Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Религиозные ориентации.
Специальный вопрос анкеты был направлен на выявление религиозных ориентации опрашиваемых. В этой связи учителей, учащихся и родителе просили ответить на вопрос об их вероисповедании. Результаты по московской выборке. Результаты ответов московских учащихся, родителей учителей об их вероисповедании представлены таблице М.1.1.4. В целом представленные в таблице данные свидетельствуют о схожести религиозных ориентаций учащихся и взрослых. Вместе с тем взрослые склонны несколько чаще относить себя к людям, не исповедующим религию или атеистам. Показательно, что в целом более половины старшеклассников (53%) считают себя верующими. Как видно из таблицы, около половины (47.7%) школьников исповедуют православное христианство. Следует также отметить, что с возрастом заметно увеличивается количество учащихся, исповедующих православие: 44.2% среди 13-14-летних, 47.4% среди 15-16-летних и 57, 5° среди 17-18-летних. Таблица М1.1.4 Религиозные ориентации учащихся, родителей и учителей (в %%)
В ходе исследования проводился специальный анализ, направленный на выявление особенностей жизненных ориентации у учащихся, исповедующих различные религии. К сожалению, анализ содержания жизненных ценностей старшеклассников различных вероисповеданий по процентным распределениям невозможен в силу малой представленности в выборке тех учащихся, которые исповедуют религию, отличную от православия. В связи с этим был использован факторный и кластерный анализ, позволивший определить, насколько те или иные жизненные ценности оказываются взаимосвязанными (по ответам старшеклассников на вопрос, касающийся их вероисповедания). Результаты факторного анализа методом явных факторов с последующим вращением по методу " varimax" приведены в таблице М. 1.1.5. Три выделенных фактора объясняют около 89% общей дисперсии исходных данных. Первый фактор с высокими нагрузками определили следующие ценности: " достижение материального благополучия" (0.96), " успешная профессиональная деятельность" (0.87), " полноценное общение с людьми" (0.80), " воспитание детей" (0.74), " познанииe себя" (0.69), " счастливая семейная жизнь" 0.67). Этот фактор представляет сходные между собой жизненные ценности по ответам старшеклассников, исповедующих ту или иную религию. Второй фактор является биполярным, поскольку с высокими нагрузками, но с разными знаками его определили: " все перечисленное для меня достаточно безразлично" (-0.93), " полноценное приобщение к культуре" (-0.76) и " успешная политическая карьера" (0.68). Третий фактор также биполярный, его определили с высокими весами, прежде всего такие ценности, как " развитие своих способностей" (0.67), успешная политическая карьера (0.53), а также " полноценное общение с людьми" (-0.59) Выделенные факторы могут быть интерпретированы через те ценности, которые с высокими нагрузками определили тот или иной фактор. В соответствии с этим первый фактор может быть интерпретирован как фактор " достижения материального благополучия", второй - через оппозицию " успешная политическая карьера - полноценное приобщение к культуре", третий - " развитие своих способностей". Таким образом, эти три типа ценностей определяют основные координаты пространства жизненных ценностей, внутри которого могут быть размещены значения для учащихся с теми или иными религиозными ориентациями. Эти значения факторов для учащихся, исповедующих ту или иную религию, представлены в таблице М.1.1.6. Приведенные в таблице значения показывают, что ориентация на достижение материального благополучия (значения по первому фактору) менее всего выражена у старшеклассников, исповедующих " другие религии" и " иудаизм". В то же время наиболее выражена эта ориентация у школьников, не исповедующих никакой религии, католиков, мусульман и православных христиан, а также у не ответивших на вопрос о своем вероисповедании.
Таблица М.1.1.5 Факторные нагрузки жизненных ценностей у московских старшеклассников
Таблица М.1.1.6 Значения факторов для различных вероисповеданий
Ориентация на успешную политическую карьеру (значения по второму фактору) более свойственна для группы учащихся, исповедующих " другую религию". Значимость же ценности приобщения к культуре (противоположный полюс) наиболее выражена в группах учащихся, исповедующих иудаизм и буддизм. Наконец, ориентация на развитие своих способностей (значения по третьему фактору) наиболее свойственна старшеклассникам исповедующим католицизм и иудаизм. …. Главным же выводом по этому сопоставлению сталоо изумление исследователей по поводу невероятного: массовое социологическое исследование оказалось не в состоянии выявить какие бы то ни было значимые различия в жизненных ценностях основных групп: православных и неверующих старшеклассников. Представляется, что взаимодействие по крайней мере двух мощных факторов - давление антихристианской Советской власти и популяризация " общечеловеческих ценностей", стирающих в определенной степени специфику наций и вероисповеданий - совершили свою " работу" Результаты по амстердамской выборке. Ответы амстердамских учащихся, родителей и учителей об их вероисповедании представлены в таблице А.1.1.4. Представленные в таблице данные показывают, что в амстердамской выборке среди респондентов доминируют три религиозных направления: католицизм, протестантизм и мусульманство. В целом, как видно из таблицы, родители и учащиеся сходны по своим религиозным ориентациям. В то же время наиболее представительную группу во всех трех подвыборках составляют те, кто не исповедует никакой религии. Сравнивая три группы опрошенных, можно заметить также, что по сравню с учащимися и родителями учителя заметно чащe относят себя к тем, кто не исповедует никакой религии или атеистам. Если среди учителей группа составляет 64.4%, то среди учащихся 46.4%, а среди родителей - 43.9%. Рассмотрим теперь вопрос об особенностях ценностных ориентации учащихся, исповедуются различные религии. С этой целью был проведен так же, как и по московской выборке, торный и кластерный анализ, позволивший определить, насколько те или иные жизненные ценности оказываются взаимосвязанными (по ответам старшеклассников на вопрос, касающийся вероисповедания). Результаты факторного анализа методом главных факторов с последующим вращением по методу " varimax" Кайзера приведено в таблице А. 1.1.5. Выделенные факторы объясняют 85.2 % общей дисперсии, достаточно просты и хорошо интерпретируемы. Так, в первый биполярный фактор (F1) со значимыми положительными нагрузками вошли такие жизненные ценности, как успешная профессиональная деятельность, политическая карьера, достижение материального благополучия. Отрицательный полюс этого фактора характеризуют ценности: полноценное общение с людьми и полноценное приобщение к культуре. По сути дела данный фактор определяет два разных типа социальной ориентации. Один (положительный полюс фактора) явно связан с ценностями социального достижения: материального, профессионального и успешной политической карьеры. Второй тип (отрицательный полюс фактора) связан с ориентацией на приобщение к духовным ценностям: приобщение к культуре, общение с людьми. Второй фактор (F2) предельно прост. Это ориентация на семью, ценность семейной жизни. Наконец, третий фактор (F3) задается оппозицией таких ценностей, как развитие своих способностей и воспитание детей. По сути дела здесь противопоставлена эгоцентрическая ориентация на себя и ориентация опеки, заботы о другом. Как видно из приведенных в таблице А. 1.1.6 значений, ориентация на ценности социального достижения (материальное благополучие, успешная профессиональная деятельность и политическая карьера) среди амстердамских старшеклассников наиболее характерна для тех из них, кто исповедует буддизм. Наиболее же значимы ценности полноценного общения с людьми и приобщения к культуре для атеистов. Ориентация на ценность счастливой семейной жизни наиболее характерна для школьников, исповедующих иудаизм. Значимость ценностей развития своих способностей и самопознания наиболее характерна для мусульман, атеистов и буддистов. Учащиеся же, исповедующие католицизм и протестантизм, ориентированы на такую ценность, как воспитание детей. Распределение школьников разных вероисповеданий в пространстве выделенных трех факторов представлено на рисунке А. 1.1.15.
Таблица А.1.1.4 Религиозные ориентации учащихся, родителей и учителей (в %%)
Таблица А.1.1.5 Факторныенагрузки жизненных ценностей у амстердамских старшеклассников
Кластер-анализ факторных значений выявил, что по своим ценностным ориентациям протестанты, католики и те, кто не смог ответить на вопрос о своем вероисповедании, оказались близки друг к другу. Также близкими по своим ценностным ориентациям оказались школьники, не исповедующие никакой религии и школьники, исповедующие другие религии, не вошедшие в список, предложенный в анкете - кластер D. Свои особые ценности имеют буддисты (В), иудаисты (С), мусульмане (Е), а также атеисты (F). Кросскультурное сопоставление. Сравнение особенностей религиозных ориентации в Москве и Амстердаме дает возможность высказать ряд соображений. Во-первых, следует обратить внимание на то, что в московской выборке явно доминирует ориентация на одну религию - православное христианство, в то время как среди амстердамских опрошенных выражены ориентации, по меньшей мере, на три религиозных концессии - католицизм, протестантизм, мусульманство. С нашей точки зрения, это различие существенно дифференцирует характер социокультурной ситуации в обоих городах. Во-вторых, в Амстердаме практически в два раза выше по сравнению с Москвой процент тех опрошенных, кто на вопрос о своем вероисповедании ответил, что он " не исповедует никакой религии". В-третьих, обращают на себя внимание те принципиальные различия между московской и амстердамской выборками старшеклассников, которые получены по результатам факторного анализа. Здесь важно отметить, опираясь на различие выделенных факторов, что для московской и амстердамской выборок характерны свои специфические базисные ценностные структуры. Если для московских учащихся ценностная структура состоит из таких единиц, как " достижение материального благополучия", " успешная политическая карьера - приобщение к культуре" и " развитие своих способностей", то для амстердамской выборки характерна ценностная структура, состоящая из: " социальное достижение - приобщение к духовным ценностям", " ориентация на счастливую семейную жизнь", " ориентация на саморазвитие - забота о другом". Таблица А.1.1.6 Значения факторов для различных вероисповеданий
По поводу этих различий можно отметить следующее. В московской выборке " материальное благополучие" выделяется в особый фактор, где группируются разнообразные ценности: достижения материального благополучия, успешная профессиональная деятельность, полноценное общение с людьми, воспитание детей, познание счастливая семейная жизнь. По сути дела это синкрет разнообразных по своему содержанию ценностей, связанных с общим благополучием. В то же время для амстердамской выборки характерно, что здесь явно противопоставлены ценности социального достижения и ценности приобщения к духовной жизни. Если в этой связи обратиться к московской выборке, то здесь противопоставлены ценности успешной политической карьеры и приобщения к культуре. В качестве еще одного важного различия следует указать на ценностное противопоставление ориентации на собственное развитие и заботу о других. Подобное противопоставление " ориентации на себя" и " на другого" отсутствует у московских старшеклассников. В целом отмеченные различия, на наш взгляд, проявляют достаточно существенные социальные и культурные особенности, характерные для двух различных стран. Так, можно полагать, что оппозиция " политическая карьера - приобщение к культуре" действительно является одной из основных для авторитарной бюрократической системы. В этой связи, крайне интересно напомнить, что одним из основных сюжетов на этапе начала " перестройки" было противопоставление бюрократии и интеллигенции. По сути дела это задавало в советской культуре две ценностных ориентации на функционирование в социальной системе. Политическая карьера (даже в ее " безобидном" выражении - вступление в КПСС) открывала возможность продвигаться по служебной и профессиональной лестнице. Ориентацию на ценности культуры можно рассматривать как уход от " нормы" социального функционирования, которая открывала другие возможности для самореализации в системе " развитого социализма". В этом отношении выявленная оппозиция ценностей: " социальное достижение - приобщение к культуре" и " ориентация на саморазвитие - забота о другом" (" эгоизм-альтруизм") в амстердамской выборке старшеклассников можно считать характерными и традиционными для общества открытого типа. В-четвертых, одним из существенных различий является объединение в московской выборке старшеклассников в общий кластер: " православных христиан", " мусульман", " не исповедующих никакой религии" и " атеистов", что свидетельствует об отсутствии между ними каких-либо различий в ценностных ориентациях. В то же время, в амстердамской выборке старшеклассников верующие явно отличаются по своим ценностным ориентациям от " атеистов" и " не исповедующих никакой религии". Как мы уже отмечали выше, подобное сходство ценностных ориентации православных, мусульман, атеистов и не исповедующих никакой религии может свидетельствовать, скорее всего об отсутствии реального влияния религиозной ориентации на жизненные ценности московских старшеклассников (по-видимому, ответ на вопрос о вероисповедании подменялся респондентами ответом о своей национальной принадлежности). Полученные же различия атеистов и верующих на амстердамской выборке делают подобное объяснение вполне вероятным.
|