Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозные ориентации.






Специальный вопрос анкеты был направлен на выявление религиозных ориентации опрашиваемых. В этой связи учителей, учащихся и родителе просили ответить на вопрос об их вероисповедании.

Результаты по московской выборке. Результаты ответов московских учащихся, родителей учителей об их вероисповедании представлены таблице М.1.1.4.

В целом представленные в таблице данные свидетельствуют о схожести религиозных ориентаций учащихся и взрослых. Вместе с тем взрослые склонны несколько чаще относить себя к людям, не исповедующим религию или атеистам.

Показательно, что в целом более половины старшеклассников (53%) считают себя верующими. Как видно из таблицы, около половины (47.7%) школьников исповедуют православное христианство. Следует также отметить, что с возрастом заметно увеличивается количество учащихся, исповедующих православие: 44.2% среди 13-14-летних, 47.4% среди 15-16-летних и 57, 5° среди 17-18-летних.

Таблица М1.1.4

Религиозные ориентации учащихся, родителей и учителей (в %%)

 

  учащиеся родители учителя
православное христианство 47.7 39.8 31.3
католическое христианство 1.5 0.3 0.7
буддизм 1.5 0.4 0.3
иудаизм 0.9 0.2 0.3
мусульманство 1.4 0.6 0.3
другая религия 1.3 0.8 1.0
я не исповедую никакой религии 21.1 27.4  
я атеист 4.9 6.8 8.8
не могу ответить на этот вопрос 21.0 16.5 20.7

 

В ходе исследования проводился специальный анализ, направленный на выявление особенностей жизненных ориентации у учащихся, исповедующих различные религии. К сожалению, анализ содержания жизненных ценностей старшеклассников различных вероисповеданий по процентным распределениям невозможен в силу малой представленности в выборке тех учащихся, которые исповедуют религию, отличную от православия. В связи с этим был использован факторный и кластерный анализ, позволивший определить, насколько те или иные жизненные ценности оказываются взаимосвязанными (по ответам старшеклассников на вопрос, касающийся их вероисповедания). Результаты факторного анализа методом явных факторов с последующим вращением по методу " varimax" приведены в таблице М. 1.1.5.

Три выделенных фактора объясняют около 89% общей дисперсии исходных данных. Первый фактор с высокими нагрузками определили следующие ценности: " достижение материального благополучия" (0.96), " успешная профессиональная деятельность" (0.87), " полноценное общение с людьми" (0.80), " воспитание детей" (0.74), " познанииe себя" (0.69), " счастливая семейная жизнь" 0.67). Этот фактор представляет сходные между собой жизненные ценности по ответам старшеклассников, исповедующих ту или иную религию. Второй фактор является биполярным, поскольку с высокими нагрузками, но с разными знаками его определили: " все перечисленное для меня достаточно безразлично" (-0.93), " полноценное приобщение к культуре" (-0.76) и " успешная политическая карьера" (0.68). Третий фактор также биполярный, его определили с высокими весами, прежде всего такие ценности, как " развитие своих способностей" (0.67), успешная политическая карьера (0.53), а также " полноценное общение с людьми" (-0.59)

Выделенные факторы могут быть интерпретированы через те ценности, которые с высокими нагрузками определили тот или иной фактор. В соответствии с этим первый фактор может быть интерпретирован как фактор " достижения материального благополучия", второй - через оппозицию " успешная политическая карьера - полноценное приобщение к культуре", третий - " развитие своих способностей". Таким образом, эти три типа ценностей определяют основные координаты пространства жизненных ценностей, внутри которого могут быть размещены значения для учащихся с теми или иными религиозными ориентациями. Эти значения факторов для учащихся, исповедующих ту или иную религию, представлены в таблице М.1.1.6.

Приведенные в таблице значения показывают, что ориентация на достижение материального благополучия (значения по первому фактору) менее всего выражена у старшеклассников, исповедующих " другие религии" и " иудаизм". В то же время наиболее выражена эта ориентация у школьников, не исповедующих никакой религии, католиков, мусульман и православных христиан, а также у не ответивших на вопрос о своем вероисповедании.

 

Таблица М.1.1.5

Факторные нагрузки жизненных ценностей у московских старшеклассников

 

Жизненные ценности F1 F2 F3
Достижение материального благополучия 0.96 0.09 -0.17
Успешная профессиональная деятельность 0.87 -0.33 0.13
Успешная политическая карьера 0.11 0.68 0.53
Полноценное общение с людьми 0.80 0.00 -0.59
Счастливая семейная жизнь 0.67 -0.38 -0.10
Полноценное приобщение к культуре -0.28 -0.76 -0.02
Развитие своих способностей 0.49 -0.22 0.67
Познание себя 0.69 -0.3 -0.11
Воспитание детей 0.74 0.33 0.42
Все перечисленное для меня достаточно безразлично -0.27 -0.93 0.12

 

Таблица М.1.1.6

Значения факторов для различных вероисповеданий

 

Вероисповедания F1 F2 F3
Православное христианство 0.52 0.13 -0.67
Католическое христианство 0.59 -0.81 2.41
Буддизм 0.18 -1.01 -0.22
Иудаизм -0.93 -2.30 0.56
Мусульманство 0.59 0.55 -0.05
Другую -2.51 1.25 -0.26
Я не исповедую никакой религии 0.63 0.10 -1.11
Я атеист 0.35 0.08 0.31
Не могу ответить на этот вопрос 0.57 0.39 -0.97

 

Ориентация на успешную политическую карьеру (значения по второму фактору) более свойственна для группы учащихся, исповедующих " другую религию". Значимость же ценности приобщения к культуре (противоположный полюс) наиболее выражена в группах учащихся, исповедующих иудаизм и буддизм. Наконец, ориентация на развитие своих способностей (значения по третьему фактору) наиболее свойственна старшеклассникам исповедующим католицизм и иудаизм. ….

Главным же выводом по этому сопоставлению сталоо изумление исследователей по поводу невероятного: массовое социологическое исследование оказалось не в состоянии выявить какие бы то ни было значимые различия в жизненных ценностях основных групп: православных и неверующих старшеклассников. Представляется, что взаимодействие по крайней мере двух мощных факторов - давление антихристианской Советской власти и популяризация " общечеловеческих ценностей", стирающих в определенной степени специфику наций и вероисповеданий - совершили свою " работу"

Результаты по амстердамской выборке. Ответы амстердамских учащихся, родителей и учителей об их вероисповедании представлены в таблице А.1.1.4.

Представленные в таблице данные показывают, что в амстердамской выборке среди респондентов доминируют три религиозных направления: католицизм, протестантизм и мусульманство. В целом, как видно из таблицы, родители и учащиеся сходны по своим религиозным ориентациям. В то же время наиболее представительную группу во всех трех подвыборках составляют те, кто не исповедует никакой религии. Сравнивая три группы опрошенных, можно заметить также, что по сравню с учащимися и родителями учителя заметно чащe относят себя к тем, кто не исповедует никакой религии или атеистам. Если среди учителей группа составляет 64.4%, то среди учащихся 46.4%, а среди родителей - 43.9%. Рассмотрим теперь вопрос об особенностях ценностных ориентации учащихся, исповедуются различные религии. С этой целью был проведен так же, как и по московской выборке, торный и кластерный анализ, позволивший определить, насколько те или иные жизненные ценности оказываются взаимосвязанными (по ответам старшеклассников на вопрос, касающийся вероисповедания). Результаты факторного анализа методом главных факторов с последующим вращением по методу " varimax" Кайзера приведено в таблице А. 1.1.5.

Выделенные факторы объясняют 85.2 % общей дисперсии, достаточно просты и хорошо интерпретируемы. Так, в первый биполярный фактор (F1) со значимыми положительными нагрузками вошли такие жизненные ценности, как успешная профессиональная деятельность, политическая карьера, достижение материального благополучия. Отрицательный полюс этого фактора характеризуют ценности: полноценное общение с людьми и полноценное приобщение к культуре. По сути дела данный фактор определяет два разных типа социальной ориентации. Один (положительный полюс фактора) явно связан с ценностями социального достижения: материального, профессионального и успешной политической карьеры. Второй тип (отрицательный полюс фактора) связан с ориентацией на приобщение к духовным ценностям: приобщение к культуре, общение с людьми.

Второй фактор (F2) предельно прост. Это ориентация на семью, ценность семейной жизни.

Наконец, третий фактор (F3) задается оппозицией таких ценностей, как развитие своих способностей и воспитание детей. По сути дела здесь противопоставлена эгоцентрическая ориентация на себя и ориентация опеки, заботы о другом.

Как видно из приведенных в таблице А. 1.1.6 значений, ориентация на ценности социального достижения (материальное благополучие, успешная профессиональная деятельность и политическая карьера) среди амстердамских старшеклассников наиболее характерна для тех из них, кто исповедует буддизм. Наиболее же значимы ценности полноценного общения с людьми и приобщения к культуре для атеистов. Ориентация на ценность счастливой семейной жизни наиболее характерна для школьников, исповедующих иудаизм. Значимость ценностей развития своих способностей и самопознания наиболее характерна для мусульман, атеистов и буддистов. Учащиеся же, исповедующие католицизм и протестантизм, ориентированы на такую ценность, как воспитание детей. Распределение школьников разных вероисповеданий в пространстве выделенных трех факторов представлено на рисунке А. 1.1.15.

 

Таблица А.1.1.4

Религиозные ориентации учащихся, родителей и учителей (в %%)

 

  учащиеся родители учителя
Протестантское христианство 6.6 14.1 10.9
католическое христианство 12.2 17.7 14.4
буддизм 0.8 0.7 0.3
иудаизм 1.2 0.7 0.0
мусульманство 13.4 12.2 0.9
другая религия 4.4 5.0 2.1
не исповедую никакой религии 42.0 39.1 54.1
атеист 4.4 4.8 10.3
не могу ответить на этот вопрос 16.0 8.2 8.8

 

Таблица А.1.1.5

Факторныенагрузки жизненных ценностей у амстердамских старшеклассников

 

Жизненные ценности F1 F2 F3
Достижение материального благополучия 0.80 0.04 -0.03
Успешная профессиональная деятельность 0.94 -0.25 -0.11
Успешная политическая карьера 0.83 -0.38 -0.25
Полноценное общение с людьми -0.96 0.11 0.14
Счастливая семейная жизнь -0.46 0.76 0.28
Полноценное приобщение к культуре -0.85 -0.02 -0.02
Развитие своих способностей -0.34 -0.31 -0.79
Познание себя 0.54 -0.02 -0.52
Воспитание детей -0.43 -0.01 0.86
Все перечисленное для меня достаточно безразлично 0.06 0.98 0.08

 

Кластер-анализ факторных значений выявил, что по своим ценностным ориентациям протестанты, католики и те, кто не смог ответить на вопрос о своем вероисповедании, оказались близки друг к другу. Также близкими по своим ценностным ориентациям оказались школьники, не исповедующие никакой религии и школьники, исповедующие другие религии, не вошедшие в список, предложенный в анкете - кластер D.

Свои особые ценности имеют буддисты (В), иудаисты (С), мусульмане (Е), а также атеисты (F).

Кросскультурное сопоставление. Сравнение особенностей религиозных ориентации в Москве и Амстердаме дает возможность высказать ряд соображений.

Во-первых, следует обратить внимание на то, что в московской выборке явно доминирует ориентация на одну религию - православное христианство, в то время как среди амстердамских опрошенных выражены ориентации, по меньшей мере, на три религиозных концессии - католицизм, протестантизм, мусульманство. С нашей точки зрения, это различие существенно дифференцирует характер социокультурной ситуации в обоих городах.

Во-вторых, в Амстердаме практически в два раза выше по сравнению с Москвой процент тех опрошенных, кто на вопрос о своем вероисповедании ответил, что он " не исповедует никакой религии".

В-третьих, обращают на себя внимание те принципиальные различия между московской и амстердамской выборками старшеклассников, которые получены по результатам факторного анализа. Здесь важно отметить, опираясь на различие выделенных факторов, что для московской и амстердамской выборок характерны свои специфические базисные ценностные структуры. Если для московских учащихся ценностная структура состоит из таких единиц, как " достижение материального благополучия", " успешная политическая карьера - приобщение к культуре" и " развитие своих способностей", то для амстердамской выборки характерна ценностная структура, состоящая из: " социальное достижение - приобщение к духовным ценностям", " ориентация на счастливую семейную жизнь", " ориентация на саморазвитие - забота о другом".

Таблица А.1.1.6

Значения факторов для различных вероисповеданий

 

Вероисповедания F1 F2 F3
Протестантское христианство -0.05 -0.04 0.91
Католическое христианство 0.11 -0.52 1.15
Буддизм 2.43 -0.82 -1.11
Иудаизм 0.10 2.52 -0.97
Мусульманство 0.27 0.81 -1.47
Другую -0.95 -0.60 -0.27
Я не исповедую никакой религии -0.52 -0.62 -0.23
Я атеист -1.34 -0.52 -1.46
Не могу ответить на этот вопрос -0.04 -0.19 0.50

 

По поводу этих различий можно отметить следующее. В московской выборке " материальное благополучие" выделяется в особый фактор, где группируются разнообразные ценности: достижения материального благополучия, успешная профессиональная деятельность, полноценное общение с людьми, воспитание детей, познание счастливая семейная жизнь. По сути дела это синкрет разнообразных по своему содержанию ценностей, связанных с общим благополучием. В то же время для амстердамской выборки характерно, что здесь явно противопоставлены ценности социального достижения и ценности приобщения к духовной жизни. Если в этой связи обратиться к московской выборке, то здесь противопоставлены ценности успешной политической карьеры и приобщения к культуре. В качестве еще одного важного различия следует указать на ценностное противопоставление ориентации на собственное развитие и заботу о других.

Подобное противопоставление " ориентации на себя" и " на другого" отсутствует у московских старшеклассников.

В целом отмеченные различия, на наш взгляд, проявляют достаточно существенные социальные и культурные особенности, характерные для двух различных стран. Так, можно полагать, что оппозиция " политическая карьера - приобщение к культуре" действительно является одной из основных для авторитарной бюрократической системы. В этой связи, крайне интересно напомнить, что одним из основных сюжетов на этапе начала " перестройки" было противопоставление бюрократии и интеллигенции. По сути дела это задавало в советской культуре две ценностных ориентации на функционирование в социальной системе. Политическая карьера (даже в ее " безобидном" выражении - вступление в КПСС) открывала возможность продвигаться по служебной и профессиональной лестнице. Ориентацию на ценности культуры можно рассматривать как уход от " нормы" социального функционирования, которая открывала другие возможности для самореализации в системе " развитого социализма".

В этом отношении выявленная оппозиция ценностей: " социальное достижение - приобщение к культуре" и " ориентация на саморазвитие - забота о другом" (" эгоизм-альтруизм") в амстердамской выборке старшеклассников можно считать характерными и традиционными для общества открытого типа.

В-четвертых, одним из существенных различий является объединение в московской выборке старшеклассников в общий кластер: " православных христиан", " мусульман", " не исповедующих никакой религии" и " атеистов", что свидетельствует об отсутствии между ними каких-либо различий в ценностных ориентациях. В то же время, в амстердамской выборке старшеклассников верующие явно отличаются по своим ценностным ориентациям от " атеистов" и " не исповедующих никакой религии". Как мы уже отмечали выше, подобное сходство ценностных ориентации православных, мусульман, атеистов и не исповедующих никакой религии может свидетельствовать, скорее всего об отсутствии реального влияния религиозной ориентации на жизненные ценности московских старшеклассников (по-видимому, ответ на вопрос о вероисповедании подменялся респондентами ответом о своей национальной принадлежности). Полученные же различия атеистов и верующих на амстердамской выборке делают подобное объяснение вполне вероятным.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал