![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Продукты-заменители
• Все венчурные капиталисты заинтересованы в рынках заметного размера.
• Если новые продукт конкурентен на большом рынке, шансы получить финансирование – выше
• Даже если рынок растет с темпом 15-20% в год, но размер его всего $20-30 млн. венчурный капиталист вряд ли заинтересуется возможностью стать лидером на таком незначительном рынке
• 5.1 Революционные – наиболее трудны для финансирования – лампочка, ТВ, телефон, камера, фотография и ранние автомобили – примеры революционных продуктов, которые изменили жизнь
• Современная компьютерная промышленность родилась в результате финансирования революционного продукта
• Другим примером революционного продукта являются продукты генной инженерии
• Все революционные продукты в ходе развития потребляют огромные объемы капитала
• Для революционных продуктов требуется длительное время финансирования развития до момента, когда они начнут приносить прибыль
• 5.2. Инновационные – те продукты, которые предпочитают венчурные капиталисты
• Пример – фотокамера для моментальной фотографии, персональный компьютер, цветное ТВ, флуоресцентные лампы – эволюционная стадия развития революционных продуктов
• Изменение в продукте было достаточно существенным, для того, чтобы породить новый спрос, но недостаточно новыми для того, чтобы потребовались существенные исследования
• 5.3. Эволюционные – более дешевые или более качественные – предпочитают многие венчурные капиталисты
• В случае эволюционных продуктов, компания их разрабатывающая предпочитает обгонять конкурентов на год, а не на 5 или 10 лет
• При наличии эволюционного продукта и агрессивной команды менеджеров венчурный капиталист легко верит, что такое лидерство легко сохранить и достичь существенных прибылей
• 5.4. Продукты-заменители – некоторые венчурные капиталисты финансируют только данный вид продуктов
• Имеются капиталисты, которые при финансировании сети быстрого питания предпочитают замену бургеров цыплятами
• Как правило, это специалисты по LBOs, которые поддерживают новую агрессивную команду менеджеров, предпочитающую приобрести старую и отсталую фирму и сделать ее процветающей путем переупаковки продукта в современный Лекция 6. Возможности рынка венчурного капитала • Наличие венчурного капитала;
• Возможности, предлагаемые предпринимателю, в т.ч. в России;
• Преимущества и возможности синдикации и со-инвестирования;
• Доступность венчурного капитала;
• Объемы, на которые можно рассчитывать и которые следует запрашивать.
• 6.1. Наличие венчурного капитала – существенный рост доступности венчурного капитала в мире был вызван несколькими причинами:
• В связи со снижением налогов на доход на капитал количество людей, заинтересованных в инвестициях в венчурные фонды, выросло. Инвесторы стали искать возможности обеспечения долгосрочной доходности на капитал, так как в этом случае налоги существенно ниже
• В США правительство разрешило пенсионным фондам вкладывать малую долю их активов в высокорисковые венчурные компании. На практике речь идет о 2%, но пенсионные фонды распоряжаются сотнями миллиардов долларов
• Эти два изменения привлекли к рынку венчурного значительное внимание институциональных инвесторов
• Компании венчурного капитала не встречают существенных трудностей в привлечении средств
• Предприниматели получили доступ к существенным фондам для финансирования проектов
• 6.2. Возможности, предлагаемые предпринимателю, в т.ч. в России – уже с конца 80-х годов возможности привлечения венчурного капитала стали существенными
• Развитые страны перешли к пост-индустриальной стадии развития
• Существенный рост связан с электроникой и обработкой информации, а любой рост создает возможности
• Новые возможности порождаются и реструктурированием традиционных отраслей и сделками M& A (merges and acquisitions)
• Большие компании выделяют бизнес-подразделения для оптимизации финансового управления, появляются все новые компании
• Дети baby-boom 1960х достигли зрелости к началу 90х и для них вопрос о создании собственного бизнеса стоял остро – сейчас или никогда
• В условиях снизившихся кредитных ставок цены компаний выросли
• В условиях выросших цен на компании многие собственники стали заинтересованными в продаже бизнеса
• Рост предложения вызвал рост спроса и число покупателей превысило число продавцов
• Рост спроса на компании вызвал рост спроса на венчурный капитал и конкуренцию на данном рынке
• 6.3. Преимущества и возможности синдикации и со-инвестирования – очевидны, т.к. венчурные капиталисты имеют возможность распределить риски, что облегчает принятие инвестиционного решения, а предприниматель получает в свое распоряжение больше экспертизы, которую может использовать для роста стоимости бизнеса
• Возможности инвестирования в одно предприятие существенно ограничены размером венчурного фонда
• Как правило, не принято инвестировать больше 10% (в крайнем случае 15%) объема фонда в одну компанию, а число крупных фондов – не велико
• Кроме того, многие фонды и венчурные подразделения банков искусственно ограничивают объем своих инвестиций в компанию 30-50% от общей суммы инвестиций
• 6.4. Доступность венчурного капитала – несмотря на существенные объемы венчурного капитала на рынке существует острая конкуренция между предпринимателями, пытающимися привлечь
• Проблемой является и отсутствие опытных специалистов для рассмотрения заявок на финансирование, т.к. их число отстает от роста этого бизнеса
• Предпринимателю приходится работать с младшими специалистами, не принимающими решений, говорящими «да», которое ничего не стоит, т.к. легко перевешивается «нет» специалистов более высокого ранга
• Избежать эту проблемы не возможно и следует предпринять все возможные усилия с тем, чтобы как можно быстрее выйти на уровень общения с ЛПР
• 6.5. Объемы, на которые можно рассчитывать и которые следует запрашивать – всегда трудно оценить, особенно на ранних стадиях развития бизнеса
• Основное правило, о котором следует помнить при привлечении инвестиций: чем больше денег требуется привлечь, тем с большей долей в компании придется расстаться
• Исходя из выделенных выше 4-х стадий развития компании наиболее трудно привлечь инвестиции на первой стадии старт ап
• Не менее трудно привлечь достаточно средств на второй стадии для финансирования роста
• На каждой стадии следует привлекать средств в объеме, достаточном для достижения следующей стадии и привлечения финансирования по более низкой цене
• На первой стадии, как правило, приходится продать не менее 30% компании, но тогда для финансирования второй стадии будет достаточно заплатить 10-15% и т.д.
• Не стоит поддаваться на уговоры венчурного капиталиста сократить требуемый бюджет финансирования процесса перехода к следующей стадии
• При недостатке средств привлечение дополнительных, как правило, обходится дороже, чем первоначальных Лекция 6.1. Венчурный капитал в России
|