ и исполнительного органа государст­венной власти субъекта РФ. Депутатом Государственной Думы признается избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Феде­ральным законом.

Члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы при осуществлении ими своих полномочий обеспечиваются усло­вия для беспрепятственной и эффективной реализации их прав и обязанностей, установленных Конституцией РФ, законами, рег­ламентами палат. В своей деятельности члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы должны руководствоваться Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания, предвыборной программой и своими убеждениями. Одно и то же лицо не может одновременно являть­ся членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Срок полномочий. Срок полномочий депутата Государствен­ной Думы начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.

Срок полномочий члена Совета Федерации определяется с момента его избрания (назначения) в соответствии с названным Законом и заканчивается днем избрания (назначения) вновь из­бранного члена Совета Федерации, за исключением предусмот­ренных этим Законом случаев досрочного прекращения полно­мочий.

Решение законодательного органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совете Федерации тайным голосованием оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного органа государствен­ной власти — совместным постановлением обеих палат. Решение высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа) о назначении представителя в Совете Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного ор­гана). Указ (постановление) в трехдневный срок направляется в законодательный орган субъекта РФ.

Указ (постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации.

Решения об избрании (о назначении) членов Совета Федера­ции направляются в Совет Федерации принявшими их органами государственной власти не позднее пяти дней после вступления в силу указанных решений. В тот же срок избранный (назначен­ный) член Совета Федерации должен представить в Совет Феде­рации копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федера­ции, либо копию документа, удостоверяющего, что им было по­дано заявление об освобождении от таких обязанностей.

Полномочия члена Совета Федерации, депутата Государствен­ной Думы прекращаются досрочно в случаях:

утраты ими гражданства Российской Федерации либо при­обретения гражданства иностранного государства;

вступления в законную силу обвинительного приговора суда;

признания недееспособными на основании решения суда, вступившего в законную силу;

признания безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;

смерти;

6) призыва на военную службу с их согласия.
Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются

также в случаях:

письменного заявления о сложении своих полномочий;

избрания депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления;

3) поступления на государственную или муниципальную
службу, вхождения его в состав органа управления хозяйственно-
го общества или иной коммерческой организации, занятия им
предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью,
кроме преподавательской, научной и иной творческой деятель-
ности;

4) роспуска Государственной Думы в случаях, предусмотрен-
ных ст. 111 и 117 Конституции РФ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал