Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Жизненные ценности
В настоящем разделе будут рассмотрены мнения учащихся, родителей и учителей относительно их личностных перспектив, предпочтения ими различных жизненных ценностей, их религиозные и политические ориентации. При этом мы попытаемся выявить различия точек зрения опрашиваемых, а также проследить влияние на те или иные жизненные установки социально-демографических (пол, возраст) и социально-стратификационных факторов (уровень образования, материальное положение и др.). Важно также подчеркнуть, что для нас здесь представляют интерес особенности жизненных перспектив и ценностей участников образовательного процесса в условиях мегаполиса. Причем этот контекст (социкультурная ситуация сверхкрупного города) необходимо иметь в виду не только при анализе материалов данного раздела, но и всех последующих. Отношение участников опроса к своим жизненным перспективам. С целью определения отношения опрашиваемых к своим жизненным перспективам, мы просили их оценить вероятность следующих трех возможных альтернатив относительно своего будущего: " я с уверенностью и оптимизмом смотрю в завтрашний день" (1); " у меня есть сомнения в том, что жизнь стожится удачно" (2); " я со страхом и пессимизмом жду завтрашнего дня" (3). Результаты по московской выборке. Ответы на вопрос относительно своих жизненных перспектив у учащихся, родителей и учителей приведены в таблице М.1.1.1. Представленные в таблице данные показывают, что среди московских учащихся существенно выше доля тех, кто с уверенностью и оптимизмом смотрит в завтрашний день по сравнению с их родителями и учителями. В то же время среди взрослых (родители и учителя) гораздо больше людей, явно эмоционально фрустрированных перспективами своего будущего (каждый пятый среди родителей и каждый четвертый среди учителей). Причем в этом отношении подвыборка учителей выглядит как наиболее неблагополучная. Следует отметить, что учителя мужчины более оптимистичны в представлениях о своем будущем, чем женщины (соответственно 19.0% и 7.0%). Заметное влияние здесь оказывает и семейный статус учителя. Так, если среди учителей, состоящих в браке, каждый третий " со страхом и пессимизмом ждет завтрашнего дня" (31.2%), то среди несостоящих лишь каждый десятый (12.0%). Можно также считать, что наличие ребенка в учительской семье оказывает заметное влияние на фрустрацию учителя относительно успешности своих жизненных перспектив. Среди учителей, имеющих детей, доля испытывающих страх и пессимизм относительно завтрашнего дня составляет 34.2%, в то время как среди бездетных таких 5.9%. Учителя начальных классов реже испытывают фрустрацию по сравнению с учителями старшего звена школы (соответственно 26.1% и 35.6%).
Таблица М.1.1.1 Эмоциональная оценка перспектив своего будущего у учащихся, родителей и учителей из Москвы
В целом на полученные данные можно посмотреть и с другой точки зрения. Если принять во внимание, что личность учителя является одним из ключевых факторов, обеспечивающих эффективность обучения и воспитания, то возникает опрос о том влиянии, которое оказывает переживание учителем неуверенности и страха относительно своего будущего на воспитанников. Поскольку каждый четвертый учитель находится в подобном состоянии, то можно предположить, то это весьма негативно сказывается и на общем контексте образовательного процесса. Оценка родителями перспектив своего будущего зависит от целого комплекса социально-демографических факторов. Так, среди отцов доля со трахом и пессимизмом оценивающих перспективы своего будущего заметно ниже, чем среди матерей (соответственно 13.0% и 25.4%). Заметное влияние здесь оказывает и возраст. При этом критическим рубежом в этом отношении можно считать возраст 55 лет. Если в предыдущих возрастных группах доля пессимистически оценивающих свои жизненные перспективы колебалась т 20.5% до 24.3%, то в возрастных группах старше 55 лет она составляет около 50%. Это дает основание сделать вывод о том, что вхождение в предпенсионный и пенсионный возраст существенно усугубляет пессимистическую оценку родителями своих личностных перспектив. В этой связи следует отметить, что у учителей подобный пик наступает в целом заметно раньше (где-то на рубеже 45лет). Особым образом на ощущения родителей влияет и их семейный статус. Так, среди разведенных родителей несколько выше доля пессимистически оценивающих свои перспективы, чем у состоящих в браке (соответственно 27.3% и 22.3%), В то же время любопытно, что многодетные родители с большим оптимизмом и уверенностью смотрят в завтрашний день. Если среди родителей с одним ребенком их доля составляет 11.2%, то с тремя детьми - 18.6%. Наконец, не менее важное влияние оказывают и социальные факторы, Например, среди родителей со средним образованием доля пессимистически оценивающих перспективы своего будущего составляет 27.1%, а с ученой степенью - 15.4% Интересно, что родители с неполным средним образованием не испытывают чувства пессимизма и страха перед будущим. Возможно, это связано или с низким уровнем притязаний, или здесь срабатывает принцип " терять особенно нечего". Наиболее заметно прослеживается тенденция зависимости оценки перспектив своего будущего от уровня дохода. … Чем выше доход, тем выше доля уверенных в своем будущем и ниже доля испытывающих фрустрацию. Причем доля " уверенных" резко увеличивается только с переходом от среднеобеспеченного уровня к высокообеспеченному, в то время как доля испытывающих фрустрацию заметно снижается уже у среднеобеспеченного слоя. В целом полученные данные показывают влияние сложного комплекса разнообразных факторов (демографических, семейного статуса, уровня образования и др.) на пессимистические и оптимистические установки родителей относительно своего будущего. Вместе с тем, анализ показывает, что доминирующим моментом здесь является статус материальной обеспеченности семьи. В этой связи интересно проследить, как проецируется влияние этих факторов на уверенность в своем будущем у старшеклассников. Следует заметить, что степень оптимизма относительно своего будущего у московских учащихся практически не зависит от пола и не меняется в различных возрастных группах. В то же время принадлежность к тому или иному социальному слою (по уровню дохода) оказывается в этом случае значимым фактором. Так, среди учащихся, относящих себя к недостаточно обеспеченному социальному слою, " с уверенностью и оптимизмом смотрят в завтрашний день" 14.9%, а среди учащихся из среднеобеспеченного и высокообеспеченного слоев таких, соответственно, - 33.8 % и 38.6 %. В то же время среди сомневающихся в том, что их " жизнь сложится удачно" наибольший процент составляют учащиеся из недостаточно обеспеченных семей (81.6 %), а учащиеся из средне и высокообеспеченных семей отмечают этот пункт, соответственно, в 62.4% и 56.8% случаев. Достаточно любопытно влияние уровня образования родителей на характер оптимистичного мироощущения учащихся. При этом существенную роль оказывает фактор пола родителей. Так, например, если уровень образования отца практически не оказывает влияния на изменение общего эмоционального мироощущения учащихся, то уровень образования матери здесь весьма значим. Особую роль играет при этом наличие у матери ученой степени. Например, среди школьников с общим средним образованием матери количество сомневающихся в том, что их " жизнь сложится удачно" 69.5%, а среди учащихся, матери которых имеют ученую степень, таких значительно меньше-47, 3%. По результатам опроса мы имеем возможность проверить влияние принадлежности учащихся к религии на характер их эмоционального мироощущения. Следует отметить, что практически нет различий по этому параметру между школьниками, ответившими, что они исповедуют православное христианство, и школьниками, не исповедующими никакой религии. Между тем, среди учащихся, исповедующих различные вероисповедания наблюдаются заметные отличия. Так, если среди учащихся, исповедующих право-отавное христианство, с надеждой и оптимизмом смотрят в завтрашний день 33.0% (примерно столько же и среди мусульман - 31.3%), то среди католиков -47.1%, буддистов - 64.7 %, а исповедующих иудаизм - 90.0%. В заключение заметим, что высокая степень неопределенности и пессимизма относительно своего будущего, выявленная в среде московских старшеклассников, нашла свое яркое выражение и в таком факте: 54.0% старшеклассников отметили, что хотели бы сменить страну проживания. Для сравнения у учителей таких - 26.6 %. Результаты по амстердамской выборке. Данные учащихся, родителей и учителей из Амстердама представлены в таблице А. 1.1.1. Представленные в таблице данные показывают, что три четверти взрослых (учителя и родители) из Амстердама с уверенностью и оптимизмом смотрит в завтрашний день. При этом учителя пооценке своих жизненных перспектив практически не отличаются от родителей. В то же время среди учащихся заметно выше по сравнению со взрослыми доля тех, кто испытывает " сомнения в том, что жизнь сложится удачно". Подобные сомнения характерны для каждого третьего учащегося. Анализ подвыборки амстердамских учителей показывает, что в оценке перспектив своего будущего между учителями-мужчинами и учителями женщинами практически нет никаких различий. В то же время семейное положение учителя оказывает на эту оценку существенное влияние. Полнота семьи является фактором, определяющим уверенность учителя при оценке своих жизненных перспектив. Следует также отметить, что наличие ребенка в семье оказывает также влияние на позитивные установки учителя относительно своего будущего.
Таблица А. 1.1.1 Эмоциональная оценка перспектив своего будущего у учащихся, родителей и учителей из Амстердама (в %%)
Так, если среди учителей, имеющих детей, с уверенностью и оптимизмом смотрят в завтрашний день78.5%, то среди бездетных таких 68.1%. Учителя, работающие с разными возрастными группами учащихся и имеющие разное педагогическое образование, практически не отличаются друг от друга по оценке своих будущих жизненных перспектив. В то же время стаж педагогической деятельности в этом отношении является весьма значимым фактором. Так, если среди учителей, только начинающих свою профессиональную деятельность (со стажем работы до 3-х лет), с уверенностью и оптимизмом смотрят в завтрашний день 60.0%, то среди учителей с педагогическим стажем более 18 лет - таких уже 77.9%. Эти различия могут быть связаны как с уровнем оплаты, так и с достижением определенной профессиональной уверенности. Следует также отметить, что занимаемая должность также влияет на оценку своих жизненных перспектив. Характерно при этом, что 90% директоров школ с уверенностью и оптимизмом смотрят в завтрашний день, в то время как среди учителей и воспитателей таких 73%. В целом представленные выше данные показывают, что на самоощущение учителя относительно успешности реализации своих жизненных ланов (" я с уверенностью и оптимизмом смотрю в завтрашний день) заметное влияние оказывает целый комплекс факторов. Здесь следует отметить: существующий на данный момент уровень материального дохода; уровень профессионального статуса (длительность педагогического стажа и занимаемая должность); семейный статус (состояние в браке, наличие детей). Последнее свидетельствует о том, что " одинокий" учитель оказывается менее уверенным в своем завтрашнем дне. Это ставит проблему особого отношения к такому учителю со стороны педагогического коллектива школы. Рассмотрим влияние социально-демографических факторов на оценку амстердамскими родителями перспектив своего будущего. Следует отметить, что матери несколько более оптимистично по сравнению с отцами оценивают перспективы своего будущего. Так, с уверенностью и оптимизмом смотрят в завтрашний день 76.9% матерей и 71 .5 % отцов. Следует отметить, что родители, состоящие в браке, чаще с уверенностью и оптимизмом смотрят в завтрашний день, чем разведенные (соответственно: 76.0% и 66.7%). Заметим также, что многодетные родители (имеющие более 3-х детей) оказываются более фрустрированными относительно перспектив своего будущего. Так, среди них со " страхом и пессимизмом" ждут завтрашнего дня 9.6%, в то время как среди родителей с одним ребенком эта доля в два раза меньше и составляет 4.0%. Наконец, не менее важное влияние оказывают и социальные факторы. Так, например, среди родителей с низшим уровнем профессионального образования (LBO) доля тех, кто с уверенностью и оптимизмом смотрит в завтрашний день составляет 59.5%, а с университетским и высшим профессиональным образованием (НВО) соответственно- 80.6%. Наиболее заметно прослеживается тенденция зависимости оценки перспектив своего будущего от уровня дохода. Отображенная тенденция достаточно очевидна и не требует особых объяснений. Полученные в ходе опроса данные позволяют оценить степень уверенности в своем будущем у представителей разных профессиональных групп. Менее всего уверены здесь занятые в сфере транспорта, религии, искусства, социальных услуг, торговли, промышленного производства. Следует также отметить, что среди родителей-мигрантов (проживающих в городе до 10 лет) заметно выше доля уверенных в успешности своих жизненных перспектив по сравнению с коренными жителями города. Так если среди мигрантов доля уверенных составляет 81.2%. то среди коренных горожан - 73.7%. При этом следует отметить, что наиболее уверенную группу составляют родители-мигранты прожившие в городе более 10 лет. Это свидетельствует о том, что социокультурные условия города благоприятны для адаптации мигрантов, оправдания их надежд. Приведенные выше данные показывают, что на самоощущение родителей относительно успешности реализации своих жизненных перспектив заметное влияние оказывает целый комплекс факторов. Здесь в первую очередь следует отметить уровень их социального статуса (уровень дохода и образования). Не менее важен здесь и семейный статус (полнота семьи). При этом характерно, что родители трех и более детей оказываются менее уверенными, чем родители с меньшим количеством детей. Наконец, оказывают влияние и демографические факторы: пол (матери более уверены, чем отцы) и возраст (с увеличением возраста растет доля уверенных). Характерным моментом для Амстердама является и то, что среди родителей-мигрантов заметно выше доля уверенных в своем будущем по сравнению с коренными жителями. Анализ влияния социально-демографических факторов на оценку амстердамскими учащимися успешности своих жизненных перспектив позволяет отметить следующие моменты. Если степень оптимизма относительно своего будущего у учащихся практически не зависит от пола, то возраст оказывает заметное влияние… С возрастом учащихся растет доля уверенных в завтрашнем дне и падает доля пессимистично настроенных. При этом заметно растет доля " уверенных" на рубеже 17-18 лет. В то же время более детальный анализ показывает, что увеличение доли " уверенных" в возрастной группе 17-18 лет связано не столько с возрастным фактором самим по себе, сколько с тем, что учащиеся этого возраста улучают образование в таких типах школ (HAVO, VWO), которые дают им возможность для поступления в дальнейшем в технический вуз или университет. Тенденции самооценки учащихся относительно успешности реализации своих личностных перспектив в зависимости от дохода семьи представлены на рисунке А. 1.1.7. Как видно из рисунка, чем выше уровень дохода семьи, тем выше доля школьников, уверенныx в завтрашнем дне (график А) и ниже доля сомневающихся (график В). В то же время среди учащихся из семей с низким и высоким уровнем дохода заметно выше доля испытывающих страх и пессимизм перед завтрашним днем по сравнению с учащимися из семей со среднем и средним двойным ходом (график С). На наш взгляд, более высокая доля пессимистов в двух крайних группах (с минимальным (1) и высоким (4) доходом) связана с тем, что представители этих групп в большей степени ощущают на себе давление социально-статусных норм. Динамика оценки успешности своих жизненных перспектив у учащихся в зависимости от уровня дохода семьи. График А - " уверенность и оптимизм в завтрашнем дне", график В - " сомнение в завтрашнем дне", график С - " страх и пессимизм перед завтрашним днем". 1 -минимальный доход, 2 - средний доход, 3 - двойной средний доход, 4 - больше, чем двойной средний доход.
Так, если первые вообще боятся оказаться за чертой бедности или чувствуют невозможность перехода в более высокую социальную страту, то для вторых характерна, по-видимому, боязнь потери своего высокого материального статуса и переход в более низкую социальную страту. Анализ уверенности учащихся в успешности реализации своих жизненных перспектив в зависимости от уровня образования родителей показывает, что с ростом уровня образования родителей заметно повышается доля учащихся, уверенных в завтрашнем дне. При этом каких либо различий в особом влиянии уровня образования отца или матери не наблюдается. Тенденции степени влияния уровня образования родителей на уверенность учащихся в завтрашнем дне представлены на рисунке А.1.1.8. Представленные на рисунке данные достаточно интересны. Во-первых, они отражают явную тенденцию зависимости уверенности учащихся в завтрашнем дне от уровня образования родителей. Так, если обратить внимание на группу учащихся, чьи родители имеют среднее образование (график А), то можно заметить, что с ростом уровня среднего образования родителей возрастает доля учащихся, уверенных в завтрашнем дне. При этом доли учащихся, уверенных в завтрашнем дне с уровнями среднего образования родителей HAVO и VWO (на рисунке А. 1.1.8. гистограммы 3 и 4), которые дают возможность поступления в технический институт или университет, практически равны долям учащихся, чьи родители реально окончили технических институт или университет (на рисунке гистограммы 6 и 7). Во-вторых, из рисунка видно, что разные уровни среднего образования родителей существенно дифференцируют между собой учащихся по степени их уверенности в завтрашнем дне. Наконец, в-третьих, наименее уверена в завтрашнем дне группа учащихся, чьи родители имеют низшее профессиональное образование (LBO).
Динамика изменения доли учащихся " уверенных в завтрашнем дне" в зависимости от уровня образования родителей. График А - среднее образование; график В - среднее специальное образование; график С - высшее образование. 1 - низшее профессиональное образование (LBO); 2 - общее среднее образование с обучением до 16 лет (MAVO); 3- общее среднее образование с обучением до 17 лет (HAVO); 4 - общее среднее образование со сроком обучения до 18 лет (VWO); 5 -среднее техническое образование (МВО); 6 - высшее техническое образование (НВО); 7 - университет; 8 - наличие ученой степени.
Результаты опроса дают возможность проследить зависимость уверенности школьников в завтрашнем дне не только от образовательного статуса семьи, но и от других факторов: полноты семьи, количества детей в семье, продолжительности проживания в городе. Здесь следует отметить. что если на оценку своих личностных перспектив учащимися практически не оказывает влияния такой фактор, как полнота семьи, то наличие в семье других детей сказывается весьма заметно. Так, среди учащихся, имеющих одного брата или сестру доля уверенных в завтрашнем дне составляет 68.3%, двух - 59.8%, трех - 52.8%. Заметное влияние оказывает и фактор длительности проживания учащихся в городе. Среди мигрантов (проживающих в городе до 10 лет) заметно ниже доля " уверенных" и выше доля " сомневающихся", чем у учащихся, живущих в городе с момента рождения. Если сопоставить эти данные с результатами полученными на выборке родителей, то нельзя не заметить противоположного характера этой зависимости. Помимо анализа влияния социального статуса семьи (уровень дохода, образования, полноты, количества детей, длительности проживания в городе) на характер оценки учащимися успешности своих жизненных перспектив, мы имеем возможность рассмотреть характер пессимистических и оптимистических установок учащихся в зависимости от их религиозных ориентации. Характерно, что наиболее высока доля учащихся, с уверенностью и оптимизмом смотрящих в завтрашний день среди группы школьников, которые считают себя атеистами - 84.2%. За ними следуют школьники. которые не исповедуют никакой религии - 69.7%. Далее: иудаисты - 68.8%; протестантские христиане - 67.4%; католики - 60.9%. Наименее же уверены в завтрашнем дне буддисты - 54.5% и мусульмане - 46.2%. Кросскультурное сопоставление. Представленный выше материал по московской и амстердамской выборке дает возможность выявить, с одной стороны, существенные различия в оценке личностных перспектив своего будущего у участников образовательного процесса в этих двух разных городах, а, с другой, - обнаружить и определенное сходство влияния ряда социально-демографических факторов, повышающих (или снижающих) позитивную оценку жизненных перспектив. С нашей точки зрения, оппозиция «пессимизм-оптимизм» вообще является одной из фундаментальных модальностей, характеризующих социокультурный контекст и определяющих (что для нас особенно важно подчеркнуть) процессы социализации. На принципиальную важность модальности " оптимизм-пессимизм" в культурологическом плане, в частности, обращал специальное внимание Й. Хейзинга, обсуждая проблематику, связанную с кризисом культуры. В этой связи первое, что бросается в глаза при сопоставлении данных в Москве и Амстердаме, это практически явная полярность в оценке успешности реализации своих жизненных перспектив у респондентов из разных городов. См. таблицу М. 1.1.1 и А. 1.1.1. Разный тип эмоционального самоощущения опрошенных в Москве и Амстердаме очевиден, при этом, если среди амстердамцев практически и четверти являются оптимистами относительно своих жизненных перспектив, то среди москвичей доля таких крайне незначительна. Следует также обратить внимание на то, что среди москвичей учащихся заметно выше доля " оптимистов", чем у родителей и учителей. В амстердамской же выборке учащихся доля оптимистов ниже, чем у взрослых (родителей и учителей). Если сравнить московскую и амстердамскую выборки по ответу: " я со страхом и пессимизмом жду завтрашнего дня", то оценки своих перспектив дут также противоположны. Характерным моментом является то, что доля явно фрустрированных относительно успешности своего будущего среди учащихся практически одинакова как в Москве, так и в Амстердаме. В то же время у взрослых (родителей и учителей) в московской выборке эта доля в три-четыре раза выше, чемв амстердамской. У москвичей, по сравнению с амстердамцами, значительно выше доля сомневающихся в успешности своих жизненных перспектив. Таким образом, сопоставляя в целом ответы на вопрос об уверенности в своих жизненных перспективах учащихся, родителей и учителей из Москвы и Амстердама, можно сказать, что для амстердамцев характерной доминантой является оптимизм, а для москвичей - сомнение и неуверенность в завтрашнем дне. Анализ влияния социально-демографических характеристик опрошенных на характер оценки ими своих жизненных перспектив показывает, что в обеих выборках (московской и амстердамской) уровень материального дохода семьи во многом определяет степень уверенности в завтрашнем дне. Если в этой связи обратиться к характеру распределения опрашиваемых в Москве и Амстердаме относительно их уровня дохода, то между ними наблюдаются значимые различия. Нетрудно заметить, что в Амстердаме значительно выше доля во всех подгруппах, относящая себя к слою с высоким уровнем дохода (двойной средний и выше). При этом важно обратить внимание на то, что среди московских учителей доля малообеспеченных почти в шесть раз выше, чем среди их голландских коллег (соответственно 47.2% и8.3%). Практически никто из московских учителей не отнес себя к высокообеспеченному слою, в то время как среди амстердамцев таких 35.4%. Из графика также видно, что московские учителя являются в материальном отношении самой неблагополучной группой среди обследованной взрослой популяции, в то время как голландские учителя в целом являются более благополучными по сравнению с родителями. Приведенные данные с различиях в уровне материального дохода в Москве и Амстердаме во многом объясняют существенные расхождения в оценке успешности реализации своих жизненных перспектив между москвичами и амстердамцами. В ходе описания полученного по каждой выборке материала мы отмечали, что уверенность в успешности реализации своих жизненных планов, помимо уровня дохода, во многом зависит от целого ряда социально-демографических характеристик: уровня образования, состава семьи, возраста и пола опрашиваемых, миграционных моментов. В то же время в той или иной степени все эти характеристики связаны с материальным статусом. Именно поэтому уровень дохода можно считать наиболее существенным " базовым" фактором, определяющим различие опрашиваемых в оценке ими успешности своих личностных перспектив. Отмеченное выше расхождение выборок в Москве и Амстердаме по уровню дохода достаточно хорошо объясняет и их расхождение в позитивной и негативной оценке своих личностных перспектив. Однако, помимо материальной " составляющей" определяющей характер эмоционального отношения опрашиваемых к своему будущему, как нам представляется, существенно влияют на эту оценку и глубинные духовные и культурные различия самих опрашиваемых. С нашей точки зрения, одним из фундаментальных факторов здесь выступает тип религиозных установок. Если доминирующим типом религиозной ориентации для москвичей является православие, то для жителей Амстердама - протестантизм и католичество. Данные опроса дают нам возможность сравнить характер оценки перспектив своего будущего у атеистов и представителей разных религий. Внутри московской выборки доля уверенных в завтрашнем е среди исповедующих православие более чем в 2раза меньше, чем среди атеистов (8.8% против 22.1%). В амстердамской же выборке тенденции прямо противоположны. Среди верующих (католиков и протестантов) доля уверенных в завтрашнем дне в два раза выше, чем у атеистов соответственно76.2%, 80.2% против 44.9%). Таким образом, различия в степени уверенности в завтрашнем дне связаны не только с материальными факторами, но и разными духовно-религиозными установками культур. Степень сформированности жизненных планов у старшеклассников. Наряду с выяснением вопроса об оценке своих жизненных перспектив в ходе опроса мы имели возможность выяснить степень сформировавности жизненных планов старшеклассников. Выбирая из предложенных в анкете суждений ответы, касающиеся определенности и сформированности своих жизненных планов, старшеклассники распределись следующим образом (см. табл. А.М.1.1.1). В отличие от рассматриваемого выше вопроса уверенности в успешности реализации своих жизненных перспектив, выявившем существенное кросскультурные различия, ответы московских и амстердамских старшеклассников о степени сформированности своих жизненных планов практически сходны. В этой связи доминирование не столько культурных факторов, сколько возрастного аспекта, следует подчеркнуть особо. Можно думать, что на степень сформированности жизненныx планов старшеклассников наибольшее влияниеe оказывает возрастной фактор, который существенно нивелирует межкультурные различия. Так, из данных, представленных в таблице можно сделать вывод, что в юношеском возрасте как в Москве, так и в Амстердаме более половины учащихся находится на этапе активного жизненного самоопределения - " думают о своем будущем, но не могут определиться". Это хорошо согласуется с данными психологических исследований о том, что основным психологическим новообразованием юношеского возраста является проблема жизненного самоопределения, в отличие от подросткового, где таким новообразованием выступает чувство взрослости. Анализ данных, полученных на московской выборке старшеклассников, показывает, что здесь между юношами и девушками наблюдаются заметные расхождения в степени определенности их жизненных планов. Так, активно проблематизируют свое будущее (" думают о своем будущем, но не могут определиться") заметно меньшее количество юношей, чем девушек (соответственно 47.2% и 61.7%). Характер зависимости степени определенности жизненных планов учащихся от уровня дохода семьи практически повторяет ситуацию с оценкой личных перспектив. Так, " отчетливо представляют свое будущее" всего лишь 13.8% учащихся из недостаточно обеспеченных семей, в то время как из высокообеспеченных - 33.0%. Заметно влияет на характер определенности жизненных планов принадлежность учащихся к той или иной религии. Например, среди учащихся, исповедующих католицизм и иудаизм, в два раза меньше школьников, не сумевших определиться относительно своего будущего (соответственно 23.5% и 30.0%), чем в других группах (напомним, средний процент по всей московской выборке - 55.9%). Крайне интересным оказалось влияние фактора длительности проживания в городе Москве на отчетливость представлений учащихся о своем будущем. Особенно ярко это проявилось относительно тех старшеклассников, которые недавно приехали в город. Так, среди них 62.1 % отметили, что они " отчетливо представляют себе свое будущее", в то время как в других группах (москвичи в первом, во втором и третьем поколениях, а также приехавшие в город до поступления в школу) доля таких учащихся в три раза меньше и колеблется от 16.2% до 18.1%.
Таблица A.M.1.1.1 Мнение учащихся Москвы и Амстердама о степени сформированности своих жизненных планов (в %%)
Таблица M.I. 1.2 Оценка значимости различных жизненных ценностей у московских учащихся, родителей и учителем
По-видимому, здесь переезд в большой столичный город связан с активным построением планов на будущее, как в семье, так и у самих школьников. Возможно, здесь проявляется и своеобразный эффект д'Артаньяна - " Париж передо мною", связанный с честолюбивыми надеждами мигрантов в крупном городе на будущее. Анализ данных по амстердамской выборке старшеклассников показывает, что здесь практически ни один социально-демографический фактор (пол, уровень дохода семьи, уровень образования родителей и т.д.) не оказывает заметного влияния на степень сформированности их жизненных планов. Подобное различие во влиянии социально-демографических факторов на степень сформированности жизненных планов старшеклассников в московской и амстердамской выборках следует обсудить более подробно. С нашей точки зрения, факт такого расхождения может быть объяснен, за счет существующих на сегодняшний день социокультурных различий. В этой связи в отличие от Нидерландов социокультурная ситуация в России сегодня может быть охарактеризована в целом как ситуация перехода от автократического, кастово-номенклатурного (М.Восленский) общества к демократическому. В подобной ситуации социокультурном нестабильности и неопределенности еще более отчетливо продолжают работать статусно-номенклатурный фактор семьи, который в нашем случае выражается через уровень дохода семьи. В отличие от России в Нидерландах в большей степени действует принцип " общества равных возможностей", нивелирующий влияние социально-демографических факторов на степень сформированности жизненных планов у старшеклассников.
|