Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значимость различных жизненных ценностей.






Наряду с вопросом об оценке перспектив своего будущего и сформированности жизненных планов (у школьников) мы пытались выяснить те жизненные ценности, которые являются для опрашиваемых наиболее значимыми. С этой целью респондентов в ходе опроса просили выбрать из предложенного списка три наиболее значимых для них жизненных ценности.

Результаты по московской выборке. Распределение ответов по московской выборке представлено в таблице М.1. 1.2.

Как видно из приведенных в таблице данных во всех трех подвыборках достаточно близко оценивается значимость таких ценностей как счастливая семейная жизнь, успешная профессиональная деятельность, полноценное общение с людьми успешная политическая карьера.

По сравнению со взрослыми у московских старшеклассников большую значимость имеют такие ценности как достижение материального благополучия, развитие своих способностей, познание себя. У взрослых же существенно большей ценностью, чем у старшеклассников выступает воспитание детей. Отличительным моментом для подвыборки учителей является большая ориентация по сравнению с другими на такую жизненную ценность, как полноценное приобщение к культуре.

Заметные различия в ориентациях на те или иные ценности наблюдаются среди учителей в зависимости от их пола. Так, учителя-мужчины большую значимость придают таким ценностям как " полноценное общение с людьми" - 57.1% (; женщин - 32.0%), " успешная профессиональна деятельность" - 61.9% (у женщин 48.5%), " развитие своих способностей" - 25.4% (у женщин 15.5%) и " полноценнее приобщение к культуре" 25.4% (у женщин - 16.5%). В то же время дл женщин более значимыми оказываются: " воспитание детей" -53.4% (у мужчин -23.8%;, " достижение материального благополучия" - 36.2% (мужчин - 20.6%), " счастливая семейная жизнь" 76.0% (у мужчин-66.7%).

Сопоставление этих различий показывает, что женщины-учителя в своих ценностях по сравнению с мужчинами ориентированы непосредствен но на семью. В отличие от них круг значимых ценностей у учителей-мужчин с семьей непосредственно не связан.

Для начинающих учителей (со стажем до 3-х лет) более значимой, чем для остальных, оказывается такая ценность, как " полноценное общение с людьми" - 50.0% (в остальных стажных группах более, ориентированных на значимость этой ценности, колеблется от 17.1% до 36.7%). Для группы учителей со стажем от 3-х до 13 лет более значимыми по сравнению с остальными оказываются такие жизненные ценности, как " счастливая семейная жизнь" - 80.4% (в более старших группах 70.5%) и " достижение материального благополучия" - 43.9% (в более старших группах - 30.2%). Наконец, у учителей со стажем более 18 лет значимой по сравнению с другими стажными группами оказывается " успешная профессиональная деятельность" - 60.9% (у более молодых коллег -3.8%). Эти данные позволяют проследить смену доминант жизненных ценностей на протяжении жизни учителя: общение - счастливая семейная жизнь и материальное благополучие - успешная профессиональная деятельность.

Анализ различий в ценностных ориентациях московских родителей показывает, что отцы более ориентированы на такую ценность, как " успешная профессиональная деятельность" - 54.9% (у матерей - 39.4%). Матери же больше ориентированы на " воспитание детей" - 63.1 % (у отцов - 53.9%) и " полноценное общение с людьми" - 36.4% (у отцов - 25.9%). Молодые родители более ориентированы на ценности счастливой семейной жизни и полноценного общения с людьми. Пожилые же на спешную профессиональную деятельность. В принципе эти особенности аналогичны изменениям ценностных ориентации у учителей.

Наибольшие различия между родителями в зависимости от их уровня образования обнаруживается относительно двух жизненных ценностей: достижение материального благополучия" и " успешная профессиональная деятельность". Так, родители с неполным средним образованием более ориентированы на достижение материального благополучия - 52.4% (у родителей с высшим образованием - 35.0%). Родители же с высшим образованием более ориентированы на успешную профессиональную деятельность - 48.1% (с неполным средним - 38.1 %). Та же тенденция прослеживается и относительно фактора, связанного с уровнем материальной обеспеченности. Так, высокообеспеченные родители более ориентированы на успешную профессиональную деятельность, а малообеспеченные - на достижение материального благополучия.

Среди учащихся определенные различия в ориентации на те или иные жизненные ценности наблюдаются между юношами и девушками. Для девушек существенно более значимыми оказываются счастливая семейная жизнь (84.6% против 56.4% у юношей) и воспитание детей (29.4% против 16 0% у юношей). У юношей же более значимыми являются такие ценности, как развитие своих способностей (31.5% против 21.5% у девушек), успешная профессиональная деятельность (54.2% против 46.1% у девушек), а также самопознание (17.5% против 10.4% у девушек). В связи с этим можно отметить, что в ориентации на те или иные ценности уже в старшем подростковом и юношеском возрасте отчетливо проявляются половые социально-ролевые установки.

С возрастом заметно увеличивается значимость счастливой семейной жизни для школьников: с 70.1% в возрасте 13-14 лет до 80.0% в возрасте 17-18 лет. В то же время падает значимость познания себя (соответственно с 29.1% до 18.8%).

В целом анализ полученных данных у учителей, родителей и учащихся показывает, что признак пола среди москвичей оказывает сходное влияние во всех трех подвыборках на дифференциацию жизненных ценностей. Таким образом, фактор пола задает в нашей культуре явные поло-ролевые различия в жизненных ориентациях. Если женщины ориентированы на круг ценностей, связанных непосредственно с семьей, то круг ценностей у представителей мужского пола лежит за рамками семейной жизни. Второй момент касается влияния социально стратификационных факторов (уровня образования и дохода). Представители с низким социальным статусом ориентированы на ценности материального благополучия, а с высоким на успешную профессиональную деятельность.

Результаты по амстердамской выборке. Распределение ответов учащихся, родителей и учителей по амстердамской выборке представлено в таблице А. 1.1.2.

Как видно из представленных в таблице данных, несмотря на имеющееся сходство в значимости тех или иных ценностей во всех трех подвыборках, каждая из них имеет и специфические ценностные доминанты. Так, для учащихся по сравнению со взрослыми оказываются более значимыми успешная профессиональная деятельность и достижение материального благополучия. Для учителей по сравнению с родителями и школьниками более значимыми оказываются развитие своих способностей, полноценное общение с людьми, приобщение к культуре и познание себя. Это свидетельствует о влиянии у учителей их профессиональных установок на определение ими значимости тех или иных жизненных ценностей.

Таблица А.1.1.2

Оценка значимости различных жизненных ценностей у амстердамских учащихся, родителей и учителей (в %%)

 

  учащиеся родители учителя
достижение материального благополучия 19.0 9.1 11.4
успешная профессиональная деятельность 72.0 31.5 18.4
успешная политическая карьера 3.1 2.4 1.2
полноценное общение с людьми 52.5 64.4 82.5
счастливая семейная жизнь 67.8 71.1 74.2
полноценное приобщение к культуре 8.1 9.1 19.8
развитие своих способностей 26.2 16.5 66.2
познание себя 11.6 8.7 19.8
воспитание детей 12.5 20.3 13.7

 

Для родителей же более характерна проекция своих ролевых установок (отец, мать) при выборе значимых жизненных ценностей. Так, они чаше по сравнению с другими выделяют такую ценность, как воспитание детей.

Анализ подвыборки учителей не обнаруживает, каких либо значимых различий в предпочтении ими тех или иных жизненных ценностей в зависимости от социально-демографических и профессиональных факторов (пол, уровень образования, доход, стаж педагогической деятельности, работа с теми или иными возрастными группами, членство в педагогических организациях и др.). Единственное, что обращает на себя внимание, - достаточно заметное повышение значимости ценностей счастливой семейной жизни, воспитания детей и полноценного общения с людьми и падение значимости успешной профессиональной деятельности и развития своих способностей в группе учителей с педагогическим стажем работы от 9 до 13 лет. По-видимому, это связано с периодом создания семьи у самих учителей, появлением ребенка, когда профессиональная деятельность отодвигается на этом жизненном этапе на второй план. После этого этапа общая структура ценностей, характерная в целом для данной профессиональной группы, восстанавливается. Подобная стабильность структуры ценностей не только на всех этапах профессиональной деятельности, но и независимость ее от социально-демографических факторов может свидетельствовать о достаточно раннем формировании специфичной структуры жизненных ценностей, характерной для данной профессиональной группы.

Анализ подвыборки амстердамских родителей показывает, что в отличие от учителей на предпочтение ими тех или иных ценностей оказывает влияние широкий спектр социально-демографических факторов. Так, например, признак пола заметно дифференцирует отцов и матерей по значимости такой ценности как " полноценное общение с людьми". Если среди отцов на эту жизненную ценность ориентированы 51.1 %, то среди матерей таких 71.5%. Заметное влияние на мнение родителей оказывают также возраст, количество детей уровень образования и уровень материального до хода. …

По сути дела, формулируемый в анкете вопрос о значимости для респондента тех или иных жизненных ценностей, полагает, что при ответе будут актуализироваться те жизненные ценности, которые для него реально актуальны и определяют его личностное проблемное поле. В этом ракурсе рассмотрения становится понятным, что высокий уровень образования делает актуальным и личностно значимым такие ценности как полноценное общение, саморазвитие и материальное благополучие. Для респондентов же с низким уровнем образования более актуальны: счастливая семья, дети и успешная работа. Следует подчеркнуть, что повышение уровня образования особенно влияет на актуализацию такой жизненной ценности как развитие своих способностей (график В) и снижает актуальность успешной профессиональной деятельности (график D), счастливой семейной жизни. Содержательный анализ этих данных показывает, что высокий уровень образования перестраивает структуру жизненных ценностей личности делает ее более интровертированной, ориентированной на себя. В то время как ценностная структура родителей с низким уровнем образования ориентирована во вне, в частности, на семью.

Изменение значимости жизненных ценностей родителей в зависимости от их уровня дохода практически повторяет те же тенденции, что и изменения в зависимости от уровня образования, за исключением такой жизненной ценности, как " полноценное общение с людьми".

Анализ особенностей в ориентациях учащихся на те или иные жизненные ценности показывает, что юноши по сравнению с девушками более ориентированы на достижение материального благополучия (соответственно 26.1% и 14.1%).

Для девушек же более значима такая ценность, как полноценное общение с людьми (61.2 %, у юношей -40.3%).

Следует отметить, что с возрастом для амстердамских учащихся становятся все более значимыми такие ценности, как полноценное общение с людьми и развитие своих способностей.

В отличие от родителей, на особенности ценностных ориентации учащихся уровень дохода семьи не оказывает практически никакого влияния. В то же время уровень образования родителей играет здесь заметную роль. Так, школьники, чьи отцы имеют низкий уровень образования (начальное профессиональное образование LBO), по сравнению с учащимися, отцы которых имеют высшее образование, более часто отмечают значимость для себя успешной профессиональной деятельности (соответственно: 71.2% и 60.1 %), счастливой семейной жизни (соответственно: 71.7% и 58.7%) и воспитания детей (соответственно: 15.7% и 8.0%). В то же время школьники с более высоким уровнем образования родителей заметно чаще отмечают значимость для них такой ценности, как развитие своих способностей, по сравнению с теми, у кого отец или мать имеют начальное профессиональное образование LBO (соответственно с высшим образованием отца 43.5%, матери 43%, ас низким образованием отца - 22.0%, матери 17.8%). Эти данные позволяют сделать вывод о том, что фактор образования родителей весьма значим при формировании ценностных ориентации учащихся. Более того, содержательные различия в ценностных ориентациях школьников дают основание говорить о том, что дети из семей с разным образовательным статусом воспроизводят ценностные ориентации своих родителей.

Кросскультурное сопоставление. Полученные в ходе опроса материалы дают возможность провести сравнение относительно особенностей жизненных ценностей учащихся, родителей и учителей из Москвы и Амстердама. С этой целью нами был специально проведен факторный анализ ответов респондентов на вопросы относительно оценки ими жизненных перспектив (" уверенность" в завтрашнем дне, " сомнение", " страх") и ответа на вопрос о значимых для них девяти различных жизненных ценностей (достижение материального благополучия, успешная профессиональная деятельность, полноценное общение с людьми и др.). Подобная процедура направлена на выявление базовых ценностных структур, в пространстве которых можно было бы сопоставить выборки московских и амстердамских респондентов.

Для этого были факторизованы ответы по 12 показателям относительно 6 групп респондентов (московские и амстердамские учащиеся, родители и учителя). Факторный анализ проводился методом главных компонент с последующим вращением по критерию " varimax" Кайзера.

В результате факторного анализа было выделено три фактора, объясняющие 93.5 % общей дисперсии. Факторные нагрузки приведены в таблице A.M.1.1.2.

Выделенные факторы хорошо интерпретируемы. Заметим, что все три фактора биполярные и задают достаточно ясные семантические оппозиции.

Доли учащихся ориентированных на ценности " полноценное общение с людьми" (график А) и " развитие своих способностей" (график В) в различных возрастных группах.

 

Таблица A.M.1.1.2

Факторные нагрузки жизненных перспектив и ценностей по московской и амстердамской выборке

 

Жизненные перспективы и ценности F1 F2 F3
Уверенность и оптимизм в завтрашнем дне 0.77 0.03 0.62
Сомнение в том, что жизнь сложится удачно -0.93 0.09 -0.35
Со страхом и пессимизмом жду завтрашнего дня -0.26 -0.25 -0.92
Достижение материального благополучия -0.99 0.11 0.02
Успешная профессиональная деятельность -0.26 0.81 -0.02
Успешная политическая карьера -0.05 0.68 0.72
Полноценное общение с людьми 0.80 -0.38 0.47
Счастливая семейная жизнь -0.44 -0.83 -0.07
Полноценное приобщение к культуре 0.19 -0.88 -0.22
Развитие своих способностей 0.30 -0.68 0.60
Познание себя 0.14 -0.60 0.76
Воспитание детей -0.50 -0.13 -0.83

 

Так, первый фактор (F1) определяют полярные жизненные ориентации: " уверенность, оптимизм в завтрашнем дне" - " сомнение в том, что жизнь сложится удачно". Заметим, что при этом уверенность в завтрашнем дне тесно связана с такой жизненной ценностью как " полноценное общение с людьми", в то время как сомнение в завтрашнем дне оказывается тесно связанным с уверенной ценностью - " достижение материального благополучия". Третий фактор (F3) также определяют разные жизненные ориентации " уверенность и оптимизм в завтрашнем дне", " страх и пессимизм перед будущим". Характерно, пессимистическая жизненная ориентация связывается с такой жизненной ценностью как " воспитание детей". В то же время положительный полюс этого фактора задают такие ценности, как " знание себя", " развитие своих способностей", политическая карьера". По своему смыслу этот фактор может быть интерпретирован как фактор, определяющий ориентацию на себя и фиксирующийстремление к самореализации. В отличие от предыдущих двух факторов, фактор (F2) не включает в себя со значимыми весовыми нагрузками те или иные эмоциональные оценки успешности своих жизненных перспектив, и задают, с одной стороны, такие жизненные ценности как " счастливая семейная жизнь" и " полноценное приобщение к культуре", а с другой, " успешная профессиональная деятельность". По сути дела этот фактор фиксирует ориентацию на семью и досуг в противоположность ориентации на социальный успех (достижения в профессиональной деятельности, политическая карьера).

В таблице A.M. 1.1.3. приведены значения данных факторов для учащихся, родителей и учителей Москвы и Амстердама.

Представленные в таблице значения факторов четко показывают, что у представителей из Москвы доминирует (по фактору F1) сомнение в завтрашнем дне и значима ценность достижения материального благополучия. Наиболее выражено это у московских старшеклассников. Для амстердамцев по этому фактору характерна противоположная тенденция - уверенность в завтрашнем дне и значима ценность полноценного общения с людьми (особенно это выражено у родителей).

Значения по фактору F2 свидетельствуют о том, что для амстердамских старшеклассников значима успешная профессиональная деятельность, в то время как их учителя ориентированы на ценности семьи и полноценного приобщения к культуре. Отметим, что для московской выборки эти ценности менее значимы.

Интересно, что по значению фактора F3 московские школьники резко отличаются от своих родителей и учителей. Если у последних доминирует страх и пессимизм перед будущим, то у учащихся выражено стремление к самореализации.

 

Таблица A.M.1.1.3

Значения факторов для учащихся, родителей и учителей Москвы и Амстердама

 

  F1 F2 F3
Москва      
Учащиеся -1.67 0.28 1.25
Родители -0.67 -0.12 -1.08
Учителя -0.36 -0.39 -1.45
Амстердам      
Учащиеся 0.64 1.46 0.52
Родители 1.27 0.58 -0.17
Учителя 0.79 -1.81 0.93

 

В этом отношении московские школьники близки к амстердамским школьникам и учителям.

В результате кластерного анализа факторных значений выявилось пять групп, характеризующихся специфической структурой их ценностных ориентации. При этом показательно, что московские родители и учителя объединились в один общий кластер (В). Это свидетельствует о том, что ценностные структуры этих двух групп в принципе подобны. Заметим, что но отношению ко всем остальным группам они принципиально поляризуются (резко отстоят в пространстве) по оси фактора F3. В отличие от всех групп именно для них наиболее характерен " страх перед будущим" и жизненная ценность, связанная с " воспитанием детей". В противоположность им, московские старшеклассники близки по оси этого фактора к амстердамской выборке, особенно к амстердамским старшеклассникам. Для них характерна ориентация на самореализацию (развитие своих способностей, познание себя, уверенность в завтрашнем дне). В этом отношении можно говорить, что психологические особенности юношеского возраста по модальностям указанных ценностей нивелируют кросскультурные различия. По ориентации на ценности социального достижения - фактор F2 (профессиональная и политическая карьеры) московские старшеклассники также достаточно близки амстердамским.

Наконец, видно, что амстердамские учителя, родители и учащиеся заметно отличаются друг от друга по структуре своих ценностных ориентации. Особенно здесь сказывается влияние факторов F1 и F2. Во-первых, заметно, что амстердамские родители и учителя более близки друг к другу по значениям фактора F2. В отличие от них для школьников характерна более выраженная тенденция значимости ценностей социального достижения. Во-вторых, все три амстердамские группы значимо дифференцируются по оси фактора F1. Здесь наиболее уверены в завтрашнем дне и ориентированы на ценность полноценного общения с людьми амстердамские учителя, а менее амстердамские школьники. Добавим также, что по сравнению со всеми группами менее всего выражено значение этого фактора у московских школьников.

В целом, приведенные данные позволяют сделать, с нашей точки зрения, два основных вывода. Первый, - по своим ценностным установкам московские старшеклассники более близки к амстердамской выборке, чем к собственным родителям и учителям. Этот факт, с нашей точки зрения, имеет принципиальное культурологическое значение, поскольку свидетельствует о том, что молодое поколение в большей степени ориентировано на структуру ценностей западной культуры. Второй, - характеризует существенную дифференцироность относительно значимости тех или иных ценностей внутри амстердамской выборки, что может свидетельствовать о влиянии социально-стратификационных факторов на их формирование. Приэтом, важно подчеркнуть именно в плане кросскультурного сравнения, что выборка амстердамских учителей (в отличие от московских) выступает как особая социально-профессиональная группа, уверенная в успешности реализации своих жизненных планов. …


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал